Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 05:53, реферат
Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения. Безработица выступает основной проблемой, которая стоит в начале «списка проблем занятости» в России, поэтому особенно актуальным в настоящее время становится правовое регулирование занятости и трудоустройства населения.
Введение
1. Рынок труда и занятость населения на современном этапе
2. Правовое регулирование безработицы
3. Социально-правовая защита граждан в центре занятости
3.1 Центр занятости, его функции
3.2 Признание гражданина безработным, его права
4. Инструментарий государственного воздействия на осуществление политики в области занятости
Заключение
Список литературы
Их
задача - установить контакт с руководителями
или представителями служб
Все это дает возможность трудоустроить до 20% уволенных работников, работодателям не выплачивать им компенсацию, определенную ст. 178 ТК РФ, так как она предусмотрена только на период их трудоустройства, а Центру занятости - признать указанных граждан безработными.
При
расторжении трудового договора
в связи с ликвидацией
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).
Законодатель из этого общего правила предусмотрел следующие особенности: лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (ст. 318 ТК РФ); работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным или трудовым договорами (ст. 392 ТК РФ); работникам, занятым на сезонных работах, выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 296 ТК РФ); государственным служащим выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев без зачета выходного пособия.
В организациях, где ожидается массовое высвобождение, проводятся Дни службы занятости, в рамках которых наряду с вышеперечисленными мерами практикуется оказание содействия высвобождаемым работникам в организации собственного дела.
К сожалению, в соответствии с обновленным законом служба занятости не имеет возможности выдавать гражданам субсидии на эти цели, а также полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, подлежащих увольнению.
Весьма
незначительные средства, которые имеет
служба занятости в своем
3.2 Признание гражданина безработным, его права
Служба
занятости может направить
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. К ним относятся лица, достигшие возраста 16 лет.
Безработными не могут быть признаны следующие категории граждан: лица, не достигшие 16-летнего возраста; граждане, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды.
К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относится его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости для регистрации его в качестве безработного.
Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного является осуждение судом гражданина к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. Препятствием для признания гражданина безработным является предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные.
Признание
гражданина безработным, зарегистрированного
в целях поиска подходящей работы,
принимается органом службы занятости
по месту жительства гражданина не
позднее 11 дней со дня предъявления
следующих документов: паспорта или
иного документа, удостоверяющего
личность; трудовой книжки или иного
документа, подтверждающего трудовой
стаж; документа, удостоверяющего
Инвалиды
в дополнение к указанным документам
предъявляют индивидуальную программу
реабилитации. Граждане, занимающиеся
индивидуальной предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица, предъявляют справку
из инспекции по налогам и сборам
в подтверждение периода
Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности (ст. 4 Закона о занятости от 22.08.04 №122).
По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости и представления вышеназванных документов.
Государственная служба занятости оказывает содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы также в их профессиональной подготовке или переподготовке и повышении квалификации не только в местах их проживания, но и в других регионах страны.
Постановлением
Правительства РФ от 21.10.05 № 633 утверждены
Правила компенсации
Безработным
гражданам компенсируются расходы
по провозу имущества (весом до 500
кг) к месту работы железнодорожным,
водным и автомобильным транспортом
в размере фактических
Безработному
гражданину компенсируются расходы
по проезду к месту обучения и
обратно в размере фактических
расходов, подтвержденных проездными
документами, но не выше стоимости проезда
железнодорожным, морским, внутренним
водным, воздушным, автомобильным транспортом,
предусмотренной для
Безработному
гражданину выплачиваются суточные
в пути следования к месту работы
или к месту обучения и обратно.
Ему компенсируются расходы по найму
жилого помещения на время обучения
(кроме случаев, когда направляемому
на обучение безработному гражданину
предоставляется жилое
Гражданин обязан вернуть полностью средства, выплаченные ему в качестве компенсации, если он: без уважительной причины не явился на работу или отказался приступить к работе, в том числе после завершения обучения согласно заключенному договору; до окончания срока работы, определенного трудовым договором, а при отсутствии определенного срока - до истечения одного года работы уволился по собственному желанию (кроме случаев увольнения, обусловленного невозможностью продолжения работы) или был уволен за виновные действия.
Безработные
граждане обеспечиваются пособиями
по безработице. Решение о назначении
пособия принимается
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
4. Инструментарий
Принятие Закона о занятости в новой редакции от 22.08.04 обусловлено в первую очередь изменением системы финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости.
В настоящее время мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, а также содержание органов и учреждений государственной службы занятости осуществляются за счет средств федерального бюджета. Это позволяет обеспечить равный доступ населения на всей территории России к мероприятиям активной политики занятости, своевременную выплату социальной поддержки в период безработицы и реализовать право граждан на свободу выбора рода деятельности.
Существуют
значительные различия между определением
основных институциональных компонентов
регулирования рынка труда в
рыночной и плановой экономиках. Так,
в плановой экономике основные параметры
занятости устанавливаются
Принципиальные
различия между данными методиками
обусловливают необходимость
Характерной
особенностью осуществления политики
в области занятости в
В
современном обществе законодательство,
регламентирующее отношения между
субъектами рынка рабочей силы, являющееся
ядром его институционального устройства,
формируется в результате компромисса
между правящими властными
Ключевым
моментом, определяющим эффективность
и действенность политики в области
занятости, является разумный компромисс
между приведенными этими крайностями.
Устройство любого рынка, в том числе
и рынка труда, таково, что при
предоставлении дополнительных прав и
гарантий одним его участникам происходит
ущемление интересов других групп.
То есть на первый взгляд оправданные
мероприятия по усилению защищенности
каких-либо элементов в структуре
совокупной наемной рабочей силы
наталкиваются на противодействие
со стороны собственников основных
фондов или работодателей, а также
в определенной мере повышают нестабильность
в составе «
Наиболее
важной отличительной особенностью
реформирования современного рынка
труда является крайняя ограниченность
прямых инструментов воздействия на
него. Используемые методы осуществления
трансформаций на макроуровне имеют
преимущественно косвенный