Понятие и формы обеспечения занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы: необходимость выявить проблемы занятости на современном этапе развития экономики России и решить их.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические вопросы занятости – понятие, виды и законодательство РФ о занятости;
2) Определить основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости, а так же основные формы обеспечения занятости;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1.Понятие и правовое регулирование занятости населения в Российской Федерации
1.1. Понятие занятости и занятых граждан. Виды занятости……….5
1.2. Государственная правовая политика и общая характеристика законодательства о занятости…………………………………………………12
ГЛАВА 2.Обеспечение занятости населения в Российской Федерации
2.1. Государственная политика в области содействия занятости населения, основные формы обеспечения занятости………………………15
2.2. Участие работодателей в обеспечении занятости населения…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Понятие и формы обеспечения занятости.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

9. Поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости граждан - органы службы занятости предоставляют возможность получить знания об основах предпринимательской деятельности.

10. Поддержка рабочих мест, то есть работодатель может заключить со службой занятости договор о том, что не производит массовых увольнений в период определенного времени, а государство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия за счет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытую безработицу и является негативной.

Для реализации государственной политики в области занятости населения существует государственная служба занятости. Федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, является Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.6

Основными функциями службы занятости населения являются:

- контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

- деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- организация альтернативной гражданской службы;

- организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Основные направления деятельности службы занятости населения:

- прием граждан и незанятого населения, регистрация в целях оказания содействия в трудоустройстве, признания безработными, профессионального обучения, назначения и выплаты пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании;

- информирование органов государственного управления, организаций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки;

- организация и проведение мероприятий по активной политике занятости, специальных программ: общественные работы, содействие трудоустройству особо нуждающейся категории граждан, создание дополнительных рабочих мест по временной занятости безработных и несовершеннолетних граждан в каникулярное время и т.д.;

- выполнение программ социальной адаптации граждан, ищущих работу и безработных;

- проведение профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан;

- разработка, внесение предложений, участие совместно с органами самоуправления, работодателями, профобъединениями работников в разработке и реализации мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения в связи с ликвидацией предприятия;

- назначение и выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости;

- формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в том числе о спросе и предложении на рабочую силу.

Все услуги, связанные с содействием  занятости граждан, предоставляются  органами системы службы занятости  бесплатно.

Для повышения уровня занятости  граждан государству, прежде всего, необходимо организовывать мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой  увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему  общественных работ. В стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости  населения, а также с расширением  поля общественных работ (строительство  дорожной сети, экологическая очистка  окружающей среды, озеленение городов  и т. д.).

 

2.2. Участие работодателей  в обеспечении занятости населения

 

Содействие работодателей в  обеспечении занятости населения регулируется ст. 25 Закона о занятости. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.7

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

- сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.8

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.9

Трудовое законодательство в целях  поощрения работодателей, активно  сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает для них ряд льгот и преимуществ:

1) Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, то они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.

2) Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п. 3 ст. 26 Закона о занятости).

3) Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

4) Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 5 ст. 26 Закона о занятости).10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы.

Занятость – это участие населения  в трудовой деятельности, включая  учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. Уровень занятости, т.е. вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест.

Важнейшим источником правового регулирования  отношений в сфере занятости  и трудоустройства является закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В решении проблемы занятости населения  доминирующую роль призвано сыграть государство. Основная задача политики государства по содействию занятости — сдерживать сокращение экономически рабочих мест, содействовать росту деловой и инвестиционной активности, создающей новые рабочие места, обеспечивать реализацию инвестиционных и других целевых программ в сфере занятости населения.

Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики государства должна быть ориентирована на проведение мероприятий, формирующих условия для более полного использования трудового потенциала и деловой активности граждан, а также мер стимулирующих повышения занятости и противодействующих массовой безработице. Стимулирование занятости должно происходить в первую очередь за счет расширения производства, создания новых рабочих мест, а также увеличения различных договорных форм труда ( с неполным рабочим временем, временных работ и др.). Также государству необходимо обеспечивать высокий уровень образования, полноценной профессиональной подготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

Таким образом, политика государства по обеспечению полной занятости является важнейшей гарантией реализации права граждан на труд теми, кто хочет его реализовать. Экономический рост и благосостояние населения напрямую зависит от уровня занятости в стране, поэтому политика государства в области содействия занятости является важнейшим инструментом для развития экономики, оказывающей серьезное влияние на социально-экономические процессы в стране. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2002.
  3. Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.
  4. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993г. N 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения»// "Российская газета", N 33, 18.02.1993.
  5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №324 « Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости»//"Российская газета", N 144, 08.07.2004.

 

Учебная и научная литература:

  1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н.Трудовое право России: учеб. / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунов.– М.: ПРОСПЕКТ, 2004. – 492 с.

  1. Трудовое право России: учеб. / Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 534с.

1 . Гусов К.Н., Толкунова В.Н.Трудовое право России: учеб. / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунов.– М.: ПРОСПЕКТ, 2004. –155с.

2. Федеральный закон от 2 .08 1995 № 122-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

3. Трудовое право России: учеб. / Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 152 - 154с.

4 . Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

5 . Гусов К.Н., Толкунова В.Н.Трудовое право России: учеб. / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунов.– М.: ПРОСПЕКТ, 2004. – 161с.

6. Постановление Правительства РФ 30 июня 2004г. №324 « Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости»//"Российская газета", N 144, 08.07.2004г.

Информация о работе Понятие и формы обеспечения занятости