Правовое регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:53, реферат

Описание работы

Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Безработица выступает основной проблемой, которая стоит в начале «списка проблем занятости» в России, поэтому особенно актуальным в настоящее время становится правовое регулирование занятости и трудоустройства населения.

Содержание работы

Введение
1. Рынок труда и занятость населения на современном этапе
2. Правовое регулирование безработицы
3. Социально-правовая защита граждан в центре занятости
3.1 Центр занятости, его функции
3.2 Признание гражданина безработным, его права
4. Инструментарий государственного воздействия на осуществление политики в области занятости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.91 Кб (Скачать файл)

Их  задача - установить контакт с руководителями или представителями служб персонала, выяснить экономическое положение  организаций, наличие вакансий, а  также проинформировать о ситуации на рынке труда, ознакомить с пакетом  предоставляемых Центром занятости  услуг и выработать механизм действий, связанных с подбором персонала. С этой целью проводятся совещания  с работодателями, ярмарки вакансий, презентации, экспресс-встречи, клубы  деловых встреч, маркетинг-визиты и  др.

Все это дает возможность трудоустроить  до 20% уволенных работников, работодателям  не выплачивать им компенсацию, определенную ст. 178 ТК РФ, так как она предусмотрена  только на период их трудоустройства, а Центру занятости - признать указанных  граждан безработными.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемым работникам выплачивается выходное пособие  в размере среднего заработка; за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня  увольнения (с зачетом выходного  пособия).

В исключительных случаях средний  месячный заработок сохраняется  за уволенным работником в течение  третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости  населения при условии, если в  двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган  и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).

Законодатель  из этого общего правила предусмотрел следующие особенности: лицам, уволенным  из организаций, расположенных в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с  ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (ст. 318 ТК РФ); работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным или трудовым договорами (ст. 392 ТК РФ); работникам, занятым на сезонных работах, выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК РФ); государственным служащим выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев без зачета выходного пособия.

В организациях, где ожидается массовое высвобождение, проводятся Дни службы занятости, в рамках которых наряду с вышеперечисленными мерами практикуется оказание содействия высвобождаемым работникам в организации собственного дела.

К сожалению, в соответствии с обновленным  законом служба занятости не имеет  возможности выдавать гражданам  субсидии на эти цели, а также  полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее  обучение граждан, подлежащих увольнению.

Весьма  незначительные средства, которые имеет  служба занятости в своем распоряжении, расходуются на развитие предпринимательства, например, компенсируются расходы на регистрацию лица в качестве индивидуального  предпринимателя, получение лицензии, оказание консультационных услуг, в  том числе по составлению бизнес-планов и их экспертизе.

3.2 Признание гражданина  безработным, его права

Служба  занятости может направить гражданина на обучение лишь в том случае, если он состоит на учете в качестве безработного.

Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. К ним  относятся лица, достигшие возраста 16 лет.

Безработными  не могут быть признаны следующие  категории граждан: лица, не достигшие 16-летнего возраста; граждане, которым  назначена пенсия по старости или  за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах  службы занятости от двух вариантов  подходящей работы, включая работы временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и  та же работа дважды.

К числу оснований для отказа в  признании гражданина безработным  относится его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации  в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для  предложения ему подходящей работы, а также неявка в срок, установленный  органами службы занятости для регистрации  его в качестве безработного.

Основанием  для отказа в регистрации в  качестве безработного является осуждение  судом гражданина к исправительным работам, а также к наказанию  в виде лишения свободы. Препятствием для признания гражданина безработным  является предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а  также другие недостоверные данные.

Признание гражданина безработным, зарегистрированного  в целях поиска подходящей работы, принимается органом службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта или  иного документа, удостоверяющего  личность; трудовой книжки или иного  документа, подтверждающего трудовой стаж; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем  заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), которая требуется  для подбора подходящей работы.

Инвалиды  в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу  реабилитации. Граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, предъявляют справку  из инспекции по налогам и сборам в подтверждение периода занятия  предпринимательской деятельностью. При наличии дохода, полученного  от предпринимательской деятельности, необходимо определить его среднемесячный размер (среднемесячный заработок рассчитывается работником отдела по труду администрации  города на основании декларации о  доходах, заверенной в инспекции  по налогам и сборам).

Подходящей  считается такая работа, в том  числе временного характера, которая  соответствует профессиональной пригодности  работника с учетом уровня его  профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением  оплачиваемых общественных работ), состояния  здоровья, транспортной доступности (ст. 4 Закона о занятости от 22.08.04 №122).

По  истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным  со дня первоначального обращения  в органы службы занятости и представления  вышеназванных документов.

Государственная служба занятости оказывает содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы также в их профессиональной подготовке или переподготовке и  повышении квалификации не только в  местах их проживания, но и в других регионах страны.

Постановлением  Правительства РФ от 21.10.05 № 633 утверждены Правила компенсации безработным  гражданам материальных затрат в  связи с направлением на работу или  обучение в другую местность по предложению  органов службы занятости. Компенсация  предоставляется безработным гражданам  в следующих размерах: расходы  по переезду безработного гражданина к месту работы (включая страховой  взнос на обязательное личное страхование  пассажиров на транспорте, оплату услуг  по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах  постельными принадлежностями) в  размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости  проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского  поезда; морским транспортом - на местах IV-V категории кают судов транспортных линий; внутренним водным транспортом - на местах III категории кают судов  транспортных маршрутов; воздушным  транспортом - в салоне экономического (низшего) класса самолетов; автомобильным  транспортом - в автобусе общего типа.

Безработным гражданам компенсируются расходы  по провозу имущества (весом до 500 кг) к месту работы железнодорожным, водным и автомобильным транспортом  в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных  для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом.

Безработному  гражданину компенсируются расходы  по проезду к месту обучения и  обратно в размере фактических  расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда  железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным, автомобильным транспортом, предусмотренной для безработного гражданина.

Безработному  гражданину выплачиваются суточные в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно. Ему компенсируются расходы по найму  жилого помещения на время обучения (кроме случаев, когда направляемому  на обучение безработному гражданину предоставляется жилое помещение  или оплачиваются соответствующие  расходы) в размере фактических  расходов, подтвержденных соответствующими документами.

Гражданин обязан вернуть полностью средства, выплаченные ему в качестве компенсации, если он: без уважительной причины  не явился на работу или отказался  приступить к работе, в том числе  после завершения обучения согласно заключенному договору; до окончания  срока работы, определенного трудовым договором, а при отсутствии определенного срока - до истечения одного года работы уволился по собственному желанию (кроме случаев увольнения, обусловленного невозможностью продолжения работы) или был уволен за виновные действия.

Безработные граждане обеспечиваются пособиями  по безработице. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 31 Закона о занятости  от 22.08.04 № 122). При отказе безработного гражданина от двух предложенных вариантов  подходящей работы выплата пособия  приостанавливается на срок до трех месяцев (ст. 35 Закона о занятости от 22.08.04 № 122).

Размер  пособия по безработице может  быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры с работодателем  в течение трех дней со дня направления  органами службы занятости; отказа без  уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения  направления на работу (учебу).

4. Инструментарий государственного  воздействия на осуществление  политики в области занятости

Принятие  Закона о занятости в новой  редакции от 22.08.04 обусловлено в первую очередь изменением системы финансирования мероприятий по реализации государственной  политики занятости.

В настоящее время мероприятия  по содействию занятости населения  и социальной поддержке безработных  граждан, а также содержание органов  и учреждений государственной службы занятости осуществляются за счет средств  федерального бюджета. Это позволяет  обеспечить равный доступ населения  на всей территории России к мероприятиям активной политики занятости, своевременную  выплату социальной поддержки в  период безработицы и реализовать  право граждан на свободу выбора рода деятельности.

Существуют  значительные различия между определением основных институциональных компонентов  регулирования рынка труда в  рыночной и плановой экономиках. Так, в плановой экономике основные параметры  занятости устанавливаются преимущественно  посредством директивных методов, в то время как в экономиках большинства современных государств преобладают методы косвенного воздействия.

Принципиальные  различия между данными методиками обусловливают необходимость значительного  периода времени, в течение которого административно регулируемый рынок  труда будет приспосабливаться  к новому экономическому инструментарию его регулирования, характерному для  экономики рыночного типа.

Характерной особенностью осуществления политики в области занятости в современных  экономических системах и, соответственно, формы и методы ее реализации во многом определяются не столько объективными экономическими реалиями, сколько сложившейся  в государстве расстановкой политических сил.

В современном обществе законодательство, регламентирующее отношения между  субъектами рынка рабочей силы, являющееся ядром его институционального устройства, формируется в результате компромисса  между правящими властными группировками. При этом оно может либо исходить из принципа абсолютного невмешательства  в механизмы регулирования занятости (что характерно для представителей ранней классической школы), либо отталкиваться  от максимизации степени защищенности наемного труда (подобные попытки предпринимались  в условиях планового хозяйства), либо занимать некое промежуточное  положение между двумя этими  позициями. В силу объективных экономических  законов чем более защищенной со стороны действующих механизмов является наемная рабочая сила, тем  ниже спрос на нее, следовательно, тем  меньше социальная безопасность населения  и выше вероятность формирования неформальных элементов в структуре  занятости. В то же время политика самоустранения государства в вопросах регулирования трудовых отношений  повышает риск возникновения конфликтов между субъектами рынка труда  по причине отсутствия механизмов, регламентирующих систему найма  и ее особенности.

Ключевым  моментом, определяющим эффективность  и действенность политики в области  занятости, является разумный компромисс между приведенными этими крайностями. Устройство любого рынка, в том числе  и рынка труда, таково, что при  предоставлении дополнительных прав и  гарантий одним его участникам происходит ущемление интересов других групп. То есть на первый взгляд оправданные  мероприятия по усилению защищенности каких-либо элементов в структуре  совокупной наемной рабочей силы наталкиваются на противодействие  со стороны собственников основных фондов или работодателей, а также  в определенной мере повышают нестабильность в составе «непривилегированного» труда, к которому чаще всего относятся  женщины, молодежь, пенсионеры и работники  низкой квалификации.

Наиболее  важной отличительной особенностью реформирования современного рынка  труда является крайняя ограниченность прямых инструментов воздействия на него. Используемые методы осуществления  трансформаций на макроуровне имеют  преимущественно косвенный характер. В первую очередь, подобная особенность  обусловливается тем, что создание рабочих мест, определение уровня заработной платы и характер заключаемых  трудовых соглашений зависят от специфики  поведения экономических субъектов, каждый из которых обладает полной самостоятельностью в принятии хозяйственных решений. Государство в рыночной экономике не оказывает непосредственного влияния на их политику, в том числе и в вопросах, касающихся подбора, найма и использования рабочих кадров. Оно лишь устанавливает определенные юридические рамки функционирования предприятий и организаций, осуществляя непосредственный контроль над государственным сектором экономики, который в большинстве развитых стран не занимает доминирующих позиций.

Информация о работе Правовое регулирование безработицы