Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:05, курсовая работа
Целью работы: необходимость выявить проблемы занятости на современном этапе развития экономики России и решить их.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические вопросы занятости – понятие, виды и законодательство РФ о занятости;
2) Определить основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости, а так же основные формы обеспечения занятости;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1.Понятие и правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
1.1. Понятие занятости и занятых граждан. Виды занятости……….5
1.2. Государственная правовая политика и общая характеристика законодательства о занятости…………………………………………………12
ГЛАВА 2.Обеспечение занятости населения в Российской Федерации
2.1. Государственная политика в области содействия занятости населения, основные формы обеспечения занятости………………………15
2.2. Участие работодателей в обеспечении занятости населения…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...27
9. Поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости граждан - органы службы занятости предоставляют возможность получить знания об основах предпринимательской деятельности.
10. Поддержка рабочих мест, то есть работодатель может заключить со службой занятости договор о том, что не производит массовых увольнений в период определенного времени, а государство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия за счет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытую безработицу и является негативной.
Для реализации государственной политики в области занятости населения существует государственная служба занятости. Федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, является Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.6
Основными функциями службы занятости населения являются:
- контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
- деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- организация альтернативной гражданской службы;
- организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Основные направления
- прием граждан и незанятого населения, регистрация в целях оказания содействия в трудоустройстве, признания безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании;
- информирование органов государственного управления, организаций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки;
- организация и проведение мероприятий по активной политике занятости, специальных программ: общественные работы, содействие трудоустройству особо нуждающейся категории граждан, создание дополнительных рабочих мест по временной занятости безработных и несовершеннолетних граждан в каникулярное время и т.д.;
- выполнение программ социальной адаптации граждан, ищущих работу и безработных;
- проведение профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан;
- разработка, внесение предложений, участие совместно с органами самоуправления, работодателями, профобъединениями работников в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения в связи с ликвидацией предприятия;
- назначение и выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости;
- формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в том числе о спросе и предложении на рабочую силу.
Все услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами системы службы занятости бесплатно.
Для повышения уровня занятости
граждан государству, прежде всего,
необходимо организовывать мероприятия,
связанные с предупреждением, профилактикой
увольнений работников для сохранения
рабочих мест; обучение, переобучение
и повышение квалификации лиц, ищущих
работу; активный поиск и подбор
рабочих мест; финансирование создания
новых рабочих мест через систему
общественных работ. В стране существует
ряд общегосударственных
2.2. Участие работодателей
в обеспечении занятости
Содействие работодателей в
обеспечении занятости
- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;
- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.7
Работодатели обязаны
- сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.8
В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.9
Трудовое законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает для них ряд льгот и преимуществ:
1) Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, то они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.
2) Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п. 3 ст. 26 Закона о занятости).
3) Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
4) Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 5 ст. 26 Закона о занятости).10
Заключение
Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы.
Занятость – это участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. Уровень занятости, т.е. вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест.
Важнейшим источником правового регулирования
отношений в сфере занятости
и трудоустройства является закон
РФ «О занятости населения в
В решении проблемы занятости населения доминирующую роль призвано сыграть государство. Основная задача политики государства по содействию занятости — сдерживать сокращение экономически рабочих мест, содействовать росту деловой и инвестиционной активности, создающей новые рабочие места, обеспечивать реализацию инвестиционных и других целевых программ в сфере занятости населения.
Политика занятости как
Таким образом, политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать. Экономический рост и благосостояние населения напрямую зависит от уровня занятости в стране, поэтому политика государства в области содействия занятости является важнейшим инструментом для развития экономики, оказывающей серьезное влияние на социально-экономические процессы в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
Учебная и научная литература:
2. Федеральный закон от 2 .08 1995 № 122-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.
3. Трудовое право России: учеб. / Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 152 - 154с.
4 . Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.
6. Постановление Правительства РФ 30 июня 2004г. №324 « Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости»//"Российская газета", N 144, 08.07.2004г.