Правовое регулирование труда несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа действующего трудового законодательства и юридической практики уточнить правовой статус несовершеннолетнего работника, выявить специфику правового регулирования труда лиц моложе восемнадцати лет.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Заключение, изменение и расторжение трудового договора с несовершеннолетними 3
Глава 2. Льготы и гарантии несовершеннолетних работников 13
Глава 3. Оплата труда несовершеннолетних 3
Глава 4. Трудовые права несовершеннолетних в нормах международного права 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Коля.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Вопросам ограничения ночного  труда подростков посвящены: Конвенция  №79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946г., и Конвенция №90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 17 июня 1948г.

Конвенция №79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на «непромышленные работы», под которыми понимались все работы, за исключением таких, какие рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы. В то же время допускалось, что на основании национальных законов или правил Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица. Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.

Как видно из текста Конвенции, дифференциация условий труда несовершеннолетних проводилась в зависимости от факта посещения школы: дети старше 14 лет, которые больше не обязаны посещать школу полное учебное время, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в 12 последовательных часов, включая промежуток времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Из этого правила делалось исключение, предусмотренное ст. 3 Конвенции, где декларировалось, что при наличии особых обстоятельств, отражающихся на определенной отрасли деятельности или определенном районе, компетентные власти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся установить в отношении детей и подростков, занятых в этой отрасли деятельности или районе, промежуток времени между 11 часами вечера и 7 часами утра вместо промежутка времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Наряду с этим ночной труд мог быть допустим в силу климатических условий, а также в силу чрезвычайных обстоятельств, что закреплялось в ст. 4 Конвенции.

Конвенция МОТ №90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948г.), стала еще одним шагом на пути укрепления международных гарантий в отношении труда подростков. Конвенция устанавливала ограничения ночного труда несовершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:

а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;

б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;

в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;

г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, в складах или аэропортах.

Термин «ночь» трактовался как «период продолжительностью по крайней мере в двенадцать последовательных часов» (ст. 2 Конвенции). Его начало и окончание, т.е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РФ.

В отношении подростков, достигших  возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом власти, продолжительностью по крайней мере в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.

В соответствии со ст. 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.

В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных профессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет20. В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью по крайней мере в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу.

Так же, как и Конвенция 1946г., рассматриваемый  документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями  и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Как уже было сказано, одним из направлений  социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен прием  на работу. Указанной проблеме были посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают: Конвенция МОТ №7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920г.), Конвенция МОТ №10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921г.), Конвенция МОТ №33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 12 апреля 1932г.), Конвенция МОТ №60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 3 июня 1937г.), Конвенция МОТ №123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965г.).

Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст  в определенной сфере производства.

Определяющим фактором начала трудовой деятельности, по общему правилу, выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения. Например, Конвенция МОТ 333 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что дети старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:

а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;

б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;

в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.

Вполне естественным является минимальный  возраст - 16 лет, установленный Конвенцией МОТ №123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.

Особое место среди других занимает Конвенция МОТ №138 о минимальном возрасте для приема на работу. Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Конвенция призывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков21.

Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный. К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования.

Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса  несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989г. в соответствии со ст. 32 данной Конвенции, государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст  или минимальные возрасты для  приема на работу;

б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований указанной статьи.

Названные нормы-принципы реализованы  в законодательных системах многих стран. Так, в документах ФРГ, касающихся применения и охраны труда несовершеннолетних, определены виды труда, к которым не допускаются подростки; в Норвегии до 18-летнего возраста ограничиваются погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и др22.

Заключение

 

Таким образом, можно отметить, что  трудовое законодательство Российской Федерации содержит нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних работников, в целом соответствующее международным нормам.

Заключение и расторжение трудового  договора с несовершеннолетними  имеют свои особенности, которые  четко зафиксированы в Трудовом кодексе.

Работники в возрасте до 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства. Таким образом, объем трудовых прав подростков существенно больше, чем у совершеннолетних работников. Это достигается благодаря целому ряду льгот и гарантий, предоставленных несовершеннолетним. В частности: сокращенный рабочий день; ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день; право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для подростка время; ежегодный медицинский осмотр за счет средств работодателя; установление пониженных норм выработки; запрещение применять труд лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах; запрещение направлять в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет (за исключением творческих работников СМИ, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений; ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей; запрет на расторжение трудового договора без согласия соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав23.

Несмотря на достаточную проработанность  особенностей регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет как в законодательстве, так и в науке Трудового права, существует ряд вопросом, которым уделяется мало внимания, например, регулирование труда работников в возрасте до 14 лет в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках.

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. СЗ РФ. 7 января 2002г. №1 (часть 1). Ст.3. (с последними изменениями от 30 декабря 2006г.)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. №14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001г. №146-ФЗ.
  4. Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992г. №30. ст. 1797. (с последними изменениями от 6 июля 2006г.)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000г. №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». СЗ РФ от 6 марта 2000г. №10. Ст.1131. (в редакции от 20 июля 2001г.)
  6. Постановление Пленума ВС РСФСР от 20 июня 1973 г. №7 «О некоторых вопросах, возникших при применении судами Российской Федерации законодательства о труде молодежи». Сборник постановлений Пленума ВС СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: Спарк, 1999. С. 165.
  7. Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999г. №7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную». Российская газета от 30 июля 1999г.
  8. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков» утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 4 апреля 1997г. №5. ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. №19.
  9. Баранова С.В. Использование труда несовершеннолетних // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в сфере образования». 2005. №3.
  10. Викторов И.С. Защита трудовых прав несовершеннолетних средствами государственного надзора и контроля // Трудовое право. 2004. №2.
  11. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право. М., 2000.
  12. Евплова Н.Ю. Правовое регулирование трудовой деятельности молодежи. М., 1998.
  13. Ермаков С.В. Шикарная возможность ТК РФ для Ваших детей! // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2006. №4.
  14. Макаров Г.П., Коршунов Ю.Н. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан. М., 2000.
  15. Мирзоян Г.А. Работник на лето // Кадровое дело. 2004. №8.
  16. Родина Н.В. Особенности найма лиц, не достигших 18 лет // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2005. №12.
  17. Родионов И.А. Оплата труда несовершеннолетних // Главбух. 2002. №21.
  18. Селиванова Н.А. Подросток на работе // Кадровое дело. 2003. №10.
  19. Сухарева Л. Работа для подростка. М., 1999. С. 157.
  20. Сыроватская Л.А. Трудовое право. Учебник для вузов. М., 1998.
  21. Титова Г.А. Особенности регулирования труда несовершеннолетних работников // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. №34.
  22. Холанский А.П. Трудовой договор с подростком // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2000. №8.
  23. Чижов Б.А., Шомов Е.М. Условия и оплата труда несовершеннолетних // Главбух. 1999. №9.
  24. Ювенальное право: Учебник для вузов. Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М., 2005.

Информация о работе Правовое регулирование труда несовершеннолетних