Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:21, курсовая работа
В юридической литературе высказываются различные суждения относительно того, что собой представляют правовые отношения, какова их роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Наиболее распространенным является мнение, согласно которому правоотношения – это общественные отношения, урегулированные правом. Существуют также противоположные друг другу представления о том, что правоотношения регулируют общественные отношения и, наоборот, являются уже урегулированными отношениями конкретных субъектов права. Вследствие этого возникают также чрезвычайно разнообразные, подчас прямо противоположные суждения относительно видов правоотношений (в том числе и трудовых), их структуры, субъектов, объектов, содержания и формы, способов реализации.
В статье 1 Закона "О занятости населения Республики Беларусь" занятость определяется как незапрещенная законом деятельность граждан, приносящая им заработок (доход). Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Эти отношения преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, чем и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.
Об отношениях, связанных с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде. Гарантия охраны труда, здоровья и трудовых прав работников в ходе осуществления трудовых правоотношений вызывает потребность правового регулирования отношений по контролю и надзору за охраной труда, рассмотрению трудовых споров.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – это функция, являющаяся разновидностью правоохранительной функции государства, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами в целях соблюдения законности в трудовых правоотношениях.
Объектом надзора и контроля является соблюдения трудовых прав человека (как индивидуальных, так и коллективных).
Систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде образуют специально уполномоченные органы межотраслевой компетенции. Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также в осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В этих целях в систему Министерства труда и социальной защиты входят департамент государственной инспекции труда, а также областные и Минская городская экспертизы труда.
Общественный контроль
за соблюдением трудового
Правоотношение по надзору и контролю за соблюдением нанимателем трудового законодательства связано обычно с составлением акта уполномоченным должностным лицом департамента государственной инспекции труда, в котором дается объективная оценка деятельности нанимателя по соблюдению трудового законодательства. В тех случаях, когда указанное должностное лицо обнаруживает нарушения нанимателем трудового законодательства, правоотношение по контролю и надзору связывается с привлечением виновных должностных лиц, проверяемой организации, к ответственности. Правоотношения по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде прекращаются с ликвидацией конкретного производства.
Отношения, связанные с государственным социальным страхованием. В соответствии со статьей 47 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
В этих целях в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в этой жизненно важной сфере: законы Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» (с измен. и дополн.), от 30 октября 1992 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и др.
В соответствии с Законом от 31 января 1995 г. «Об основах государственного страхования», государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных этим Законом.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением, пособиями по безработице, пособиями на погребение (ст. 10 указанного Закона).
Правовые отношения, возникающие в сфере государственного социального страхования, органически связаны с трудовыми отношениями, вытекают из них и обеспечивают их стабильность, в связи с чем относятся к предмету регулирования трудового права [13, с. 24 -25].
Отношения,
связанные с рассмотрением
Разногласия или трудовые споры возникают по разным причинам. Они могут быть вызваны нарушением одной из сторон законодательства о труде, условий трудового договора, различными подходами к пониманию содержания некоторых норм трудового законодательства.
Правильное разрешение возникающих трудовых споров играет важную роль в обеспечении надлежащих условий труда, устойчивости трудовых связей. Отношения в этой области не могут быть оторваны от трудовых, поэтому включаются в сферу трудового права.
Для разрешения трудовых
споров законодательством
По общему правилу индивидуальные трудовые споры первоначально должны рассматриваться в КТС, а при несогласии с решением КТС или если члены КТС не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. Вместе с тем существует ряд трудовых споров, рассмотрение которых законодательством отнесено к непосредственной компетенции суда, то есть таких споров, которые рассматриваются вне организации, а в суде (ст. 241 ТК Республики Беларусь).
Компетенция каждого из названных органов строго определена законом. Субъектами правоотношений по рассмотрению трудовых споров являются, с одной стороны, орган по рассмотрению трудовых споров, с другой – участники трудового спора (работник, наниматель).
Указанные правоотношения относятся к длящимся, их продолжительность определяется временем нахождения спора в производстве компетентных органов, включая и исполнительное производство в случаях, когда ответчик по трудовому спору добровольно не исполняет решение и суд прибегает по заявлению истца к принудительному исполнению решения.
Рассмотрение видов трудовых правоотношений даже в самых общих четах позволяет видеть неразрывную связь их формы (субъективные права и обязанности сторон) и содержания (реального их осуществления в деятельности сторон). И в настоящее время нельзя не отметить необходимость перемещения центра тяжести в обеспечении трудовых прав граждан их сферы правотворчества в сферу правоприменения – реального и осуществления, и защиты трудовых прав трудящихся.
В юридической литературе последних лет отмечается, что государство создает реальные правовые гарантии осуществления участниками трудовых правоотношений их прав и законных интересов. Достаточный круг прав и обязанностей работников и нанимателей определен как в законодательных актах, так и в уставах, положениях, локальных нормативных документах. Но отклонений от нормативных положений не становится меньше. Видимо, должны быть конкретизированы и даже усилены меры ответственности за неисполнение субъективных прав и обязанностей участниками правоотношений, правоправное отклонение от определяемого законодательством их содержания. Важную роль в решении этих задач должны выполнять правоведы, исследующие проблемы современного трудового права, и в первую очередь трудовых правоотношений, с учетом и на основе дальнейших разработок представлений о структуре правовых отношений, о их юридической форме и реальном содержании [14, с. 185 – 209].
Список источников:
1. Александров, Н.Г. Трудовые правоотношения/ Н.Г. Александров. – М., 1948.
2. Храпанюк, В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Храпанюк. – М., 2001.
3. Лушников, А.М., Лушникова, М.В. Развитие учения о трудовом правоотношении/ А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Юрид. записки. Выпуск II.
4. Таль, Л.С. Трудовой договор/ Л.С. Таль. Ч. I, Ярославль, 1913.
5. Пашерстник, А.Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих/ А.Е. Пашерстник. – М., Л., 1949.
6. Пашерстник, А.Е. К вопросу о понятии вознаграждения за труд рабочих и служащих/ А.Е. Пашерстник // Вопросы трудового права. – М.; Л.; 1948. Вып. I.
7. Трудовое право: Учебник / Под ред. Семенкова В.И. – Минск: Амалфея, 2002.
8. Синьков, Б.Б. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений/ Б.Б. Синьков. – Минск: МИТСО, 2006.
9. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 сент. 2001 г., № 516 (в ред. Указа от 25 апреля 2005 г. № 189) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001 г. – № 92. –1/3078.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства: учеб. пособие. /А.Ф. Вишневский, А.Ф. Горбаток, В.А. Кучинский под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск, 2002.
11. Советское трудовое право: учебник/ Под ред. Пашкова А.С. и др. – М., Юрид. лит., 1988.
12. Процевский, А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений/ А.И. прцевский. – М.: Юрид. лит., 1972.
13. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь под ред. Василевича Г.А. 3-е издание. – Минск: Амалфея, 2005, с. 20-21.
14. Кучинский, В.А. Современное учение о правовых отношениях/ В.А. кучинский. – Минск: Интегралполиграф, 2008.
Информация о работе Понятие и признаки правоотношений по трудовому праву