Предмет, метод и система трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Любая отрасль права имеет свой собственный предмет правого регулирования, что, в конечном итоге, выступает одним из показателей самостоятельности отрасли и обоснованности выделения ее в самостоятельную отрасль. Предмет отрасли права предопределяет в значительной степени метод правового регулирования, отраслевые принципы, функциональное предназначение отрасли.
Предметом трудового права служат отношения, которые регулируются данной отраслью права.

Файлы: 1 файл

Пособие Трудовое право.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

В целом трудовое право выполняет роль регулятора общественных отношений в сфере труда. Для реализации вышеозначенных задач трудовое право выполняет следующие функции:

  • социальную (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан);
  • защитную (защита прав сторон трудового отношения от противоправных действий виновной стороны);
  • производственную (повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции посредством стимулирования материальной заинтересованности работников в качественном труде);
  • воспитательную (формирование у работников сознательного отношения к процессу труда и выполняемым работам).

Трудовым законодательством регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Оно также применяется к другим отношениям, связанным с использованием личного труда. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя, независимо от места выполнения ими работы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращают свое действие в связи с:

  • истечением срока действия;
  • вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;
  • отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

  • истечением срока действия;
  • отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
  • вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, если указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

 

1.4. Система отрасли и науки трудового права

Система отрасли — это ее внутренняя структура, обеспечивающая оптимальное и внутренне обоснованное расположение правовых норм для эффективного их применения.

Система науки и учебного курса своим предметом имеют изучение норм трудового права в их историко-правовом развитии с привлечением международного и зарубежного опыта в сфере правового регулирования труда. При этом предмет науки несколько шире, так как она изучает не только отрасль российского трудового права, но и зарубежное и международное законодательство о труде, а также взгляды, идеи зарубежных ученых в данной отрасли.

Система отрасли — это группировка норм по предмету отрасли в однородные группы, образующие институты и подинституты, и последовательное их расположение внутри отрасли.

Традиционно в системе трудового права выделяют Общую и Особенную части. В Общую часть входят нормы, распространяющие свое действие на все отношения, входящие в предмет трудового права. В ней также определяются основные принципы и задачи трудового права, нормы о дифференциации труда отдельных категорий работников.

Особенная часть строится по отдельным институтам, исходя из совокупности однородных групп правовых норм.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте понятие предмета трудового права.
  2. Перечислите группы отношений, входящих в предмет трудового права.
  3. Дайте понятие и охарактеризуйте особенности метода трудового права.
  4. Охарактеризуйте систему трудового права.

 

 

2. Источники трудового права

 

2.1. Понятие и классификация источников трудового права

Источники трудового права — это правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие права и обязанности сторон трудовых и связанных непосредственно с ними иных отношений. К ним относятся нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, локальные нормативные акты, а также соглашения, заключаемые сторонами трудовых правоотношений (например, коллективные и индивидуальные трудовые договоры).

Поскольку законодательство о труде отнесено согласно ст. 72 Конституции к совместному ведению, нормативные правовые акты делятся на федеральные и региональные.

Федеральные органы власти устанавливают:

  • основные направления государственной политики в сфере труда;
  • принципы регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;
  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам;
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • основы социального партнерства;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • требования по охране труда;
  • условия наступления материальной ответственности;
  • меры дисциплинарных взысканий и порядок их наложения;
  • систему статистической отчетности;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные вопросы — региональные — могут быть решены, в том числе, на уровне субъекта РФ путем принятия соответствующим органом законного или подзаконного нормативного акта.

Источники трудового права можно классифицировать по нескольким основаниям.

  1. По степени важности и субординации источники делятся на:

1) законы;

2) подзаконные акты.

С целью сохранения системы и субординации действует принцип, устанавливающий, что актом низшей юридической силы не могут быть введены нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с требованиями вышестоящего акта. Так, в трудовом договоре не могут быть отражены условия, противоречащие, понижающие уровень гарантий, установленный действующим законодательством с целью защиты прав работников.

  1. По системе отрасли:

1) источники Общей части;

2) источники Особенной части;

  1. По органам, принявшим соответствующие акты, источники делятся на:

1) принятые высшими органами  власти (законы, постановления);

2) принятые Президентом и высшими  органами исполнительной власти (указы, распоряжения);

3) принятые центральными органами  государственного управления (Минздравсоцразвитие);

4) принятые органами государственной  власти субъектов РФ;

5) принятые органами местного  самоуправления;

6) локальные нормативные акты;

7) коллективные договоры и соглашения.

  1. По форме акта:

1) декларации;

2) конвенции;

3) законы;

4) указы и т.д.

  1. По сфере действия:

1) международные;

2) двух- и многосторонние;

3) общефедеральные;

4) региональные;

5) межотраслевые;

6) внутриотраслевые;

7) местные, муниципальные, территориальные;

8) локальные.

  1. По адресату:

1) источники, распространяющиеся на  всех работников;

2) источники, распространяющиеся на  отдельные категории работников.

  1. По степени обобщенности источники делятся на:

1) кодифицированные;

2) комплексные;

3) текущие.

 

2.2. Система источников трудового права

Система источников трудового права — единый, внутренне взаимосвязанный, логически расположенный соответственно предмету регулирования отрасли комплекс нормативных актов трудового законодательства.

Система источников трудового права не совпадает с системой отрасли трудового права.

Система источников трудового права имеет следующий состав.

  1. Конституция РФ (провозглашает базовые права в сфере труда, составляющие основу институтов трудового права).
  2. Международные акты и договоры (содержат общепризнанные· принципы международного права).
  3. Трудовой кодекс РФ (представляет собой кодифицированный акт отрасли, определяющий содержание всех институтов трудового права).
  4. Федеральное законодательство (подробно регулирует отдельные трудовые или непосредственно связанные с ними отношения, например, в сфере занятости населения, охраны труда, прохождения государственной службы и т.д.). Кроме федеральных законов трудовые правоотношения регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами министерств и ведомств РФ.
  5. Региональное законодательство (состоит из законов субъектов РФ и иных нормативных актов, принимаемых региональными органами государственной власти), а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
  6. Соглашения (различают генеральные, отраслевые (межотраслевые), региональные, территориальные и т.д.).
  7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.). Работодатели (за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
  8. Коллективные договоры (коллективным договором, соглашениями) может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Информация о работе Предмет, метод и система трудового права