Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 19:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе российского трудового законодательства изучить вопросы правового регулирования заработной платы. Для достижения поставленной цели необходимо:
исследовать категорию заработной платы и дать ее понятие;
сформулировать основные функции заработной платы;
изучить порядок установления заработной платы и ее структуру;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и виды заработной платы и оплаты труда. Некоторые вопросы теории и практики……………………………………………………..5
Глава 2. Зарплата в России: Текущее состояние и перспективы развития….11
2.1. Правовая база оплаты труда……………………………………………..11
2.2. Регулирование заработной платы в России……………………………..13
2.3. Наука трудового права о регулировании заработной платы………….16
Глава 3. Заработная плата в России и за рубежом………………………….22
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников………………
Пожалуй, наиболее серьезные несоответствия внутреннего законодательства России в части оплаты труда международным трудовым стандартам проявляются в вопросе минимального размера оплаты труда. В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного Россией, предусмотрено, помимо прочего, право работников на заработную плату, обеспечивающую "удовлетворительное существование для них самих и их семей". Термин "удовлетворительное существование", очевидно, имеет оценочный характер. Тем не менее это не означает, что нет никаких указаний, на что ориентироваться в данном случае. Прежде всего следует отметить, что в аутентичном тексте Пакта используется термин не "удовлетворительное" (англ. - satisfactory), а "достойное" (англ. - decent). Это очень важно, потому что то же самое слово (decent) использовано в п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии, касающемся того же самого вопроса. Эту норму Хартии Российская Федерация отказалась ратифицировать, очевидно, опасаясь, что ее выполнение повлечет за собой "излишние" расходы для государственного бюджета.
Можно ли говорить о том, что внутреннее российское законодательство соответствует требованиям ратифицированного ею Пакта 1966 г. по данному вопросу? В настоящее время минимальный размер оплаты труда составляет 4611 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", ред. от 01.06.2011), причем еще при принятии ТК РФ в 2001 г. в его тексте было отмечено, что он не должен быть ниже прожиточного минимума, составляющего на III квартал 2011 г. 6792 руб. Однако неспециалиста в трудовом праве ч. 1 ст. 133 ТК РФ может лишь ввести в заблуждение, поскольку в самом конце Кодекса, в ст. 421, указывается, что эта норма вводится отдельным (несуществующим) федеральным законом, то есть не действует. Принята она исключительно из декларативных политических соображений, и минимальный размер оплаты труда в России может быть даже нищенского прожиточного минимума, установленного в законодательстве.
Очевидно, что "бедность" - понятие относительное и зависящее не только от конкретных денежных сумм, которыми располагает человек, но и от уровня цен и доходов в государстве.
В связи с этим бедность в странах ЕС принято исчислять исходя из средней заработной платы. Статистическое ведомство ЕС "Евростат" определяет национальный уровень бедности как 60% и менее от медианного дохода взрослого человека. Европейский комитет по социальным правам, толкуя п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии, исходит из того, что уровнем бедности следует считать величину, равную 50% от средней заработной платы в стране . Заработной платой, обеспечивающей достойный уровень существования, согласно п. 1 ст. 4 Хартии этот Комитет считает в качестве общего правила заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране - с учетом детальной информации о стоимости жизни в соответствующей стране. Но ни при каких обстоятельствах не признается соответствующим п. 1 ст. 4 Хартии минимальный размер оплаты труда, составляющий менее 50% от средней заработной платы по стране .
Поскольку в Пакте 1966 г. и в Хартии использованы дословно одни и те же термины, представляется вполне корректным использовать толкование Европейского комитета по социальным правам и в отношении положений Пакта 1966 г., в отношении которого у России имеются прямые юридические обязательства. Аргументация о том, что Россия экономически не готова к закреплению таких обязательств, несостоятельна не только юридически (речь идет о приведении внутреннего законодательства в соответствие с уже действующим в отношении России международным договором согласно ч. 4 ст. 15 Конституции), но и экономически.
Экономически эти доводы не вполне корректны по той причине, что приведение минимального размера оплаты труда в соответствие с международными стандартами направлено в первую очередь не на общее увеличение заработной платы в стране, а на снижение недопустимо высокого разрыва между богатыми и бедными гражданами, который в настоящее время больше в России, чем у всех без исключения стран, входящих в ОЭСР . Дополнительные расходы государственного бюджета в данном случае могут быть получены за счет прогрессивной шкалы налогообложения доходов, налогообложения собственности и иных финансовых мер, направленных на обеспечение большей социальной справедливости.
Таким образом, если ориентироваться на подход Совета Европы, российский МРОТ должен быть (в цифрах на март 2012 г.) не менее 115 864 руб. (60% средней заработной платы) или по крайней мере 13 220 руб. (50%). Контраст с применяющимся минимумом, равным 4611 руб., производит тяжелое впечатление. Даже если игнорировать толкование Европейского комитета по социальным правам и исходить из того, что прожиточный минимум обеспечивает достойное существование для работника и его семьи, хотя это явно не так, то минимальная заработная плата должна быть доведена хотя бы до этого уровня. Но и этого не делается уже более десяти лет. Какой бы оценкой ни пользоваться, очевидно, что положения ТК РФ в данном случае совершенно не соответствуют требованиям ст. 7 Пакта 1966 г.
Примечательно, что крупнейшие профсоюзные объединения России, похоже, даже не ставят перед собой цели приведения МРОТ в соответствие с международными трудовыми стандартами. В Генеральном соглашении между социальными партнерами на 2011 - 2013 годы содержится ни к чему не обязывающая формулировка о "проведении консультаций" в отношении доведения МРОТ до уровня, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ. О доведении МРОТ до уровня, обеспечивающего достойное существование, стороны даже не решаются упоминать.
Можно было бы говорить о том, что международные стандарты в области минимальной заработной платы формулируются только на международном уровне и на национальном уровне в других странах не реализуются, если бы не данные статистики. По данным Всемирного банка, величина российского МРОТ меньше, чем во всех без исключения странах, входящих в ЕС. Следует отметить, что ВБ рассчитывал МРОТ разных стран в отношении 19-летнего работника или ученика (в долл. США в месяц). Российский же МРОТ не включает в себя требования о том, что он применяется только к неквалифицированному труду (хотя до 01.09.2007 такая оговорка содержалась в ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Соответственно, по этому показателю отечественное законодательство "либеральнее" общего параметра, который оценивает ВБ. Формально говоря, в ЕС есть государства, где МРОТ не установлен законодательно (например, в Швеции). Но в этих случаях он устанавливается в отраслевых социально-партнерских соглашениях, которые распространяются почти на всех работников и работодателей. Профсоюзы имеют очень мощные средства давления на работодателей, фактически принуждая тех принимать на себя соответствующие обязательства, а уровень зарплат весьма высок.
Заключение
Как видно из приведенных примеров, российское трудовое законодательство в части оплаты труда содержит как отдельные технические несоответствия международным правовым актам, так и фундаментальные упущения. Наиболее яркий пример таких фундаментальных пробелов - регулирование минимального размера оплаты труда, который в России не соответствует не только международным актам, но и существенно ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения и даже более бедных стран. Устранение этого вопиющего недостатка российского законодательства необходимо не только для повышения жизненного уровня малооплачиваемых работников и сокращения разрыва в доходах населения, но и для выведения трудовых отношений из "теневого" сектора экономики.
Нынешнее состояние экономики Росси, связанное со снижением эффективности и падением производства, высокой инфляцией обусловило существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы, рост безработицы. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении социальной политики, отвечающей интересам его граждан.
В настоящее время также существует проблема понижения реальной заработной платы, которая представляет собой количество товаров и услуг, которое отдельный гражданин может приобрести в определенный период времени на свою номинальную заработную плату. В свою очередь номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени. Это понижение связано с повышением цен на продукты потребления, увеличением квартирной платы, тарифов за пользование общественным транспортом и другими видами услуг. Названные процессы должны в определенной мере компенсироваться повышением размеров заработной платы. Чтобы избежать дальнейшего ухудшения условий жизни, важно остановить тенденцию увеличения разницы между реальной и номинальной заработной платы, и предпринять усилия к тому, чтобы реальная заработная плата могла снова расти. Для этого необходимы механизмы индексации, которые могли бы компенсировать трудящимся рост цен.
Заработная плата у нас сегодня – это не стимул к труду, а форма социального пособия. Российская особенность в том, что денежные доходы увеличиваются, а производительность падает. Необходимо выходить на точную связь заработной платы и высокоэффективной работы. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста для его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.
Наряду с решенными трудовым законодательством вопросами, касающихся заработной платы, следует отметить положения, которые в ближайшем будущем необходимо решить. В целях совершенствования законодательства об оплате труда необходимо наметить следующее:
Действующая система правового регулирования заработной платы в большей части соответствует современным требованиям организации труда, но проблемы обозначенные выше подлежат скорейшему решению.
Список использованной литературы
1 Статья 129. Основные понятия и определения. /Трудовой кодекс Российской Федерации/
2 Левкина Е.В. Шпаргалка по микроэкономике.М.: Аллель, 2011.
3 Зайцева О.Б. Заработная плата и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений // Трудовое право. 2005. N 5. С. 21 - 22.
4 Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М.: Дело, 1999. С. 361