Понятие и формы обеспечения занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: необходимость выявить проблемы занятости на современном этапе развития экономики России и решить их.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические вопросы занятости – понятие, виды и законодательство РФ о занятости;
2) Определить основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости, а так же основные формы обеспечения занятости;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1.Понятие и правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
1.1. Понятие занятости и занятых граждан. Виды занятости……….5
1.2. Государственная правовая политика и общая характеристика законодательства о занятости…………………………………………………12
ГЛАВА 2.Обеспечение занятости населения в Российской Федерации
2.1. Государственная политика в области содействия занятости населения, основные формы обеспечения занятости………………………15
2.2. Участие работодателей в обеспечении занятости населения…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Понятие и формы обеспечения занятости.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

Понятие и формы обеспечения занятости

Курсовая работа

по дисциплине «Трудовое  право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………3

ГЛАВА 1.Понятие и правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации

1.1. Понятие занятости и занятых граждан. Виды занятости……….5             

1.2. Государственная правовая политика и общая характеристика законодательства о занятости…………………………………………………12

ГЛАВА 2.Обеспечение занятости населения в Российской Федерации

2.1. Государственная политика в области содействия занятости населения, основные формы обеспечения занятости………………………15

2.2. Участие работодателей в обеспечении занятости населения…22            

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как  правило, им заработок (трудовой доход).

Занятость населения и безработица  являются одними из центральных проблем  в мире. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики любого государства. В связи с переходом к рыночным отношениям в России возникают социально-экономические  проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают  возникновение безработицы.

Актуальность этой темы заключается  в том, что из-за проблем в занятости  страдает экономическая система, так  как при неполном использовании  имеющихся ресурсов рабочей силы она работает, не достигая границ своих  производственных возможностей. Немалый  урон наносит безработица и человеку, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а  следовательно снижение жизненного уровня. Высокий уровень занятости  населения – важнейший фактор, способствующий достижению более полного  удовлетворения растущих потребностей населения.

 Целью работы: необходимость  выявить проблемы занятости на  современном этапе развития экономики  России и решить их.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические вопросы занятости – понятие, виды и законодательство РФ о занятости;

2) Определить основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости, а так же основные формы обеспечения занятости;

3) Проанализировать состояние занятости в современной России.

Объектом исследования являются общественные отношения,  возникающие по поводу содействия занятости населения.

Предметом исследования является совокупность норм трудового права, регулирующих общественные отношения по содействию занятости населения.

Методы исследования: анализ литературы, труды российских авторов в области  трудового права,  анализ законодательной  базы, анализ правовых документов и  научных публикаций.

Структура работы: Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В качестве информационной базы исследования использовались материалы экономических  газет и журналов.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, указаны цель и  задачи, объект и предмет, избранные  методы исследования.

Основная часть работы состоит  из двух глав.

В первой главе – отражены вопросы  сущности и содержания понятия «занятость», рассмотрены нормативные правовые акты регулирующие сферу занятости  населения в РФ.

Во второй главе – представлены основные направления политики государства  в сфере содействия занятости  населения и участие работодателей  в процессе поддержки занятости, а так же основные формы обеспечения  занятости.

В заключении содержаться основные выводы этой курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и правовое регулирование занятости населения в РФ

 

1.1. Понятие занятости  и занятых граждан. Виды занятости

 

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по занятости и трудоустройству, является Закон Российской Федерации "О занятости населения в  Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями). Согласно статье 1 данного закона, занятость - это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Любая деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству РФ, признается легальной занятостью. Однако можно предположить, что деятельность, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему  противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или  нелегальная.

Существует 3 принципа занятости:

1) добровольность труда, свободное  распоряжение гражданами своими  способностями к производительному  и творческому труду. Человеку  принадлежит приоритетное право  выбора той или иной формы  жизнедеятельности, которая позволяет  ему лучше реализовать себя  в жизни;

2) ответственность государства  за создание условий для реализации  прав граждан на труд и свободно  избранную занятость. Этот принцип говорит о содействии государства усилиям индивидуумов приобрести соответствующую квалификацию, заняться тем или иным видом деятельности косвенными мерами: экономическими, законодательными, социальными;

3) комплексный подход к решению  проблем занятости. Данный принцип  состоит в координации усилий органов власти всех уровней, взаимодействии механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использовании финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижении экономической и социальной эффективности государственных программ стимулирования занятости.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду, поэтому занятость может  быть выражена в различных видах  деятельности. Принуждение к труду  запрещено, в том числе и как  средство обеспечения трудовой дисциплины. Оно возможно лишь в случаях, особо  установленных законодательством. Так, не считается нарушением запретов работа, требуемая на основании военной  службы, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств, и работа при отбывании  наказания по приговору суда, выполняемая  под надзором соответствующих государственных  органов. Незанятость не может быть основанием для правовой ответственности.1

В статье 2 Закона о занятости указан перечень занятых граждан. Занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях  полного либо неполного рабочего  времени, а также имеющие иную  оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ (кроме граждан,  для которых общественные работы  являются подходящей работой);

2) зарегистрированные в установленном  порядке в качестве индивидуальных  предпринимателей, а также нотариусы,  занимающиеся частной практикой,  адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты, и иные лица, чья профессиональная  деятельность в соответствии  с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

3) занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;

4) выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание  услуг, авторским договорам, а  также являющиеся членами производственных  кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или  утвержденные на оплачиваемую  должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную  гражданскую службу, а также службу  в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной  системы;

7) проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях,  учреждениях начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего профессионального образования  и других образовательных учреждениях,  включая обучение по направлению  государственной службы занятости  населения (далее - органы службы  занятости);

8) временно отсутствующие на  рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,  повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой,  призывом на военные сборы,  привлечением к мероприятиям, связанным  с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных  обязанностей или иными уважительными  причинами;

9) являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей  (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

10) являющиеся членами крестьянского  (фермерского) хозяйства.2

Не входят в состав занятых зарегистрированные безработные. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка  не учитываются выплаты выходного  пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным  из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или  штата.

Виды занятости показывают, где  занят гражданин, то есть указывают  на форму применения труда граждан. Существует множество классификаций  видов занятости, рассмотрим некоторые  из них.

По характеру деятельности можно  выделить:

1) занятость как трудовую деятельность;

2) занятость как общественно  полезную деятельность.

Под трудовой деятельностью понимается работа по трудовому договору, по гражданско-правовому  договору, деятельность по авторским  договорам,  так же предпринимательская  деятельность, служба в органах внутренних дел и в вооруженных силах. К общественно полезной деятельности, как приносящей, так не приносящей доход, относится обучение в общеобразовательных  и профессиональных учебных заведениях; уход за детьми в период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком; период отсутствия на работе в связи  с призывом на военные сборы либо привлечение к мероприятиям, связанным  с подготовкой к военной службе.

Учет населения по видам занятости  позволяет различать следующие  виды занятости:

1) продуктивная занятость – это такое состояние общества, когда общественно приемлемой считается не любая работа, а только та, которая отвечает двум важнейшим требованиям. Во-первых, занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т. п. Во-вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней – содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы. Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества. Продуктивная занятость выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах);

2) полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД или обучающихся на очном отделении в учебных заведениях, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками) и религиозную деятельность;

3) рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Главное в рациональной занятости - структура занятости и уровень эффективности производства;

4) полная занятость – это такая занятость, при которой все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость - это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (в РФ нормальная продолжительность рабочего дня составляет 8 часов  в день или 40 часов в неделю). Таким образом, если спрос на экономически целесообразные рабочие места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость. Без постоянного совершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современным требованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающих экономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализации интересов общества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества;

Информация о работе Понятие и формы обеспечения занятости