Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:19, реферат
Цель работы состоит в изучении состояния профсоюзного движения в России.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть профессиональный и производственный принципы строения профсоюзов;
2) охарактеризовать права представительного профсоюза по Трудовому кодексу РФ.
Введение 3
1. Профессиональный и производственный принципы строения
профсоюзов 4
2. Права представительного профсоюза по Трудовому кодексу РФ 9
Заключение 21
Список литературы 23
Кроме того, на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; на локальном уровне, т. е. на уровне конкретной организации, ― комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
В сферу деятельности этих комиссий ст. 35 ТК РФ включает: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организацию контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.
Путем представительства интересов
работников профсоюзами в указанных комиссиях
реализуется также право профсоюзов, их
объединений (ассоциаций), а также первичных
профсоюзных организаций и их органов
на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений, коллективных
договоров и контроль за их
2) участие профсоюзов
в применении установленных
― график сменности (ст. 103
― правила внутреннего
― привлечение к сверхурочным
работам, работе в выходные и нерабочие
праздничные дни (ст. 99, 113
― график отпусков (ст. 123 ТК
― систему оплаты труда, а также
системы премирования, стимулирующих
доплат и надбавок, в том числе повышение
оплаты за работу в ночное время, выходные
и нерабочие праздничные дни, сверхурочную
работу и в других случаях (ст. 135, 144 ТК РФ) [
3) участие профсоюзов
в разрешении трудовых споров,
в процессе которого
Для защиты социально-трудовых
и других гражданских прав и профессиональных
интересов своих членов профсоюзы могут
создавать юридические службы и
В случаях нарушения законодательства
о труде профсоюзы вправе по просьбе членов
профсоюзов, других работников, а также
по собственной инициативе обращаться
с заявлениями в защиту их трудовых прав
в органы, рассматривающие трудовые
Статья 391 ТК РФ дает право соответствующему профсоюзу, защищающему интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд в случае, если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или когда обращение в суд происходит, минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могут выделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когда иск заявлен им самим.
В сфере урегулирования коллективных
трудовых споров профсоюзы имеют право:
― на участие в урегулировании
― на организацию и проведение
в соответствии с законодательством забастовок,
собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций,
пикетирования и других коллективных
действий, используя их как средство защиты социально-трудовых
Возглавляющий забастовку орган
(соответствующий орган профсоюза) вправе
созывать собрания (конференции) работников,
получать от работодателя информацию
по вопросам, затрагивающим интересы работников,
привлекать специалистов для подготовки
заключений по спорным вопросам. Возглавляющий
забастовку орган вправе также приостановить забастовку (ст.
4) осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Согласно ст. 19 ФЗ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
профсоюзы имеют право на осуществление
профсоюзного контроля за соблюдением
работодателями, должностными лицами
законодательства о труде, в том числе
по вопросам трудового договора (контракта),
рабочего времени и времени отдыха, оплаты
труда, гарантий и компенсаций, льгот и
преимуществ, а также по другим социально-трудовым
вопросам в организациях, в которых работают
члены данного профсоюза, и имеют право
требовать устранения выявленных нарушений.
Работодатели, должностные лица обязаны
в недельный срок с момента получения
требования об устранении выявленных
нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения
Для осуществления профсоюзного
контроля за соблюдением законодательства
о труде профсоюзы вправе создавать собственные
инспекции труда, которые наделяются полномочиями,
предусмотренными положениями, утверждаемыми
Профсоюзы, их инспекции труда
при осуществлении этих полномочий взаимодействуют
с государственными органами надзора
и контроля за соблюдением законодательства
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе:
― беспрепятственно посещать
организации независимо от форм собственности
и подчиненности, в которых работают члены
данного профсоюза, для проведения проверок
соблюдения законодательства о труде
и законодательства о профсоюзах, а также
выполнения работодателями условий коллективного
― проводить независимую
― принимать участие в расследовании
несчастных случаев на производстве и профессиональных
― защищать права и интересы
членов профсоюза по вопросам возмещения
вреда, причиненного их
― предъявлять работодателям
требования о приостановке работ в случаях
непосредственной угрозы жизни
― направлять работодателям
обязательные для рассмотрения предписания
об устранении выявленных
― обращаться в соответствующие
органы с требованием о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении
законов и иных актов, содержащих нормы
трудового права, сокрытии фактов несчастных
случаев на производстве. Так, при отраслевых
профсоюзных органах имеются техническая
инспекция труда, осуществляющая профсоюзный
контроль за охраной труда на подведомственных
производствах, а также правовая инспекция
труда, осуществляющая такой контроль
за соблюдением трудового законодательства.
Обе эти профсоюзные инспекции имеют право
ставить вопрос о привлечении к ответственности
должностных лиц администрации, виновных
в трудовых правонарушениях [7].
Защита профсоюзами, иными представительными
органами социально-трудовых прав и интересов
работников осуществляется в различных
формах.
Одни из них касаются участия профсоюза в нормотворческом процессе с тем, чтобы способствовать установлению наиболее благоприятных для работников условий труда. К ним относится участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников.
Согласно ст.371 ТК РФ работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ.
В частности, при участии выборного
органа первичной профсоюзной организации
или иного представительного органа работников
принимаются следующие локальные
― о введении и об отмене режима
неполного рабочего времени (ст. 74 ТК РФ);
― о привлечении работников
к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (
― о перечне должностей работников
с ненормированным рабочим днем
(ст. 101);
― о разделении рабочего дня
на части, с тем, чтобы общая продолжительность
рабочего времени не превышала установленной
продолжительности ежедневной работы
[6, с. 217].
Такое разделение производится
работодателем на основании локального
нормативного акта, принятого с учетом
мнения выборного профсоюзного органа данной организации (ст.
― об определении порядка и
условий выплаты работникам (за исключением
работников, получающих оклад или должностной
оклад) за нерабочие праздничные дни, в
которые они не привлекались к работе,
дополнительного вознаграждения (ст. 112);
― о привлечении работников
к работам в нерабочие праздничные дни
в случаях, не предусмотренных ч.
― об установлении с учетом
производственных и финансовых возможностей
работодателя дополнительных отпусков
для работников (ст. 116);
― об утверждении графика
― о введении системы оплаты
и стимулирования труда, в т. ч. повышении
оплаты за работу в ночное время, выходные
и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135);
― об утверждении формы
― об установлении конкретных
размеров повышенной оплаты труда работников,
занятых на тяжелых работах, работах с
вредными и (или) опасными и иными особыми
― об установлении конкретных
доплат за работу в выходные и нерабочие
праздничные дни (ст. 153);-
― об установлении конкретных
размеров заработной платы за работу в
ночное время (ст. 154);
― о введении и применении систем
нормирования труда (ст. 159);
― о принятии локальных нормативных
актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда
― о введении мер, предотвращающих
массовые увольнения работников (ст. 180);
― об утверждении правил внутреннего
трудового распорядка (ст. 190);
― об определении форм профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников, утверждении
перечней необходимых профессий и специальностей (
― об утверждении инструкций
по охране труда для работников (ст. 212);
― об установлении норм бесплатной
выдачи работникам специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты, улучшающих по сравнению с типовыми
нормами защиту работников от имеющихся
на рабочих местах вредных и (или) опасных
факторов, а также особых температурных условий
― об утверждении порядка применения
вахтового метода (ст. 297);
― об увеличении продолжительности
вахты до 3 месяцев (ст. 299);
― об утверждении графика
― об установлении надбавки
за вахтовый метод работы (ст. 302);
― об определении размера, условий
и порядка компенсации расходов на оплату
стоимости проезда и провоза багажа к
месту использования отпуска и обратно
для лиц, работающих в организациях, не
относящихся к бюджетной сфере, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
― об определении размера, условий
и порядка компенсации расходов, связанных
с переездом, лицам, работающим у работодателей,
не относящихся к бюджетной сфере, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
Кроме того, в ряде случаев ТК РФ предусматривается участие соответствующего представительного органа работников при решении целого комплекса социально-трудовых вопросов, в частности, возможность досрочного снятия с работника дисциплинарного взыскания по ходатайству представительного органа работников (ст. 194), создание по инициативе представительного органа работников комитета (комиссии) по охране труда (ст. 218) и др.
Необходимо обратить внимание,
что ТК РФ устанавливает порядок учета
мотивированного мнения выборного профсоюзного
орган для двух случаев:
― при принятии локальных нормативных
актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК
― при увольнении работников
― членов профсоюза (ст. 373 ТК РФ).
При взаимодействии работодателя
с представительным органом работников
следует иметь в виду, во-первых, следующее:
в соответствии с ч. 1 ст. 372 ТК РФ необходимо
учитывать мнение только той первичной
профсоюзной организации, которая представляет
интересы всех или большинства работников.
Первичная профсоюзная организация «представляет
интересы всех работников, если она объединяет
более половины работающих у данного работодателя
либо имеет поручение общего собрания
(конференции) на такое представительство» [
Во-вторых, учитывая особенности
организационной структуры некоторых
общероссийских отраслевых профсоюзов,
первичные организации которых действуют
в вертикально интегрированных компаниях
и создают советы представителей первичных
профсоюзных организаций, руководителям
таких компаний необходимо учитывать
при принятии локальных нормативных правовых
актов мнение совета представителей первичных
профсоюзных организаций, поскольку эти
органы действуют на основании уставных
профсоюзных документов и на них в полном
объеме распространяются нормы трудового
В-третьих, необходимо обратить
внимание на то, что ст. ст. 371 и 372 ТК РФ,
посвященные регулированию процедуры
учета мнения профсоюзов, говорят о полномочиях работодателя, т.
Процедура учета мнения включает в себя несколько этапов. Первый этап ― это направление проекта локального нормативного акта и обоснования необходимости его принятия в выборный орган первичной профсоюзной организации, т. е. в профком, и просьба сообщить свое мотивированное мнение по данному локальному акту.
Второй этап процедуры учета мотивированного мнения выборного представительного органа работников ― рассмотрение проекта локального нормативного акта на заседании коллегиального органа работников. Закон «отводит на это пять рабочих дней, отсчет которых начинается на следующий день после получения запроса от работодателя. В этот период профком должен организовать изучение всех представленных документов, при необходимости получить консультации специалистов, организовать заседание, на котором будет утвержден документ, отражающий мотивированное мнение данного профсоюзного органа» [5, с. 185]. В мотивированном мнении профсоюзного органа могут быть выражены согласие на принятие локального акта либо несогласие с представленным проектом или изложены предложения по его совершенствованию.
Третий этап состоит в принятии локального нормативного акта. Тут могут быть три варианта.
При положительном мнении профкома, который поддерживает принятие локального акта, он утверждается приказом директора, с указанием, с какого времени этот акт начинает действовать. При этом работодателям необходимо всегда помнить, что если локальным нормативным правовым актом изменяются условия труда работников (режим работы, системы оплаты труда и премирования, льготы, гарантии и т. д.), то вводить их можно не ранее чем через два месяца, поскольку с ними нужно будет ознакомить работников (ст. 74 ТК РФ).
При наличии отрицательного мнения или замечаний по совершенствованию проекта со стороны выборного профсоюзного органа работодатель либо может согласиться с мнением профсоюзного органа, либо обязан в течение 3 дней после получения указанного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При не достижении согласия в ходе трехдневных переговоров по проекту локального нормативного акта между профкомом и представителем работодателя составляется протокол разногласий, в котором отражаются позиции сторон. После подписания указанного протокола работодатель вправе принять локальный нормативный акт самостоятельно, а профсоюзный комитет имеет право обратиться в государственную инспекцию труда или суд. Одновременно выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ (гл. 61). Безусловно, «лучше до суда конфликт не доводить, а разрешить проблему в ходе переговоров. К сожалению, представители работодателя часто не хотят считаться с профсоюзами. В результате и государственные инспекторы, и органы прокуратуры признают незаконными локальные нормативные акты, принятые работодателями» [5, с. 192]. Принятые в соответствии с законодательством, локальные нормативные акты имеют обязательную силу для судов общей юрисдикции, в частности, при рассмотрении любых трудовых споров, вытекающих из внутренней деятельности предприятия.
Информация о работе Права представительного профсоюза по Трудовому кодексу РФ