Особенности правового регулирования труда государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Институты организации исполнительной власти и местного самоуправления в России имеют многовековую историю, обусловленную особенностями Российского государства, выраженными в специфике географических и демографических факторов.
Осуществляемая в стране работа по проведению административной реформы и реформы местного самоуправления, выдвинула ряд актуальных и непростых задач, связанных с преобразованием как в целом функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, так и укрепления в их системах кадрового потенциала и кадровой политики.

Содержание работы

Введение ……….……………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические проблемы правового регулирования трудовых отношений государственных гражданских служащих в России ……..……

6
1.1. Правовая природа правоотношений с государственными гражданскими служащими …………………………………………………………….

6
1.2. Источники права, регулирующие отношения государственных гражданских служащих в России ……………………………....…………………

11
Глава 2. Практические вопросы, связанные с началом, прохождением и прекращением государственной гражданской службы в России …………

18
2.1. Особенности заключения служебного контракта (трудового договора) с государственным гражданским служащим …………………………...

18
2.2. Правовое регулирование процедуры изменения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……...

21
2.3. Особенности прекращения правоотношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы ……………………….……

24
Заключение ……………………………………………………………………
28
Библиографический список ……………….…………………………………
30

Файлы: 1 файл

трудовое право6.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

- Постановление  Правительства РФ от 31.12.2008 года  № 1090 «Об утверждении Правил  предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день»;

7) нормативными  правовыми актами федеральных  органов исполнительной власти;

8) конституциями  (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными  правовыми актами государственных  органов.

Таким образом, отнести акты, регулирующие перечисленные  вопросы, к локальным является не верным.

Однако в  соответствие со ст. 8 ТК РФ работодатель – орган местного самоуправления вправе принять локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Таким образом, рассмотрены основные источники права, регулирующие отношения государственных гражданских служащих в России, с учетом конкретных примеров указанных актов.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ

С НАЧАЛОМ, ПРОХОЖДЕНИЕМ И ПРЕКРАЩЕНИЕМ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

 

2.1. Особенности заключения служебного контракта (трудового

договора) с государственным гражданским служащим

 

Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы (ст. 22 закона). Закон устанавливает закрытый перечень, когда конкурс не проводится. 

Положение о  конкурсе на замещение вакантной  должности государственной гражданской службы Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 01.02.2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Федеральный закон  от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 23 определяет понятие служебного контракта как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, а в ст. 24 перечисляет существенные условия служебного контракта и устанавливает, что примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ст. 26 закона).

Таким образом, в данном случае договор должен полностью  соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ, определяющей содержание трудового договора.

Следует отметить, что в самом законе иногда используется понятие «трудовой договор (контракт)»,  в других случая – просто «трудовой  договор».

В российском законодательстве понятия «договор» и «контракт» часто смешиваются. Применительно к трудовым правоотношениям ранее трудовое законодательство помимо понятия «трудовой договор» использовало термин «контракт», однако действующий ТК РФ данный термин не использует.

В российском законодательстве указания на правовую природу указанных контрактов отсутствуют, в связи с чем, некоторые ученые, преимущественно представители науки трудового права, полагают, что данные контракты (кроме контракта о прохождении военной службы) являются разновидностью трудового договора. Так, например, Л.А. Чиканова считает служебный контракт терминологической особенностью трудового договора на гражданской службе14. Аналогичную позицию занимает и Е.А. Ершова15. Г.С. Скачкова рассматривает контракты с государственными служащими как самостоятельные виды трудового договора, имеющие ярко выраженную административно-правовую окраску16.

С.Е. Чаннов отметил следующие отличия:

- контрактом  с государственным служащим определяется  нетрудовая функция, а должностные  обязанности служащего. Особенностью контракта с военнослужащими является то, что он устанавливает лишь общее обязательство прохождения военной службы;

- контракт о  прохождении государственной службы  не является основанием возникновения государственно-служебных отношений. Таким основанием является акт о назначении служащего на должность, сам же контракт имеет второстепенное значение. На определенных этапах государственно-служебные отношения могут существовать и не будучи урегулированными контрактом;

- условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а определены в законодательном порядке17.

Таким образом, рассмотрены  отличительные особенности  заключения служебного контракта (трудового  договора) с государственным гражданским служащим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Правовое регулирование процедуры изменения правоотношений,

связанных с  прохождением государственной гражданской службы

 

Федеральный закон  от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает регулирование таких вопросов, как изменение существенных условий служебного контракта, так и временное замещение иной должности гражданской службы.

Первый случай возможен, когда изменяются существенные условия профессиональной служебной  деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей с уведомлением в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

В случае несогласия на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

К временному замещению  иной должности гражданской службы отнесены случаи, возникающие при служебной необходимости, когда  представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

Закон предусматривает, что перевод гражданского служащего  на иную должность гражданской службы в случаях, установленных законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Гражданскому  служащему, который по состоянию  здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы (эта норма аналогична ст. 73 ТК РФ).

В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

При этом закон  оговаривает, что не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Кроме того, очевидно, что все случаи любого изменения служебного контракта, например, в связи с переводом служащего на более высокую должность на конкурсной основе, изменение размера оплаты труда и других условий, указанных в контракте, также влечет необходимость заключения дополнительного соглашения.

Таким образом, рассмотрено правовое регулирование процедуры изменения правоотношений, связанных с прохождением  государственной гражданской службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Особенности прекращения правоотношений, связанных с

прохождением государственной гражданской службы

 

Федеральный закон  от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 33 устанавливает ряд общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, к которым относятся:

1) соглашение  сторон служебного контракта  (ст. 34 закона);

2) истечение  срока действия срочного служебного контракта (ст. 35 закона): о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, а срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу;

3) расторжение  служебного контракта по инициативе  гражданского служащего (ст. 36 закона): гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели, а если заявление обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в данной статье, а по его письменному заявлению он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности;

4) расторжение  служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37 закона): в случае  несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением или вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Также закон предусматривает основания для увольнения в результате неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание,  однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей, совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя, принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа или причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации, а также предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта и прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского  служащего от предложенной для  замещения иной должности гражданской  службы либо от профессиональной  переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 закона);

7) отказ гражданского  служащего от предложенной для  замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29 закона);

8) отказ гражданского  служащего от перевода на иную  должность гражданской службы  по состоянию здоровья в соответствии  с медицинским заключением либо  отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28 закона);

9) отказ гражданского  служащего от перевода в другую  местность вместе с государственным органом;

Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих