Право работников на объединение в профсоюзы для защиты своих прав и интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование прав работников на объединение в профсоюзы для защиты своих прав и интересов.
Задачи курсовой работы:
-изучить правовое положение профсоюзов в сфере труда;
-выявить основные способы защиты трудовых прав работников профсоюзами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА…………………………………………………………………………….5
Правовые основы деятельности российских профсоюзов………………5
Понятие, задачи, функции профсоюзов…………………………………..9
Право на объединение в профсоюзы…………………………………….14
ГЛАВА II. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ……………………………………………………………...17
2.1. Защита трудовых прав конкретных работников………………………..17
2.2. Предъявление требований в интересах неопределенного круга граждан…………………………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсовая по ТП.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

3) представительство  и защита социально-трудовых прав  и интересов членов профсоюза.  Исходя из определения профсоюза, следует, что он получает право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов в силу факта членства гражданина в профсоюзе. Никаких дополнительных документов для представительства и защиты члена профсоюза Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не требует. Объем полномочий профсоюза по представительству и защите прав его членов определяется исходя из устава профсоюза. Именно этот объем полномочий передает гражданин профсоюзу при добровольном вступлении в профсоюз. Другие полномочия могут быть переданы физическим лицом профсоюзу в установленном законодательством порядке. В зависимости от того, какие полномочия передаются гражданином профсоюзу, происходит их оформление. Специальные полномочия, например, на подачу заявления от имени гражданина, оформляются путем выдачи доверенности или подачи письменного заявления в суде. Общие полномочия могут быть переданы на основании устного ходатайства гражданина. Таким образом, после подачи добровольного заявления о вступлении в профсоюз у него возникает право на представительство вступившего в профсоюз гражданина в объеме уставных полномочий без оформления каких-либо дополнительных документов на представительство. Данное правило вытекает из рассмотренного правового понятия профессионального союза.

Профсоюзы могут создавать  свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку: общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная  организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.2

Профсоюзы независимы в  своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы. Организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акты общественности.

 Правосубъектность  профсоюза как юридического лица  возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, и тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение  деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица — в соответствии с федеральным законом.

В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта РФ по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы  входят в политическую систему общества как специфические общественные организации со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функции — защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов —  это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, их главная функция — защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на все уровнях социально-партнерских отношений — начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую важнейшую функцию — представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов — это деятельность профсоюзных  органов, а также состоящих в  их ведении инспекций труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функция представительства  интересов работников прямо закреплена в ст. 29 ТК, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК. В ст. 1 и 11 Закона о профсоюзах объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но, кроме двух этих функций, профсоюзы  осуществляют также культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую функцию по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной функции и  функции представительства интересов работников способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм (мораль, традиция и др.). Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.3

 

1.3. Право работников на объединение в профсоюзы

 

Для возникновения у  профсоюза права на представительство  социально-трудовых прав и интересов гражданина необходимо, чтобы гражданин реализовал свое право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В ст. 2 Конвенции МОТ №87 о свободе ассоциации и защиты права на организацию провозглашено право работников на создание профессиональных союзов по своему выбору без предварительного на то разрешения, а также право вступать в профессиональный союз при соблюдении единственного условия — подчинение уставу профессионального союза. В свою очередь, работодатели могут создавать на аналогичных условиях собственные объединения по защите своих прав и интересов. Однако в такие объединения, как правило, вступают юридические лица либо граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью. Таким образом, членство гражданина в профессиональном союзе в действующем законодательстве поставлено в зависимость исключительно от его добровольного волеизъявления. Причем ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, ст. 1 Конвенции № 98 о применении принципов права на организацию и заключение коллективных договоров, ст. 3 ТК РФ имеют в своем содержании запрет на умаление прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его членства в профессиональном союзе. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в связи с его членством в профессиональном союзе признается дискриминацией. Однако путь от заявления о совершении дискриминационных действий по отношению к членам профсоюза до его подтверждения совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, что позволяет признать данное заявление фактом совершения дискриминационных действий, весьма сложен. Едва ли найдется работодатель, который согласится заявить о преследовании работников по причине их принадлежности к профессиональному союзу. Примером может служить ситуация с докерами Калининградского порта, где в ходе передачи погрузочно-разгрузочных работ из одной организации в другую были уволены члены исключительно одного профсоюза. Подобные действия с очевидностью ограничивают право работников на объединение в профессиональные союзы, так как работник поставлен перед выбором: сохранить место работы, отказавшись от членства в опальном профсоюзе, либо потерять работу, сохранив членство в изгнанном работодателем профсоюзе.

В соответствии со ст. 2 Конституции  РФ права и свободы человека и  гражданина, в том числе и право на объединение в профессиональные союзы, являются высшей ценностью, обеспечение их реализации — обязанность государства. В силу требований ст. 18 Конституции РФ право на объединение должно быть обеспечено правосудием. Как известно, заявления работников профсоюза о совершении дискриминационных действий по ограничению права на объединение являются самостоятельными доказательствами. В свою очередь, лицо, издавшее правоприменительный акт, в частности полномочный представитель работодателя, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» должно доказать документально законность принятого решения. Отсутствие документов, позволяющих исключить вывод о совершении работодателем действий по ограничению права на объединение в профсоюзы, обязывает вынести решение на основании заявлений работников и профсоюза о дискриминации в связи с принадлежностью к профсоюзу. Документально должно быть подтверждено, что не только члены одного профсоюза, но и другие работники при принятии решения находились в поле зрения правоприменителя. Причем именно полномочные представители работодателя должны представить мотивированные документы о том, что их решение обусловлено иными, чем членство в профсоюзе, обстоятельствами. Отсутствие у работодателя документов с подобной мотивировкой обязывает признать обоснованность заявления работников и профсоюза об ограничении права на объединение.4

 

 

 

ГЛАВА II. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФСОЮЗАМИ

2.1. Защита трудовых  прав конкретных работников

 

Из определения профессионального  союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов. Для осуществления такой защиты процедура прохождения уведомительной регистрации с целью получения статуса юридического лица правового значения не имеет. В соответствии со ст. 7 Конвенции МОТ №87 относительно свободы ассоциации и защиты на организацию приобретение права юридического лица профессиональным союзом не может быть обязательным условием для осуществления им деятельности по защите прав своих членов. Параметры данной деятельности определяются законодательством и уставом профессионального союза. Направления уставной деятельности профессионального союза не должны вступать в противоречие с законодательством. Если при применении устава выявляются подобные противоречия, у полномочных государственных органов возникает право потребовать от профессионального союза устранения из него положений, не соответствующих законодательству. Однако отсутствие у профсоюза регистрации в качестве юридического лица не может служить законным основанием для отказа от принятия поступающих от него заявлений, например, в судебные органы. В связи с изложенным и при отсутствии регистрации в качестве юридического лица профсоюз действующим законодательством признается субъектом, полномочным осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов своих членов в формах, предусмотренных его уставом.

Деятельность профсоюза  по защите социально-трудовых прав и  интересов граждан проводится по нескольким направлениям. В частности, профсоюз может осуществлять деятельность по защите трудовых прав конкретных работников. При защите прав и интересов конкретных работников профсоюз связан действием принципа диспозитивности, закрепленного в ст. 3, 39 ГПК РФ. Принцип диспозитивности означает, что права и свободы гражданина не могут быть реализованы без его волеизъявления. Поэтому обращение в органы, имеющие полномочия по защите прав и свобод граждан, может состояться только при наличии волеизъявления каждого представляемого профсоюзом работника. Следовательно, при защите прав конкретных граждан профсоюз в силу требований ст. 39, ч. 4 ст. 131, ст. 132 ГПК РФ обладает лишь общими полномочиями. Включение в устав профсоюза положения о том, что в силу факта членства в профсоюзе у него возникают специальные полномочия при представительстве работников, вступает в противоречие с перечисленными нормами. Поэтому такое положение не может применяться.

К числу специальных  полномочий ст. 54 ГПК РФ относит права представителя на подписание заявления от имени представляемого, предъявление его в суд и иные полномочные государственные органы, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречных требований от имени работника, к которому предъявлены претензии о привлечении к ответственности, полный или частичный отказ от заявленных требований, уменьшение их размера, признание предъявленных гражданину требований, заключение от его имени соглашения, изменение предмета или основания заявленных работником требований, на передачу полномочий другому лицу (передоверие), на предъявление исполнительного документа к взысканию, получение взысканного в пользу гражданина имущества или денег. Перечисленные специальные полномочия могут быть переданы гражданином профессиональному союзу только путем составления доверенности или подачи письменного заявления в суде. В соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ указанные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. В этом случае подпись гражданина на заявлении заверять не требуется, так как подлинность заявления контролирует непосредственно судья, проверив личность подавшего заявление гражданина. Гражданин может направить соответствующее заявление с перечислением в нем специальных полномочий, передаваемых профсоюзу, непосредственно в суд. Подпись гражданина на таком заявлении может быть удостоверена жилищными органами или органами местного самоуправления по месту его жительства либо по месту работы. Аналогичным образом может быть удостоверена и доверенность, выдаваемая гражданином профсоюзу, наделяемому перечисленными специальными полномочиями. Таким образом, при осуществлении защиты конкретных членов профсоюз может получить специальные полномочия путем оформления доверенности гражданином либо подачи им соответствующего заявления непосредственно в суд.

Информация о работе Право работников на объединение в профсоюзы для защиты своих прав и интересов