Предмет, метод и система трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Любая отрасль права имеет свой собственный предмет правого регулирования, что, в конечном итоге, выступает одним из показателей самостоятельности отрасли и обоснованности выделения ее в самостоятельную отрасль. Предмет отрасли права предопределяет в значительной степени метод правового регулирования, отраслевые принципы, функциональное предназначение отрасли.
Предметом трудового права служат отношения, которые регулируются данной отраслью права.

Файлы: 1 файл

Пособие Трудовое право.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

В зависимости от субъектов правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают между:

  • органом службы занятости и гражданином (при обращении последнего в службу занятости с заявлением о помощи в устройстве на работу и регистрации обратившегося лица в качестве безработного);
  • органом службы занятости и работодателем (с момента приобретения работодателем правоспособности и до его ликвидации);
  • трудоустраиваемым гражданином и работодателем (при предоставлении работодателю направления органа службы занятости).

Основания реализации отношений по обеспечению занятости населения и трудоустройства закреплены в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации».

 

6.4. Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда

Организационно-управленческие правоотношения способствуют разрешению вопросов, связанных с организацией и оплатой труда, удовлетворению социально-экономических интересов как трудовых коллективов, отраслей, регионов, так и отдельного работника.

Данные правоотношения возникают между:

  • коллективом работников и работодателем;
  • профсоюзным органом на производстве и работодателем;
  • представителями социальных партнеров на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и иных уровнях.

Организационно-управленческие правоотношения возникают для работника с момента его вхождения в трудовой коллектив. Эти правоотношения носят длящийся характер; они возникают как между коллективом работников, так и между работодателем и профорганами.

Объектом этих правоотношений выступают социально-экономические интересы (оплата труда, охрана труда и т.п.) как отдельного работника, так и коллектива или отрасли.

Субъектами выступают представительные органы работников в социально-партнерском правоотношении, представители работодателей, а в некоторых случаях — органы исполнительной власти. Социально-партнерские правоотношения возникают в связи с началом ведения коллективных переговоров. Они длятся до завершения срока действия соответствующих соглашений.

 

6.5. Правоотношения по профессиональной подготовке и переподготовке кадров в организации

Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у работодателя возможны при:

  • ученическом договоре работника для повышения квалификации, переобучения, обучению смежным профессиям (дополняют трудовые отношения работника);
  • руководстве обучением на производстве (когда к высококвалифицированному работнику предприятия прикрепляются ученики).

Данные правоотношения могут являться разновидностью трудовых, если обучение — основная трудовая обязанность.

 

6.6. Правоотношения по надзору и контролю

Правоотношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства существуют с момента начала работы организации с целью выполнения требований по охране труда, обеспечения безопасных условий производства и т.д.

Субъектами являются Федеральная инспекция труда и специализированные государственные, профсоюзные инспекции, осуществляющие надзор и профсоюзный контроль, с одной стороны, и должностные лица администрации, работодатели, обеспечивающие охрану труда — с другой.

 

6.7. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора

Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора возникают в случае противоправного виновного причинения ущерба.

Законом предусмотрена как ответственность работодателя за вред, причиненный работнику, так и материальная ответственность работника за причиненный работодателю ущерб.

 

6.8. Правоотношения по разрешению трудовых споров

Правоотношения по разрешению трудовых споров (индивидуальных и коллективных) относятся к процессуальным и могут быть:

  • трудовыми процессуальными (при обращении в КТС, примирительные комиссии, трудовой арбитраж);
  • гражданскими процессуальными (споры рассматриваются в суде общей юрисдикции);
  • административными процессуальными (заявление или жалоба направляется в вышестоящий в порядке подчиненности орган).

 

6.9. Правоотношения по обязательному социальному страхованию

Правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают между:

  • работодателем и Фондом социального страхования;
  • работодателем и работниками;
  • работниками и Фондом социального страхования.

Страховые взносы начисляются на все виды выплат (в денежной и натуральной форме по всем основаниям) за исключением отдельных видов заработной платы и других выплат, на которые в соответствии с законом страховые взносы не начисляются.

Вопросы для самопроверки

  1. Понятие правоотношений в сфере трудового права.
  2. Дайте общую характеристику основных, сопутствующих и охранительных правоотношений.
  3. Правоотношения по содействию занятости и трудоустройству.
  4. Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда.
  5. Правоотношения по профессиональной подготовке и переподготовке кадров в организации.
  6. Правоотношения по надзору и контролю.
  7. Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора.
  8. Правоотношения по разрешению трудовых споров.
  9. Правоотношения по социальному страхованию.

 

7. Социальное партнерство в сфере труда

 

7.1. Понятие, система и формы социального партнерства

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Система социального партнерства включает несколько уровней:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах.

  1. Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.
  2. Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.
  3. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).

Кроме указанных форм, учитывая сложившуюся практику, возможно создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координирующих органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профсоюзных органов и т.д.

 

7.2. Основные принципы социального партнерства и их характеристика

Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства.

  1. Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.
  2. Уважение и учет интересов сторон.
  3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
  4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (прежде всего путем законодательного урегулирования, позволяющего каждой стороне проявлять инициативу, отстаивать свою позицию и т.д.). Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
  5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства, недействительны). Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.
  6. Полномочность представителей сторон (представители сторон обязаны иметь письменные документы, подтверждающие их полномочия на ведение переговоров и подписание соглашений).
  7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (содержание и структура договоров устанавливаются только по соглашению сторон). Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.
  8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (давление на стороны недопустимо, все спорные вопросы решаются путем переговоров). Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.
  9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми, за их неисполнение виновная сторона может быть при влечена к ответственности). Нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов.
  10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (все коллективные договоры и соглашения обладают юридической силой, за их неисполнение предусматривается юридическая ответственность).
  11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляется сторонами).
  12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений (предусмотрена в гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28—5.31 КоАП РФ).

Информация о работе Предмет, метод и система трудового права