Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:13, курсовая работа
Прежде чем приступать к изложению темы своей курсовой работы «Охрана труда как институт трудового права», мне бы хотелось разъяснить актуальность и своевременность этой темы, необходимость ее изучения и анализа именно в наши дни.
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам РФ, Конституции РФ.
Введение. 1
Глава 1. Понятие охраны труда как института трудового права. 4
Глава 2. Обязанности работодателей и работников по обеспечению безопасных условий труда. 9
2.1. Обязанности работодателей. 9
2.2. Обязанности работников в области охраны труда 15
2.3. Обеспечение прав работников на охрану труда 18
Глава 3. Управление охраной труда. 25
3.1. Государственное управление охраной труда. 25
3.2. Служба охраны труда в организациях. 29
Заключение. 32
Список библиографических описаний 36
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В статье 16 ФКЗ «О Правительстве РФ» перечислены полномочия Правительства РФ в социально-экономической сфере:
«обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы».
Функции Федеральных министерств и ведомств в сфере охраны труда регламентируются соответствующими нормативными актами об этих учреждениях.
Согласно части 2 ст. 216 ТК РФ,
«федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Так, например, Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору - (бывшие Госгортехнадзор РФ и Госатомнадзор РФ) осуществляются согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»[32], специальные функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Согласно части 3 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта в сфере охраны труда в пределах его полномочий.
Некоторые полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть делегированы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.ми 43, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к сфере охраны труда, разрабатываются и принимаются различными министерствами и ведомствами в целях исполнения Конституции РФ, Федеральных конституционных и Федеральных законов, Указов Президента, Постановлений Правительства.
В соответствии с пунктом 5.2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»[33] данное Министерство самостоятельно принимает такие нормативные акты, как:
«5.2.65. перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);
5.2.66. предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
5.2.67. порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ;
5.2.68. положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
5.2.69. правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
5.2.70. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
5.2.71. типовые нормы труда;
5.2.72. нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
5.2.73. нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
5.2.74. нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;
5.2.75. нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
5.2.76. рационы лечебно-профилактического питания;
5.2.77. перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;
5.2.78. перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.2.79. перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
5.2.80. критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
5.2.81. методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
5.2.82. типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда».
Минздравсоцразвития РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляют согласно Постановлению № 321, Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»[34], Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»[35], Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 325 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию»[36] вместе с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями контроль за реализацией законодательства о труде.
Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты в организациях, с численностью работающих более 50 человек, работодателем согласно статье 217 ТК РФ создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если численность работников организации 50 человек и меньше, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Если служба охраны труда (специалист по охране труда) в организации отсутствует, ее функции выполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, который оказывает услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций федерального органа исполнительной власти, принятых Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»[37].
Деятельность комитета (комиссии) по охране труда регламентирована Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»[38]. Однако ТК РФ не ставит обязательным условием для создания комитета (комиссии) наличие в организации определенного количества работников. Комитет (комиссия) по охране труда могут быть созданы в любой организации.
Этот орган по охране труда может быть создан как по инициативе работодателя, так и по инициативе работников (их представительного органа). Комитет (комиссия) по охране труда также может быть организована совместными усилиями работодателя и работников (их представительного органа).
Комитет (комиссия) по охране труда организуют совместные действия руководителя и работников в сфере охраны труда, организует проверку условий и охраны труда на рабочих местах, доводит результаты проверок до сведения работающих, осуществляет сбор предложений к созданию коллективного договора (соглашения) по охране труда. Действия комитета способствуют профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.
Количество работников комитета (комиссии) по охране труда может зависеть от численности работников в организации, специфики ее работы, иных особенностей организации, а также определяться в результате взаимной договоренности работодателя и работников (их представителей).
Выдвижение в комитет представителей работников происходит на общем собрании коллектива. Приказом директора (начальника) организации назначается на свою должность представитель работодателя.
Условия создания, деятельности, период работы определяются по взаимной договоренности сторон.
Из числа работников, выбранных в комиссию по охране труда, могут быть избраны председатель комиссии, а также с каждой из сторон трудового договора заместитель председателя и лицо, исполняющее обязанности секретаря.
Комитет осуществляет свою работу в соответствии с планом работы, который принимается на его заседании и утверждается председателем комитета. Работа комитета осуществляется на общественных началах, как правило, без освобождения от основных обязанностей, если иное не оговорено в коллективном договоре. В соответствии с пунктом 4 Приказа № 413 в своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Службами охраны труда организаций проводится проверка состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдения работниками требований инструкций охраны труда, а также информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, СИЗ и другое.
В соответствии с пунктом 9 Приказа № 413 для осуществления возложенных на него функций комитету предоставляются следующие права:
«9.1. Получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья.
9.2. Заслушивать на заседаниях комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда.
9.3. Заслушивать на заседаниях комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
9.4. Участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции комитета.
9.5. Вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
9.6. Содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций».