Порядок введения, замены и пересмотра норм труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Научно-исследовательская работа в сфере нормирования труда является одним из важнейших направлений деятельности НИИ труда. Научно-обоснованные нормы по труду означают, прежде всего, их оптимальность и рациональность как с точки зрения экономической функции (функции менеджмента деятельностью организации), так и социальной (учета психофизиологических возможностей человека). Именно на совершенствование имеющихся и разработку новых методик нормирования труда, учитывающих обозначенные факторы, направлены усилия ведущих специалистов НИИ труда.

Содержание работы

Введение

1. Научная организация труда

2. Понятие нормирования труда, классификация норм и нормативов

3. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

 По сфере применения  нормативные материалы для нормирования  труда подразделяются на межотраслевые,  отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные.

 Межотраслевые нормы  предназначаются для нормирования  труда на работах, выполняемых  на предприятиях (в учреждениях,  организациях) двух и более отраслей  экономики.

 Отраслевые (ведомственные,  профессиональные) нормы предназначаются  для нормирования труда на  работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) одной  отрасли экономики.

 Местные нормы труда  разрабатываются на предприятиях (в учреждениях, организациях) в  тех случаях, когда отсутствуют  межотраслевые и отраслевые нормативные  материалы, а также при создании  более прогрессивных организационно-технических  условий или их несоответствии  по сравнению с учтенными при  разработке действующих отраслевых  нормативных материалов.

 Типовые нормы труда  согласно статье 161 ТК РФ разрабатываются  и утверждаются в порядке, установленном  Правительством России. Постановлением  Правительства РФ от 11 ноября 2002 года №804 "О Правилах разработки  и утверждения типовых норм  труда" определено, что типовые  нормы труда разрабатываются  федеральным органом исполнительной  власти, на который возложены  менеджмент, регулирование и координация  деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.

 Типовые межотраслевые  нормы труда утверждаются Минтрудом  РФ.

 Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда  утверждаются федеральным органом  исполнительной власти по согласованию  с Минтруда РФ.

 Типовые нормы труда  утверждаются федеральным органом  исполнительной власти в соответствии  с правилами подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти.

 Пересмотр типовых  норм труда в случаях, предусмотренных  законодательством России, осуществляется  в порядке, установленном для  их разработки и утверждения.

 Местные нормативные  материалы разрабатываются на  отдельные виды работ в тех  случаях, когда отсутствуют соответствующие  межотраслевые и отраслевые нормативные  материалы. Местные нормативные  материалы утверждаются администрацией  предприятия.

 Нормы могут устанавливаться  как на стабильные работы (постоянные  нормы), так и на срок освоения  тех или иных видов работ  при отсутствии нормативных материалов  для нормирования труда (временные  нормы), или на отдельные виды  работ, носящие единичный характер (разовые или единичные нормы).

 Срок действия временных  норм, как правило, составляет:

 · разработанных непосредственно  на предприятии, в учреждении, организации - 3 месяцев;

 · разработанных вышестоящей  организацией - не более 6 месяцев;

 · разработанных Министерством  (ведомством) - не более одного  года.

 Разовые нормы устанавливаются  на отдельные работы, носящие  единичный характер (внеплановые,  аварийные, случайные и другие  работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы  выполняются, если для них не  введены временные или постоянные  нормы.

 Обязательным для предприятий  соответствующих министерств и  ведомств России являются отраслевые  и межотраслевые нормы и нормативы.

 Во всех случаях  нормы труда должны быть обоснованными  с технической, экономической,  организационной, психофизиологической  и социальной сторон.

 С экономической стороны  нормы должны быть эффективны  с точки зрения минимизации  затрат труда, с психофизиологической - должны обеспечивать сохранение  здоровья работников, с социальной  стороны должны устанавливаться  нормы, в выполнении которых  заинтересованы работники, с технической  стороны нормы должны соответствовать  уровню техники и технологии, организации производства и труда.

 Техническое обоснование  учитывает выявление и анализ  технических факторов, зависящих  от производства, проектирование  технологических режимов работы  оборудования. Организационное обоснование  предполагает, что при расчете  норм должны учитываться прогрессивные  методы организации производства  и труда.

 Экономическое обоснование  предусматривает анализ влияния  разрабатываемых норм на производительность  труда, качество и себестоимость  продукции и другие показатели  производства.

 Психофизиологическое  обоснование подразумевает отбор  оптимального варианта трудового  процесса, протекающего в благоприятных  условиях с нормальной интенсивностью  труда и рационального режима  труда и отдыха в целях сохранения  здоровья работающих, их высокой  работоспособности и жизнедеятельности.

3. Порядок введения, замены  и пересмотра норм труда

 Согласно статье 160 ТК  РФ нормы труда должны устанавливаться  в соответствии с достигнутым  уровнем техники, технологии, организации  производства и труда.

 Введение, а также замена  и пересмотр норм труда оформляются  локальными нормативными актами  организации (приказом, распоряжением,  положением по нормированию и  т.п.) и с учетом мнения представительного  органа работников (профсоюзного  органа, совета трудового коллектива  и т.п.).

 Нормы затрат труда  могут быть установлены двумя  методами: на основе детального  анализа, осуществляемого на предприятии  (в учреждении, организации), и проектирования  оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на  основе статистических отчетов  о выработке, затратах времени  на выполнение работы за предшествующий  срок, или экспертных оценок (суммарный  метод).

 Аналитический метод  позволяет определять обоснованные  нормы, внедрение которых способствует  повышению производительности труда  и в целом эффективности производства.

 Суммарный же метод  только фиксирует фактические  затраты труда. Этот метод применяется  в исключительных случаях при  нормировании аварийных или опытных  работ.

 Нормы, разрабатываемые  на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы,  установленные суммарным методом, - опытно-статистическими.

 Разработка обоснованных  нормативных материалов осуществляется  одним из способов аналитического  метода: аналитически-исследовательским  или аналитически-расчетным.

 При аналитически-исследовательском  способе нормирования необходимые  затраты рабочего времени по  каждому элементу нормируемой  действия определяют на основе  анализа данных, полученных в  результате непосредственного наблюдения  за выполнением этой действия  на рабочем месте, на котором  организация труда соответствует  принятым условиям.

 При аналитически-расчетном  способе затраты рабочего времени  на нормируемую операцию определяют  по нормативам времени на отдельные  рабочие действия, разработанным  ранее на основе хронометражных  наблюдений, или расчетом, исходя  из принятых режимов оптимальной  работы технологического оборудования.

 Аналитически-расчетный  способ является наиболее рациональным  и предпочтительным способом  проектирования нормативных материалов, так как является наиболее  совершенным и экономически эффективным  способом нормирования.

 Для разработки норм  труда организуются и проводятся  следующие мероприятия: Генкин  Б.М. Экономика и социология  труда. - М.: Норма, 2007.-192-210.

 Подготовительные и  организационно-методические работы

 В ходе работ определяются  цели и задачи разработки нормативных  материалов для нормирования  труда, уточняются виды норм, составляется  техническое поручение.

 Техническое поручение  разрабатывается организацией-исполнителем  нормативно-исследовательской работы  и утверждается организацией-заказчиком.

 Изучаются действующая  технология, инструкции, положения,  организационно-технические условия  и методы выполнения работы  на рабочих местах, подбираются  паспорта оборудования, характеристики  применяемых инструментов, приспособлений, сырья, материалов, режимов работы  оборудования, содержание технологических  и трудовых процессов; устанавливается  вероятность разработки нормативных  материалов с применением нормативов  времени, в том числе микроэлементных,  использования электронно-вычислительных  машин для проектирования рациональных  трудовых процессов и расчета  норм труда.

 Разрабатывается методическая  программа проведения работ по  разработке нормативного документа,  отражающая следующие вопросы:

 · отбор предприятий  (учреждений, организаций), их структурных  подразделений, на основе организации  производства и труда которых  будут разрабатываться прогрессивные  технологические (трудовые) процессы  и рациональные организационно-технические  условия их выполнения, предусматриваемые  при проектировании норм затрат  труда;

 · использование действующих  нормативных материалов для нормирования  труда, в том числе и микроэлементных  нормативов;

 · определение факторов, влияющих на затраты времени  при выполнении отдельных работ  и обеспечивающих наибольшую  точность нормативов и норм  при наименьшей сложности и  трудоемкости их разработки;

 · инструктаж работников, осуществляющих наблюдения и  анализ затрат рабочего времени  и проектирование норм и нормативов, использование для этой работы  приборов, видеотехники, компьютерной  техники, данных статистической, оперативной и прочий отчетности;

 · проверку проекта  нормативных материалов в производственных  условиях;

 · оформление сборника  нормативных материалов в целом.

 Проведение изучения  затрат рабочего времени на  рабочих местах

 Указанные работы включают:

 · осуществление подготовки  к наблюдениям, выбираются исполнители,  за работой которых будут вестись  наблюдения, уточняется соответствие  технологии, организации рабочего  места и его обслуживания проектируемым;

 · проведение непосредственных  замеров рабочего времени (хронометраж,  фотографии рабочего времени,  видеосъемка трудовых процессов  и т.д.) или моментных наблюдений; при этом максимально используются  материалы, связанные с установлением  норм затрат труда на выбранных  предприятиях;

 · проведение технических  расчетов, экспериментальных и других  исследовательских работ, обработка  собранных материалов.

 Проведение обработки  собранных материалов

 Данные работы включают:

 · анализ и обобщение  результатов изучения затрат  рабочего времени, разработка  нормативов (норм) затрат труда;

 · уточнение основных  факторов, влияющих на величину  затрат труда; вывод эмпирические (основанных на опыте) формулы  зависимостей между значениями  влияющих факторов и величинами  затрат труда;

 · подготовку проекта  нормативного документа в первой  редакции, а также инструктивных  указаний о порядке проведения  его проверки непосредственно  на предприятии;

 · определение конкретных  предприятий (учреждений, организаций), их структурных подразделений  для проведения на них проверки  нормативных материалов;

 · направление проекта  нормативного документа с инструктивными  указаниями о порядке проведения  его проверки на выбранные  предприятия (учреждения, организации), в их структурных подразделения.

 Проверка нормативных  материалов в производственных  условиях

 Целью проверки является  выявление характера уточнений  и дополнений, подлежащих внесению  в проект.

 Подготовка окончательной  редакции нормативных материалов

 Проводится анализ  и изучение результатов проверки  проекта нормативного документа  в производственных условиях, обобщение  полученных отзывов, замечаний  и предложений.

 Пересмотр установленных  норм труда согласно статье 160 ТК РФ может иметь место  по мере совершенствования или  внедрения новой техники, технологии  и проведения организационных  либо иных мероприятий, обеспечивающих  рост производительности труда,  а также в случае использования  физически и морального устаревшего  оборудования.

 Следует обратить чуткость, что не может являться основанием  для пересмотра ранее установленных  норм достижение высокого уровня  выработки продукции (оказания  услуг) отдельными работниками  за счет применения по их  инициативе новых приемов труда  и совершенствования рабочих  мест (то есть передовых методов  и форм организации труда).

 Замена и пересмотр  единых и типовых норм осуществляется  органами, их утвердившими.

 Пересмотренные нормы  также подлежат оформлению локальным  нормативным актом организации  и доведению до работников  не позднее чем за два месяца  до их введения.

 Проверка действующих  на предприятии (в учреждении, организации) норм труда осуществляется  аттестационными комиссиями, утвержденными  руководителями предприятий (учреждений, организаций).

Информация о работе Порядок введения, замены и пересмотра норм труда