Понятие и формы обеспечения занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: необходимость выявить проблемы занятости на современном этапе развития экономики России и решить их.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические вопросы занятости – понятие, виды и законодательство РФ о занятости;
2) Определить основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости, а так же основные формы обеспечения занятости;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1.Понятие и правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
1.1. Понятие занятости и занятых граждан. Виды занятости……….5
1.2. Государственная правовая политика и общая характеристика законодательства о занятости…………………………………………………12
ГЛАВА 2.Обеспечение занятости населения в Российской Федерации
2.1. Государственная политика в области содействия занятости населения, основные формы обеспечения занятости………………………15
2.2. Участие работодателей в обеспечении занятости населения…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Понятие и формы обеспечения занятости.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

5) эффективная занятость - это  занятость населения, обеспечивающая  достойный доход, рост образовательного  и профессионального уровня трудоспособных  граждан на основе роста общественной  производительности труда, и сохраняющая  здоровье занятых. По другой  оценке, эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная  занятость, удовлетворяющая общественные  и личные потребности. При этом  решающее значение для любого  общества имеет продуктивная  занятость, которая, во-первых, определяет  экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и  качество жизни населения; в-третьих,  является важнейшей составляющей  полной и эффективной занятости  - ключевой задачи социально-экономической  политики государства.

По легитимности трудоустройства  занятость подразделяется на формальную и неформальную:

1) формальная занятость — это  занятость, зарегистрированная в официальной экономике;

2) неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную:

1) стандартная (типичная) занятость – это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года;

2) нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

- занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

- занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

- занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

- занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

В основе такого деления лежит специфика  организации трудового процесса, которая принимает различные  формы.

Существует еще одна разновидность  классификации видов занятости:

1) скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых;

2) сезонная занятость представляет собой периодическое вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий;

3) маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

4) периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

 

 

1.2. Государственная правовая  политика и общая характеристика  законодательства о занятости

 

Правовая база занятости в настоящее  время представляет собой целостную  систему нормативных правовых актов, в которую входят: с одной стороны, нормативные правовые акты, которые  непосредственно регулируют вопросы  занятости и трудоустройства, с  другой – акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные  нормы, затрагивающие интересы занятости.

По юридической силе их действия нормативные правовые акты  следует  расположить следующим образом:

1) Нормы международного права.  Они представляют собой конвенции  и рекомендации Международной  организации труда (МОТ), международные  договоры и соглашения РФ и  другие нормативные правовые  акты.

2) Конституция РФ. Статьи 34, 37 Конституции РФ составляют правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства. Положения названных статьей гарантируют гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право: на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ; на защиту от безработицы. Положения всех нормативных актах, регулирующих отношения в области занятости и трудоустройства  должны соответствовать Конституционным нормам;

3) Кодифицированные нормативные  акты. К ним относятся: Трудовой  кодекс, ст. 272 которого содержит  особенности трудоустройства лиц  в возрасте до 18 лет; КоАП РФ, ст. 18.13 которого предусматривает  административную ответственность  за незаконную деятельность по  трудоустройству граждан Российской  Федерации за границей;

4) Федеральные законы и законы  РФ. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов, а также ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в РФ.

5) Указы Президента РФ. Это подзаконные акты, подписанные  для упорядочивания отношений,  которые не урегулированы законами  либо для реализации норм законов;

6)  Постановления Правительства РФ. Они принимаются, как правило, для реализации законов. Например, постановление Правительства РФ от 05.02.1993 №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»;

7) Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти. Среди них акты, принятые Минздравсоцразвития  России, Рострудом, иными министерствами  и ведомствами;

8) Нормативные правовые акты субъектов РФ. Эти акты регулируют вопросы занятости и трудоустройства на территории отдельного субъекта РФ и могут иметь форму законов, постановлений;

9) Нормативные акты органов местного  самоуправления. Такие акты могут  устанавливать транспортную доступность  рабочего места, регулировать  вопросы занятости отдельных  категорий граждан, исходя из  местных условий.3

Таким образом, Российское законодательство о занятости представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Обеспечение занятости  населения в Российской Федерации

 

2.1. Государственная политика  в области содействия занятости  населения, основные формы обеспечения  занятости

 

Согласно статье 5 Закона о занятости  государственная политика в области  занятости населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области  занятости населения с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая инвестиционно-структурную  политику, регулирование роста и  распределение доходов, предупреждение инфляции;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.4

Различают два вида политики занятости: активную и пассивную. Активная политика направлена на сокращение безработицы, а пассивная - на материальную поддержку  безработных.

Активная политика занятости - это  правовые, организационные и экономические  меры правительства, проводимые с целью  снижения безработицы в стране.

К правовым мерам относятся законодательные  акты, предусматривающие: снижение пенсионного  возраста и обеспечение возможности  досрочного ухода на пенсию; установление продолжительности отпуска, рабочего дня, рабочей недели; условия безопасности труда и работы на вредных производствах; основные правила оплаты труда - минимальная  зарплата, двойная оплата за работу в праздничные и выходные дни  или предоставление отгула.

К организационным мерам относятся: система профессионального образования; создание новых рабочих мест; обучение, подготовка и повышение профессиональной квалификации безработных; активный поиск  и подбор подходящей работы для незанятых.

Экономические меры — это стимулирование предпринимателей, увеличивающих занятость - кредитование, субсидирование и предоставление налоговых льгот.

Пассивная политика занятости —  это меры правительства по сглаживанию  негативных последствий безработицы. К таким мерам относятся: выплата  пособий по безработице; доплаты  на иждивенцев; выдача малоимущим гражданам  недорогих товаров первой необходимости; организация питания безработных  в специальных столовых и пр.

Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономических и юридических гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии при подыскании работы и трудоустройстве. Сама политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать как самое жизненно важное право. Эта политика создает и право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Стимулирование занятости должно происходить в первую очередь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда.5

Для реализации политики содействия занятости населения, государство  использует различные формы обеспечения занятости. Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.

Основными формами обеспечения  занятости являются:

1. Информирование о рынке труда, то есть каждому безработному служба занятости предоставляет информацию о возможности трудоустройства по имеющейся у него специальности, о динамике рынка труда.

2. Бесплатное подыскание подходящей работы.

3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.

4. Занятость в отъезд, то есть предоставление рабочего места в другом населенном пункте с компенсацией расходов по переезду, что способствует осуществлению территориального перераспределения рабочей силы.

5. Молодежная практика, то есть трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, которые не могут найти работу с частичным покрытием затрат работодателя на заработную плату за счет специальных средств.

6. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.

7. Привлечение к общественным работам.

8. Квотирование рабочих мест, то есть установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов. Квотирование позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан. Квота - это минимальное количество рабочих мест, установленное в процентах от среднестатистической численности работников организаций, учреждений, для приема на работу определенных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Информация о работе Понятие и формы обеспечения занятости