Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику занятости и трудоустройства;
- раскрыть основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения;
- изучить особенности прав граждан на обеспечение занятости;
- охарактеризовать особенности деятельности органов занятости населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Общая характеристика занятости и трудоустройства…………………....…5

2.Принципы государственной политики в области содействия занятости населения…………………………………………………………………..…..12

3. Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство……….15

4. Органы службы занятости, их права и обязанности…………….…….18

Заключение…………………………………………………………………...27

Список использованной литературы……………….……………………...28

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

     5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, 
Имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то  органа необходимы постоянный уход,  помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждении, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);


  1. сочетание  местных мер  с  централизованными  в  области занятости;
  2. координация мер по занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;
  3. поощрение     работодателей,     сохраняющих    действующие и создающих новые рабочие места;
  4. предупреждение массовой и сокращение длительной  (более одного года) безработицы;

10) координация в этой области деятельности государственных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;

11) обеспечение  занятости малочисленных народов  и народностей с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;

  1. сочетание    самостоятельности    органов    государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
  2. международное    сотрудничество    в    области    занятости, включая

 

вопросы труда российских граждан за рубежом и иностранных граждан в России.8

Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.

Профсоюзы, их органы вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения.

Так, они имеют право:

а) вносить в соответствующие органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращении мер по высвобождению работников;

      б) осуществлять защиту социальных гарантий граждан по вопросам обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством;

       в) требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости. 9

 

 

 

 

 

3. Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство

Закон о занятости закрепляет право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство. Это сложное право, включающее в себя ряд более простых прав, т. е. возможностей получить определенное социальное благо. Данное право в свою очередь является важнейшей гарантией реализации свободы труда, права на труд.

Содержание права на обеспечение занятости и трудоустройство включает в себя шесть следующих возможностей (прав):

  1. Право  граждан  на  проведение  государственной  политики по обеспечению полной и продуктивной занятости, о чем было сказано выше.
  2. Право граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
  3. Право   граждан   на   трудоустройство.   Понятие   «трудоустройство» более узкое, нежели понятие «занятость», а само трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией.

4) право граждан на бесплатную консультацию по профориентации,   на   профессиональную   подготовку,   переподготовку,   а также  на получение  от  органа  службы  занятости  необходимой информации о наличии  вакантных мест.   Это  право  имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся в переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через службу занятости;

  1. право граждан на профессиональную деятельность за границей. Ныне в России в связи с безработицей наблюдается значительный отток на работу за границей высококвалифицированных   специалистов   и   ученых.  
  2. право  граждан  на  обжалование  неправомерных  действий (бездействия)  органов  службы  занятости,  их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.
  3. Гарантии реализации права граждан на труд являются и гарантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской  Федерации:

а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда (например, с неполным рабочим временем);

б) бесплатное   содействие    в    подборе    подходящей    работы и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости;

в) предоставление организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений на период не менее трех лет;

г) бесплатное   обучение   новой   профессии   (специальности),повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

д) компенсацию материальных затрат в соответствии с законодательством при направлении на работу в другую местность по предложению органа службы занятости;

е) возможность заключения срочных трудовых договором на участие   в   оплачиваемых   общественных   работах,   организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

ж) правовую защиту от необоснованного увольнения.

Таким образом, указанные правовые, экономические и организационные условия (т. е. гарантии) обеспечения занятости, реализации права на труд закреплены законодательством. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Органы  службы занятости, их права и обязанности

Работу органов службы занятости возглавляет и организует Министерство труда и социального развития РФ с его органами на местах.

Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на соответствующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.


В соответствии с Законом о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

-оценку состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирование о положении на рынке труда;

-разработку и  реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

-содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых работников;

-организацию  при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации.

Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. Однако, учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются  Правительством РФ.11

Права органов службы занятости населения следующие:

-запрашивать  у работодателей соответствующую  информацию о предполагаемом высвобождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе высвобожденных, принятых и уволенных;

-направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

-разрабатывать  и вносить на рассмотрение  местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.

-заключать по  доверенности работодателей от  их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;

-направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

-оказывать материальную  помощь семьям безработных;

-взыскивать с  работодателей в бесспорном порядке  страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов службы занятости населения следующие:


-анализировать, прогнозировать спрос и предложение  на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

-вести учет  свободных рабочих мест и трудоустраиваемых  граждан;

-информировать  граждан и работодателей о  возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

-помогать гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям — в подборе необходимых работников;

-организовывать  профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;

-оказывать услуги  в профессиональной ориентации  и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

-регистрировать  безработных и оказывать им помощь;

-разрабатывать  федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан;

-оплачивать стоимость  профподготовки и переподготовки  граждан, если их трудоустройство требует этого, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;

Информация о работе Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство