Особенности правового регулирования труда государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Институты организации исполнительной власти и местного самоуправления в России имеют многовековую историю, обусловленную особенностями Российского государства, выраженными в специфике географических и демографических факторов.
Осуществляемая в стране работа по проведению административной реформы и реформы местного самоуправления, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, так и укрепления в их системах кадрового потенциала и кадровой политики.

Содержание работы

Введение ……….……………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические проблемы правового регулирования трудовых отношений государственных гражданских служащих в России ……..……

6
1.1. Правовая природа правоотношений с государственными гражданскими служащими …………………………………………………………….

6
1.2. Источники права, регулирующие отношения государственных гражданских служащих в России ……………………………....…………………

11
Глава 2. Практические вопросы, связанные с началом, прохождением и прекращением государственной гражданской службы в России …………

18
2.1. Особенности заключения служебного контракта (трудового договора) с государственным гражданским служащим …………………………...

18
2.2. Правовое регулирование процедуры изменения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……...

21
2.3. Особенности прекращения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……………………….……

24
Заключение ……………………………………………………………………
28
Библиографический список ……………….…………………………………
30

Файлы: 1 файл

трудовое право6.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Обсуждаемые спорные  вопросы имеют не только существенное теоретическое, но и важнейшее практическое значение. С одной стороны, отнесение служебных отношений к сложным правоотношениям, имеющим как публично-правовой, так и частноправовой характер, на практике привело к принятию достаточно спорного в целом ряде правовых положений Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и неурегулированности многих дискуссионных вопросов.

Л.А. Чиканова справедливо  отмечает: «Идея наиболее полно урегулировать служебные отношения на гражданской службе в специальном законе на деле обернулась наличием в нем значительно большего, чем ранее, числа пробелов... В нем не получила должного отражения та специфика, которая характерна именно для государственной службы»7.

По мнению же Е.А Ершовой, отнесение служебных  отношений на гражданской службе к специфическим трудовым отношениям позволяет снять не только многочисленные современные теоретические, но и практические проблемы. В частности, применять общие положения более разработанного трудового права в случае мнимого пробела в специальном законе. При наличии мнимого пробела в специальном законе судья не может отказывать гражданскому служащему в приеме заявления, должен вынести решение на основании общих положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения8.

В первую очередь необходимо обратиться к самим нормам Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в статье 73 которого четко закреплено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, неурегулированной данным Федеральным законом.

Таким образом, указанный закон, с одной стороны  закрепил приоритет своих специальных норм над всеми иными нормами, регулирующими трудовыми отношения, что позволяет сделать вывод, что эти отношения отграничиваются от отношений, связанных с гражданской службой.

 

 

 

 

    1. Источники права, регулирующие отношения государственных

гражданских служащих в России

 

Считается, что  понятие «источник права» возникает  более двух тысяч лет назад, когда  Тит Ливий в своей «Римской истории» называет законы ХII таблиц «источником всего публичного и частного права», но его научное исследование начинается в 19 веке, когда правоведами начинают различаться понятия «форма права» и «источник права».

В.С. Нерсесянц  употребляет термины «источники права» и «форма права» в значении внешней формы объективации, выражения  права или нормативной государственной воли 9.

С.С. Алексеев утверждает, что «объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования»10. Л.И. Спиридонов под источником права понимает культуру, которая в процессе селективной революции вбирает в себя социальный опыт  и выражается в общеобязательных правилах поведения11.

Следует отметить, что в настоящее время ни в  теории права, ни в отраслевых науках  нет единого мнения в отношении системы их источников.

Возможно подразделить источники права, регулирующие отношения государственных гражданских служащих в России на несколько групп: международно-правовые, федеральные, региональные.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Последнее правило  воспроизведено только в статье 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и ст. 10 ТК РФ, что не имеет принципиального значения, поскольку норма Конституции Российской Федерации все равно имеет прямое действие.

Как верно отмечает А.Л.Шведов общепризнанные принципы международного права как его основополагающие императивные нормы, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, самостоятельным источником международного права не являются. Принципы выступают в роли исходных сущностных начал права, закрепляются в той или иной степени в источниках права и характеризуют его содержание, а не форму. В рамках более широкого подхода к праву возможно придание принципам статуса источника12.

Применительно к Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, принятой 24 октября 1970 года, можно, прежде всего, выделить следующие основополагающие общепризнанные принципы международного трудового права:

- верховенство международного  трудового права над национальными  нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения;

- недопущение дискриминации;

- баланс прав и законных  интересов работника и работодателя;

- равные права на судебную  защиту;

- добросовестное выполнение  международных обязательств;

- всеобщее уважение и  соблюдение трудовых прав и  защищаемых законов интересов для всех.

Общепризнанные нормы международного трудового права, можно рассматривать как общеобязательные правила, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, основанные на общепризнанных принципах международного трудового права, которым должны следовать все в подобных случаях.

Общепризнанные нормы  права, в том числе по аналогии нормы права международного трудового  права, в частности, содержатся в:

- Уставе ООН, принятом 26 июня 1945 года;

- Статуте Международного  суда, принятом 26 июня 1945 года;

- во Всеобщей декларации  прав человека от 10 декабря 1948 года;

- Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года;

- Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

Больше всего  общепризнанных норм международного трудового  права выработано в конвенциях Международной  организации труда, действующей с 1919 года на основе трехстороннего представительства международной специализированной организации.

Что касается международных  договоров, то в соответствие со ст. 3 Федерального закона от 15.07.1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», то они заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

Ряд вопросов, связанных  с международными договорами, и правовые последствия наличия таких договоров  отражены в ст. 16,17 и 41 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, гражданин  не может быть принят на гражданскую  службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В связи с  прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Кроме того, гражданский  служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и  увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации13;

2) Федеральным законом от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»,

3) данным Федеральным  законом;

4) другими федеральными  законами, в том числе федеральными  законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента  Российской Федерации:

- Указ Президента  РФ от 20.09.2010 года № 1141 «О перечне  должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»;

- Указ Президента РФ  от 19.11.2007 года № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 25.07.2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»;

- Указ Президента РФ  от 31.12.2005года № 1574 «О Реестре  должностей Федеральной государственной гражданской службы»;

-  Указ Президента РФ  от 01.02.2005года № 112 «О конкурсе  на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 21.09.2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»);

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»);

-  Указ Президента РФ  от 21.12.2009 года № 1456 «О подготовке  кадров для федеральной государственной  гражданской службы по договорам  на обучение» (вместе с «Положением  о порядке заключения договора  на обучение между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы»);

- Указ Президента РФ от 28.12.2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

-  Указ Президента РФ  от 30.05.2005 года № 609 «Об утверждении  Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;

-  Указ Президента РФ от 27.09.2005 года № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»;

- Указ Президента РФ от 30.04.2008 года № 634 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы»;

6) постановлениями  Правительства Российской Федерации:

Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих