Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:21, курсовая работа
В юридической литературе высказываются различные суждения относительно того, что собой представляют правовые отношения, какова их роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Наиболее распространенным является мнение, согласно которому правоотношения – это общественные отношения, урегулированные правом. Существуют также противоположные друг другу представления о том, что правоотношения регулируют общественные отношения и, наоборот, являются уже урегулированными отношениями конкретных субъектов права. Вследствие этого возникают также чрезвычайно разнообразные, подчас прямо противоположные суждения относительно видов правоотношений (в том числе и трудовых), их структуры, субъектов, объектов, содержания и формы, способов реализации.
Основанием прекращения трудовых правоотношений служит как соглашение сторон, так и односторонние волеизъявления каждой из них. В ряде случаев основанием прекращения трудовых правоотношений может быть волеизъявление (акт) органа, не являющегося стороной правоотношения. Например, наряду с основаниями, предусмотренными ТК Республики Беларусь, трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен по следующим дополнительным основаниям:
1) проведение в отношении
организации процедур
2) принятие собственником
имущества организации или
Основанием прекращения трудовых правоотношений считается также призыв работника на военную службу. Поскольку трудовое правоотношение носит личный характер, оно прекращается в связи со смертью работника либо признанием его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, а также в связи со смертью нанимателя (ст. 44 ТК Республики Беларусь).
Виды трудовых правоотношений
Трудовые правоотношения определяют все другие правоотношения в сфере трудового права. Следует отметить, что иные правоотношения оправданы и целесообразны в той мере, в какой этого требует развитие трудовых правоотношений.
Чтобы охарактеризовать правоотношения в сфере трудового права, их общие черты и отличительные особенности, необходимо осуществить их дифференциацию в соответствии с видами общественных отношений, являющихся предметом трудового права.
На этой основе в статье 4 ТК Республики Беларусь выделяются следующие виды общественных связей, регулируемые им и приобретающие форму правоотношений:
1) трудовые отношения,
основанные на трудовом
2) отношения по профессиональной
подготовке работников на
3) отношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;
4) отношения по ведению коллективных переговоров;
5) взаимоотношения между
работниками (их
6) отношения по обеспечению занятости;
7) отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде;
8) отношения, связанные с государственным социальным страхованием;
9) отношения по рассмотрению трудовых споров.
Все перечисленные правоотношения подразделяются на индивидуальные и коллективные, что нашло отражение и в структуре ТК Республики Беларусь.
К первым, по определению, относятся те правовые связи, стороной которых является отдельный индивидум. В отношения второго рода участвуют коллективные субъекты, к которым относятся органы государственного правления, соответствующие юрисдикционные органы, призванные разрешать коллективные трудовые споры, профсоюзные органы, объединения нанимателей, представительные органы работников и нанимателей. Все они участвуют в коллективных правоотношениях, связанных с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, с ведением коллективных переговоров, с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, с разрешением коллективных трудовых споров.
Так, современное развитие трудовых правоотношений обусловливает, прежде всего, соответствующее правовое регулирование отношений по трудоустройству.
Правоотношения по трудоустройству возникают на основе трудового договора в связи с подысканием подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений:
а) между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу;
б) между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в работниках;
в) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.
При этом орган трудоустройства должен учитывать и желание гражданина работать в определенном месте, в конкретной организации, но каких-либо правовых обязанностей на этот счет он не несет. Исключение составляют случаи трудоустройства за счет установленной брони молодежи, инвалидов. Сроки трудоустройства законом не установлены. Как правило, они длятся до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение.
Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве. В государственных организациях складываются три группы правоотношений, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве:
а) на основе гражданско-правового договора по ученичеству;
б) по повышению квалификации работников;
в) по руководству обучением.
Правоотношения по ученичеству возникают в результате заключения гражданско-правового договора между гражданином и организацией, по которому заказчик (наниматель) от имени организации обязуется организовать индивидуальное, бригадное или курсовое обучение гражданина новой для него специальности, а гражданин – освоить специальность в установленные сроки и в дальнейшем заключить трудовой договор или контракт с нанимателем данной организации.
Правоотношение по ученичеству и трудовое правоотношение схожи, поскольку протекают внутри кооперации труда, среди трудового коллектива работников, субъекты этих правоотношений (гражданин и организация) совпадают. При этом на работников и учеников в одинаковой мере распространяется внутренний трудовой распорядок и ответственность за его нарушение.
В то же время по содержанию и целевой направленности названные правоотношения отличаются, и это предопределяет их межвидовое различие. Если трудовые правоотношения складываются в процессе выполнения трудовой функции, то ученические – в ходе профессиональной учебы.
В статье 4 ТК Республики Беларусь прямо указано, что отношения, связанные с профессиональной подготовкой работника на производстве регулируются этим кодексом. Однако вопросы профессионального обучения на производстве в указанном Кодексе регламентируются фрагментарно.
Так, в статье 205 ТК Республики Беларусь определено, что при установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и т.д.) по профессии или при продвижении по работе учитывается успешное прохождение работниками профессионального обучения на производстве (наряду с общим средним и профессионально-техническим образованием, получением высшего или среднего специального образования, наличием ученой степени, звания).
Согласно статье 278 ТК Республики Беларусь для работников, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. В статье 280 указанного Кодекса предусмотрено, что местными исполнительными и распорядительными органами для организаций может устанавливаться броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц моложе 18 лет.
Таким образом, правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве предшествуют трудовым и возникают с целью заключения после обучения трудового договора для выполнения работы по полученной квалификации (специальности) [13, с. 20-21].
Правоотношения по повышению квалификации работников во многом сходны с правоотношениями по профессиональной подготовке в форме обучения новой специальности. Однако правоотношения по повышению квалификации связываются с договором о повышении квалификации, заключенным между работником и организацией, с которой он уже состоит в трудовых правоотношениях.
Правоотношения по руководству обучением возникают в связи с заключением соответствующего договора, по которому работники данной организации берут на себя обязательство подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности либо содействовать повышению квалификации того или иного работника или группы работников. Эти правоотношения являются разновидностью трудовых правоотношений, а договор о руководстве профессиональной подготовкой – разновидностью трудового договора.
Правоотношения по руководству обучением представляют собой дополнительные трудовые правоотношения, их содержание сводится к осуществлению прав и обязанностей дополнительны к предусмотренным трудовым договором при поступлении на работу.
Они всегда ограничены временем прохождения ученичества или повышения квалификации, поэтому являются «спутниками» правоотношений по ученичеству и повышению квалификации [11,с. 202 – 203].
Отношения,
связанные с деятельностью
Сфера общественных отношений, возникающих в связи с взаимодействием профсоюзов и объединений нанимателей, достаточно обширна. К ней относятся предусмотренные, прежде всего, ТК Республики Беларусь те группы отношений, которые складываются в связи с реализацией работниками своего права на объединение в профсоюзы (п. 2 ст. 11), нанимателей – в свои объединения (п. 3 ст. 12), а также отношения партнерства (ст. 352 – 355), по поводу заключения коллективных договоров и соглашений, разрешения коллективных трудовых споров.
Деятельность профсоюзов
и объединений нанимателей
Данная группа отношений направлена на обеспечение благоприятных условий труда для работников, стабильности трудовых договоров.
Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров. У работников организаций, состоящих в трудовых правоотношениях с нанимателем, наряду с индивидуальными могут возникнуть и коллективные трудовые споры. Эти споры разрешаются с помощью коллективных переговоров.
Отношения, связанные с ведением коллективных переговоров, обусловлены необходимостью разрешения в духе социального партнерства различных проблем, разногласий, возникающих при заключении, изменении или дополнении коллективных договоров и соглашений. Этот вид отношений применительно к трудовым относится к иным (сопутствующим) правоотношениям.
Также правоотношения можно подразделить на три группы: предшествующие, сопутствующие и вытекающие из трудовых. Предшествующие правоотношения возникают и развиваются до трудовых и прекращаются обычно в связи с появлением последних. К предшествующим относятся, например, правоотношения по трудоустройству, профессиональной подготовке работников (ученичество). Сопутствующие правоотношения возникают и существуют наряду с трудовыми, чтобы обеспечить их развитие и защиту. Таковыми являются социально-партнерские правоотношения по коллективным переговорам и заключению коллективных договоров и соглашений.
Статья 2 Конвенции МОТ № 154 О содействии коллективным переговорам(1981 г.) определяет коллективные переговоры как все переговоры, которые проводятся между нанимателями, группой нанимателей или одной или несколькими организациями нанимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; и (или) б) регулирования отношений между нанимателями и работниками; в) регулирования отношений между нанимателями или их организациями и организацией или организациями работников.
В нормах международного права коллективные переговоры рассматриваются как процесс, направленный к заключению коллективного договора, соглашения.
Широкое применение правоотношений по ведению коллективных переговоров позволяет успешно решить определенные в ТК Республики Беларусь (п. 2 ст. 2 ТК) задачи по развитию социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления.
Отношения, связанные с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями. При рассмотрении отношений, связанных с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, следует иметь в виду, что речь идет об общественно-трудовых отношениях, субъектами которых являются наниматели и работники.
Если буквально толковать данный вид отношений, то необходимо признать, что под ним имеется в виду комплекс трудовых и связанных с ними отношений (по поводу заключения коллективных договоров и ведения коллективных переговоров, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, а также другие отношения, вытекающие из основных прав работников и нанимателей, например, участие в управлении организацией, участие в собраниях, объединение в профсоюзы и др.). Поэтому они характеризуются в соответствующих видах трудовых отношений.
Отношения, связанные с обеспечением занятости. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 41) государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Правовое регулирование
в сфере занятости
Информация о работе Понятие и признаки правоотношений по трудовому праву