Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа
Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа действующего трудового законодательства и юридической практики уточнить правовой статус несовершеннолетнего работника, выявить специфику правового регулирования труда лиц моложе восемнадцати лет.
Введение 3
Глава 1. Заключение, изменение и расторжение трудового договора с несовершеннолетними 3
Глава 2. Льготы и гарантии несовершеннолетних работников 13
Глава 3. Оплата труда несовершеннолетних 3
Глава 4. Трудовые права несовершеннолетних в нормах международного права 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Вопросам ограничения ночного труда подростков посвящены: Конвенция №79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946г., и Конвенция №90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 17 июня 1948г.
Конвенция №79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на «непромышленные работы», под которыми понимались все работы, за исключением таких, какие рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы. В то же время допускалось, что на основании национальных законов или правил Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица. Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.
Как видно из текста Конвенции, дифференциация
условий труда
Конвенция МОТ №90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948г.), стала еще одним шагом на пути укрепления международных гарантий в отношении труда подростков. Конвенция устанавливала ограничения ночного труда несовершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:
а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;
б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;
в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;
г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, в складах или аэропортах.
Термин «ночь» трактовался как «период продолжительностью по крайней мере в двенадцать последовательных часов» (ст. 2 Конвенции). Его начало и окончание, т.е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РФ.
В отношении подростков, достигших возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом власти, продолжительностью по крайней мере в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.
В соответствии со ст. 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.
В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных профессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет20. В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью по крайней мере в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу.
Так же, как и Конвенция 1946г., рассматриваемый документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Как уже было сказано, одним из направлений
социальной защиты подростков является
законодательное ограничение
Каждый из перечисленных документов
устанавливает минимальный
Определяющим фактором начала трудовой деятельности, по общему правилу, выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения. Например, Конвенция МОТ 333 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что дети старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:
а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;
б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;
в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.
Вполне естественным является минимальный возраст - 16 лет, установленный Конвенцией МОТ №123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.
Особое место среди других занимает Конвенция МОТ №138 о минимальном возрасте для приема на работу. Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Конвенция призывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков21.
Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный. К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования.
Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989г. в соответствии со ст. 32 данной Конвенции, государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:
a) устанавливают минимальный
б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований указанной статьи.
Названные нормы-принципы реализованы в законодательных системах многих стран. Так, в документах ФРГ, касающихся применения и охраны труда несовершеннолетних, определены виды труда, к которым не допускаются подростки; в Норвегии до 18-летнего возраста ограничиваются погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и др22.
Таким образом, можно отметить, что трудовое законодательство Российской Федерации содержит нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних работников, в целом соответствующее международным нормам.
Заключение и расторжение
Работники в возрасте до 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства. Таким образом, объем трудовых прав подростков существенно больше, чем у совершеннолетних работников. Это достигается благодаря целому ряду льгот и гарантий, предоставленных несовершеннолетним. В частности: сокращенный рабочий день; ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день; право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для подростка время; ежегодный медицинский осмотр за счет средств работодателя; установление пониженных норм выработки; запрещение применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах; запрещение направлять в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет (за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений; ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей; запрет на расторжение трудового договора без согласия соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав23.
Несмотря на достаточную проработанность особенностей регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет как в законодательстве, так и в науке Трудового права, существует ряд вопросом, которым уделяется мало внимания, например, регулирование труда работников в возрасте до 14 лет в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках.
Информация о работе Правовое регулирование труда несовершеннолетних