Правовое регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:53, реферат

Описание работы

Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Безработица выступает основной проблемой, которая стоит в начале «списка проблем занятости» в России, поэтому особенно актуальным в настоящее время становится правовое регулирование занятости и трудоустройства населения.

Содержание работы

Введение
1. Рынок труда и занятость населения на современном этапе
2. Правовое регулирование безработицы
3. Социально-правовая защита граждан в центре занятости
3.1 Центр занятости, его функции
3.2 Признание гражданина безработным, его права
4. Инструментарий государственного воздействия на осуществление политики в области занятости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Рынок труда и занятость населения  на современном этапе

2. Правовое регулирование безработицы

3. Социально-правовая защита граждан  в центре занятости

3.1 Центр занятости, его функции

3.2 Признание гражданина безработным,  его права

4. Инструментарий государственного  воздействия на осуществление  политики в области занятости

Заключение

Список  литературы

Введение

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение  деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем  занятости.

Только  государственное регулирование  социально-экономических процессов, в том числе и занятости  населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей  реформ.

Проблемы  рынка труда на современном этапе  привлекают к себе внимание огромного  количества специалистов. Эта тема является наиболее актуальной в настоящее  время, так как именно от разрешения данной проблемы зависит роль нашего государства на международной экономической  арене.

Структурная перестройка экономики России привела  к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и  тем самым, появлению явной безработицы.

Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся  в частично оплачиваемых или полностью  неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий  день или неделю и т.д.).

В настоящее время потенциальный  уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.

Безработица выступает основной проблемой, которая  стоит в начале «списка проблем  занятости» в России, поэтому особенно актуальным в настоящее время  становится правовое регулирование  занятости и трудоустройства  населения.

1. Рынок труда и занятость  населения на современном этапе

Занятость - это важнейшая характеристика экономики, а уровень занятости - важнейший  макроэкономический показатель.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической  системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания  новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных  работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской  основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как  потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при  дальнейшем расширении и совершенствовании  производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика  будет готова создать новые эффективные  рабочие места.

Поддерживать  полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы  хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых  рабочих мест требует крупных  капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

Человек, потерявший работу и готовый к  ней приступить вновь, безусловно, имеет  право на содействие в трудоустройстве  и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные  законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата  должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь  нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди  вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

Если  законы рынка труда действуют  в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика  дает материальное обеспечение рабочей  силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных  не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных  от труда, предоставлять им необходимую  поддержку.

Для общества экономически выгоднее и нравственно  честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без  надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно  вытекает из законов рынка труда.

Однако  достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое  приносит в дом рынок труда.

И, тем не менее, безработица - не оборотная  сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем  рыночные отношения купли продажи  рабочей силы.

Переход от одной экономической системы  к другой - от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно- принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда - неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы. Бороться с безработицей - это все  равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с  политическими и социальными  свободами личности.

Безработица- результат состояния экономики  и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат. Как  общественное явление безработица  заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать.

Рынок труда, занятость и безработица  являются важными экономическими явлениями  и их необходимо изучать хотя бы для того, чтобы не вернулась система  поголовной занятости, включая ее самые  отвратительные и бесчеловечные  формы, когда человека действительно  лишали свободы и элементарного  человеческого быта ради безусловной  занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать  их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные  гарантии только тем трудящимся, которые  по объективным причинам не могут  быть использованы на производстве, включая  оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать  активный поиск работы. Развитие сферы  и форм занятости происходит вне  государственного производства, по законам  рынка труда.

В этих условиях неизбежно возникает  новая ситуация, когда предприятия  будут вынуждены соревноваться  за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в  этой конкуренции. Эти люди могут  рассчитывать на поддержку государства  через систему социальных гарантий.

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики.

Этот  новый взгляд - свидетельство реального  роста роли человеческого фактора  в условиях технологического этапа, когда налицо прямая зависимость  результатов производства от качества, мотивации и характера использования  рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации  роль рынка труда в эволюции экономики  непрерывно возрастает. Связано это  с тем, что по мере расширения и  углубления, особенно в последние  два десятилетия, научно-технологической  революции, освоения высоко сложных  технологий и распространения ЭВМ  народное хозяйство уже не может  обходиться без массовой творческой деятельности.

К рабочей силе начинают предъявляться  совершенно новые, по сравнению с  прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим  характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости  изделий путем постоянного совершенствования  методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного  и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных  условиях происходит соединение рабочей  силы и рабочих мест, включение  в инновационно-производственный процесс  творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся.

2. Правовое регулирование  безработицы

С 01.01.05 вступила в силу новая редакция ФЗ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения  в Российской Федерации». Принятие Закона о занятости в новой  редакции обусловлено в первую очередь  изменением системы финансирования мероприятий по реализации государственной  политики занятости.

Если  раньше финансирование осуществлялось за счет средств как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований (местных бюджетов), то в настоящее  время мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, а также содержание органов и  учреждений государственной службы занятости являются расходными обязательствами  РФ и осуществляются за счет средств  федерального бюджета.

Они, в свою очередь, распределяются в  зависимости от ситуации на региональных рынках труда, что позволяет обеспечить равный доступ населения на всей территории России к мероприятиям активной политики занятости, своевременную выплату  социальной поддержки в период безработицы  и реализовать право граждан  на свободу выбора рода деятельности.

Непосредственное  руководство по реализации основных направлений государственной политики в области занятости, предупреждения массовой безработицы на территории России возложено на Министерство здравоохранения  и социального развития РФ, в ведении  которого находится Федеральная  служба по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные  функции в сфере труда и  занятости, функции по контролю и  надзору за соблюдением трудового  законодательства и законодательства о занятости. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и  через свои территориальные органы. Поддержка и помощь безработным  гражданам выражается в оказании органами службы занятости таким  гражданам бесплатных консультаций и информационных услуг в целях  выбора сферы деятельности (профессии) и трудоустройства.

Успешное  развитие народного хозяйства страны повлекло за собой, начиная с 1998 г., снижение безработицы. В целях поддержания  названной положительной тенденции  в обеспечении занятости населения  Генеральным соглашением между  общероссийскими объединениями  профсоюзов, общероссийскими объединениями  работодателей и Правительством Российской Федерации предусматривается  участие объединений работодателей  в организации профессиональной подготовки кадров, в развитии учебно-материальной базы учреждений профессионального  образования, в организации внутрипроизводственного профессионального обучения, в том числе опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению, включающего базовое, послевузовское и дополнительное образование.

Учитывая, что ликвидация организации может  привести к массовому увольнению работников, Закон о занятости  обязывает работодателя в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем  за три месяца до их начала (п. 2 ст. 25).

При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата  работников, не влекущего их массового  увольнения, органы службы занятости  должны быть предупреждены не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При ликвидации организации, сокращении численности  или штата работников работодатели сообщают в Центр занятости:

- сведения об организации, проводящей  мероприятия по ее ликвидации, сокращению численности или штата  работников (отрасль народного хозяйства,  форма собственности, списочная  численность организации, адрес,  телефон, Ф.И.О. руководителя организации  и начальника отдела кадров);

- сведения о работниках, подлежащих  увольнению в связи с ликвидацией  организации, сокращением численности  или штата работников (в том  числе и при массовом высвобождении): Ф.И.О. работника, профессия; численность,  в том числе рабочих и служащих, инвалидов, пенсионеров; дата  предупреждения; дата увольнения; причины  высвобождения;

- условия оплаты труда каждого  работника;

- информация, необходимая для осуществления  деятельности по профессиональной  реабилитации инвалидов;

- количество трудоустроенных;

- число граждан, которые обратятся  в Центр занятости.

Основными критериями массового высвобождения  являются показатели численности увольняемых  работников в связи с ликвидацией  организации, сокращением ее численности  или штата за определенный период. Они определяются в отраслевых (и) или территориальных соглашениях (ст. 81 ТК РФ). Из Закона о занятости  исключены положения, касающиеся социальной защиты работников несостоятельных  организаций, например, по предложению  службы занятости в случаях массового  увольнения работников приостанавливать на срок до шести месяцев решение  об увольнении или принимать решение о проведении их поэтапного увольнения в течение года, компенсации работодателям затрат на переобучение увольняемых граждан и др. Все это потребовало от центров занятости новых форм сотрудничества с работодателями.

3. Социально-правовая защита  граждан в центре занятости

3.1 Центр занятости, его  функции

В организациях, сообщивших сведения о  предстоящих высвобождениях, Центр  занятости проводит предувольнительные консультации для высвобождаемых работников и семинары для специалистов кадровых служб по вопросам законодательства о труде и занятости, о состоянии  рынка труда. В ходе таких консультаций высвобождаемым работникам предоставляется  информация о наличии свободных  рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в банке данных Центра занятости. В Центре занятости определены сотрудники, ответственные за взаимодействие с работодателями.

Информация о работе Правовое регулирование безработицы