Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:34, курсовая работа
Институты организации исполнительной власти и местного самоуправления в России имеют многовековую историю, обусловленную особенностями Российского государства, выраженными в специфике географических и демографических факторов.
Осуществляемая в стране работа по проведению административной реформы и реформы местного самоуправления, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, так и укрепления в их системах кадрового потенциала и кадровой политики.
Введение ……….……………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические проблемы правового регулирования трудовых отношений государственных гражданских служащих в России ……..……
6
1.1. Правовая природа правоотношений с государственными гражданскими служащими …………………………………………………………….
6
1.2. Источники права, регулирующие отношения государственных гражданских служащих в России ……………………………....…………………
11
Глава 2. Практические вопросы, связанные с началом, прохождением и прекращением государственной гражданской службы в России …………
18
2.1. Особенности заключения служебного контракта (трудового договора) с государственным гражданским служащим …………………………...
18
2.2. Правовое регулирование процедуры изменения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……...
21
2.3. Особенности прекращения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……………………….……
24
Заключение ……………………………………………………………………
28
Библиографический список ……………….…………………………………
30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……….…………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические проблемы правового регулирования трудовых отношений государственных гражданских служащих в России ……..…… |
6 |
1.1. Правовая природа правоотношений с государственными гражданскими служащими ……………………………………………………………. |
6 |
1.2. Источники права, регулирующие отношения государственных гражданских служащих в России ……………………………....………………… |
11 |
Глава 2. Практические вопросы, связанные с началом, прохождением и прекращением государственной гражданской службы в России ………… |
18 |
2.1. Особенности заключения служебного контракта (трудового договора) с государственным гражданским служащим …………………………... |
18 |
2.2. Правовое регулирование процедуры изменения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……... |
21 |
2.3. Особенности прекращения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……………………….…… |
24 |
Заключение …………………………………………………………………… |
28 |
Библиографический список ……………….………………………………… |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
Институты организации исполнительной власти и местного самоуправления в России имеют многовековую историю, обусловленную особенностями Российского государства, выраженными в специфике географических и демографических факторов.
Осуществляемая в стране работа по проведению административной реформы и реформы местного самоуправления, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, так и укрепления в их системах кадрового потенциала и кадровой политики.
Формирование новых
Основные направления реформы государственной службы определили Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 года № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», в ходе которой был принят Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 года № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)».
В результате был осуществлен комплекс мероприятий по созданию законодательной базы государственной службы, сопряженных с ее открытостью гражданам, улучшением работы с кадрами, внедрением новых информационных технологий в государственном аппарате и др. Государственная служба стала правовым, социальным, организационным институтом обеспечения государственными служащими выполнения функций государства, деятельности государственных органов.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», явившись продуктом проведённых реформ, восприняли многие инновационные подходы, присущие самым передовым аналогам этих институтов в наиболее развитых странах, содержат правовые новеллы, в некотором смысле опередившие готовность к их реализации всеми заинтересованными участниками регулируемых им отношений. Они устанавливают правовые, организационные и экономические основы гражданской службы, определяют основы правового положения всего корпуса государственных гражданских служащих.
Позитивный потенциал указанных законов, однако, еще не раскрыт, не в последнюю очередь из-за того, что пока не приняты некоторые подзаконные акты, но нередко и по причинам неоднозначного понимания их нормативного содержания.
Вместе с тем нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самих законов, содержащихся в них норм коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании служебных отношений.
Тем не менее, практика применения указанных законов свидетельствует о большой потребности в научно-методическом обеспечении правоприменительной деятельности. Правильное понимание норм, ориентированное на решение практических задач, связано с самыми разными вопросами, которые возникают при поступлении на государственную гражданскую службу, в процессе их прохождения, реализации статуса служащих, вплоть до увольнения со службы.
Объектом исследования выступают проблемы правового регулирования трудовых отношений государственных гражданских служащих.
Предметом исследования являются особенности правового регулирования правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Исходя из актуальности обозначенной темы, в данной курсовой работе ставится цель выявить основные особенности правового регулирования труда государственных гражданских служащих.
Поставлены следующие задачи:
- обозначить характерные черты и особенности правоотношений с государственными гражданскими служащими;
- раскрыть актуальные правовые аспекты регулирования труда государственных гражданских служащих;
- проанализировать вопросы, связанные с началом, прохождением и прекращением государственной гражданской службы.
Всем вышеизложенным и обусловлен выбор темы настоящей курсовой работы, которая включает в себя две главы, где будут рассмотрены как теоретические проблемы правового регулирования трудовых отношений государственных гражданских служащих в России, так и практические вопросы, связанные с началом, прохождением и прекращением государственной гражданской службы в России, а также подготовлены выводы по результатам исследования.
В ходе исследования применялись следующие научные методы: общенаучные (формально-логический, системный, структурно-функциональный), общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия), а также частнонаучные (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
Нормативную основу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации, базовые акты действующего российского законодательства о государственной гражданской службе.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
гражданскими служащими
С конца 40-х годов XX века институт государственной службы начинает интенсивно исследоваться, и уже в 50-х годах XX века учеными формулируются определения государственного служащего. Так, В.А. Власов и С.С. Студеникин при определении понятия государственного служащего в качестве главного критерия рассматривали исполнение работником служебных обязанностей. Государственным служащим, по их мнению, является лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (государственном аппарате)1.
Н.И. Фаянс при характеристике понятия «государственный служащий» подробно рассматривает отдельные признаки понятия «состоять на государственной службе» и в числе таковых называет следующие: 1) состоять на государственной службе – это значит работать в государственном учреждении или предприятии; 2) состоять на государственной службе – это значит занимать определенную должность в государственном учреждении или предприятии; 3) состоять на государственной службе – это значит получать определенное вознаграждение (заработную плату) за выполняемую работу. Обобщив вышеназванные признаки, Н.И. Фаянс дает следующее определение государственного служащего: «советскими государственными служащими являются лица, занимающие по выбору или по назначению, постоянно или временно должности в государственных учреждениях или предприятиях и получающие вознаграждение (заработную плату) за свой труд, состоящий в организации и непосредственном осуществлении функций социалистического государства»2.
К 60-м годам XX в. был проведен ряд исследований, посвященных институту государственной службы, что позволило ученым (В.М. Манохин, И.Н. Пахомов) выйти на новый уровень обобщения и тем самым продвинуть исследования о государственной службе вперед. Так, И.Н. Пахомов, уделив значительное внимание критическому обзору имеющейся литературы по данному вопросу, приходит к выводу, что «советским государственным служащим называется лицо, которое работает в государственном аппарате, подконтрольном Советам депутатов трудящихся, и осуществляет в пределах своей компетенции деятельность, направленную на организацию и выполнение государственного руководства соответствующими сферами общественной жизни»3.
Следует отметить, что нормативно определение государственного служащего в советском законодательстве так и не было закреплено.
Понятие же государственного гражданского служащего впервые дается в Федеральном законе от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Данный закон основан на положениях Федерального закона от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба, а другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в данный закон. Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Указанный Закон не содержит указаний на природу общественных отношений, которые он призван регулировать. В нем отсутствует определение служебных отношений, а термин «служебный» используется как более соответствующий труду гражданских служащих. В ст. 1 Закона указывается лишь на предмет регулирования – отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Федерации. Тем не менее, представителями науки административного права принятие Закона в данной редакции было воспринято как сигнал для вытеснения трудового права из области регулирования отношений на государственной службе.
В результате проблема правового
регулирования служебных
Учитывая изложенное, в первую очередь необходимо рассмотреть некоторые спорные проблемы правовой природы служебных отношений на государственной гражданской службе.
Мнения ученых-правоведов, как это зачастую бывает, разделились на 3 группы: это трудовые отношения, это служебные отношения и это некий комплекс трудовых и служебных отношений.
Так, по мнению Е.А Ершовой анализ фактических правоотношений между государственными органами и государственными гражданскими служащими, а также Конституции Российской Федерации, ТК РФ и ГК РФ позволяет сделать вывод, по меньшей мере, о дискуссионности идеи об исключительно публично-правовом характере служебных отношений4.
По мнению же Ю.И. Мигачева, Л.Л. Попова, С.В. Тихомирова и А.А. Гришковца правовое регулирование труда гражданских служащих отнесено к специально конструируемой для этой надобности отрасли права - служебному праву5.
В свою очередь,
по мнению Л.А. Чикановой служебные
отношения на государственной гражданской
службе есть некий конгломерат служебно-
Следует отметить, что Конституционный Суд РФ в своих определениях неоднократно подчеркивал, что «специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила».
Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих