В зависимости от субъектов правоотношения
по обеспечению занятости и трудоустройству
возникают между:
- органом службы занятости и гражданином
(при обращении последнего в службу занятости
с заявлением о помощи в устройстве на
работу и регистрации обратившегося лица в качестве
безработного);
- органом службы занятости и работодателем
(с момента приобретения работодателем
правоспособности и до его ликвидации);
- трудоустраиваемым гражданином и работодателем
(при предоставлении работодателю направления органа службы занятости).
Основания реализации отношений по обеспечению
занятости населения и трудоустройства
закреплены в Законе РФ от 19.04.1991 г. № 1032—1
«О занятости населения в Российской Федерации».
6.4. Организационно-управленческие
правоотношения в сфере труда
Организационно-управленческие правоотношения способствуют разрешению вопросов, связанных
с организацией и оплатой труда, удовлетворению
социально-экономических интересов как
трудовых коллективов, отраслей, регионов,
так и отдельного работника.
Данные правоотношения возникают между:
- коллективом работников и работодателем;
- профсоюзным органом на производстве
и работодателем;
- представителями социальных партнеров
на федеральном, региональном, территориальном,
отраслевом и иных уровнях.
Организационно-управленческие правоотношения
возникают для работника с момента его
вхождения в трудовой коллектив. Эти правоотношения
носят длящийся характер; они возникают
как между коллективом работников, так
и между работодателем и профорганами.
Объектом этих правоотношений выступают социально-экономические
интересы (оплата труда, охрана труда и
т.п.) как отдельного работника, так и коллектива
или отрасли.
Субъектами выступают представительные органы
работников в социально-партнерском правоотношении,
представители работодателей, а в некоторых
случаях — органы исполнительной власти.
Социально-партнерские правоотношения
возникают в связи с началом ведения коллективных
переговоров. Они длятся до завершения
срока действия соответствующих соглашений.
6.5. Правоотношения
по профессиональной подготовке и переподготовке
кадров в организации
Правоотношения по профессиональной
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации работников непосредственно у работодателя
возможны при:
- ученическом договоре работника для повышения квалификации, переобучения,
обучению смежным профессиям (дополняют
трудовые отношения работника);
- руководстве обучением на производстве
(когда к высококвалифицированному работнику
предприятия прикрепляются ученики).
Данные правоотношения могут являться разновидностью трудовых, если
обучение — основная трудовая обязанность.
6.6. Правоотношения
по надзору и контролю
Правоотношения по надзору и контролю
за соблюдением трудового законодательства существуют с момента начала работы
организации с целью выполнения требований
по охране труда, обеспечения безопасных
условий производства и т.д.
Субъектами являются Федеральная инспекция труда
и специализированные государственные,
профсоюзные инспекции, осуществляющие
надзор и профсоюзный контроль, с одной
стороны, и должностные лица администрации,
работодатели, обеспечивающие охрану
труда — с другой.
6.7. Правоотношения
по материальной ответственности сторон
трудового договора
Правоотношения по материальной ответственности
сторон трудового договора возникают
в случае противоправного виновного причинения
ущерба.
Законом предусмотрена как ответственность
работодателя за вред, причиненный работнику,
так и материальная ответственность работника
за причиненный работодателю ущерб.
6.8. Правоотношения
по разрешению трудовых споров
Правоотношения по разрешению трудовых
споров (индивидуальных и коллективных)
относятся к процессуальным и могут быть:
- трудовыми процессуальными (при обращении в КТС, примирительные комиссии, трудовой арбитраж);
- гражданскими процессуальными (споры рассматриваются в суде общей юрисдикции);
- административными процессуальными (заявление или жалоба направляется в вышестоящий в порядке подчиненности орган).
6.9. Правоотношения
по обязательному социальному страхованию
Правоотношения по обязательному социальному
страхованию возникают между:
- работодателем и Фондом социального
страхования;
- работодателем и работниками;
- работниками и Фондом социального страхования.
Страховые взносы начисляются на все
виды выплат (в денежной и натуральной
форме по всем основаниям) за исключением
отдельных видов заработной платы и других выплат,
на которые в соответствии с законом страховые
взносы не начисляются.
Вопросы для самопроверки
- Понятие правоотношений в сфере трудового
права.
- Дайте общую характеристику основных,
сопутствующих и охранительных правоотношений.
- Правоотношения по содействию занятости
и трудоустройству.
- Организационно-управленческие правоотношения
в сфере труда.
- Правоотношения по профессиональной
подготовке и переподготовке кадров в
организации.
- Правоотношения по надзору и контролю.
- Правоотношения по материальной ответственности
сторон трудового договора.
- Правоотношения по разрешению трудовых
споров.
- Правоотношения по социальному страхованию.
7. Социальное
партнерство в сфере труда
7.1. Понятие, система
и формы социального партнерства
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками
(представителями работников), работодателями
(представителями работодателей), органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, направленная на обеспечение
согласования интересов работников и
работодателей по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений, входящих
в предмет трудового права. Данное определение
включает все виды взаимодействия между
работниками (их представителями), работодателями
(их представителями) и органами государственной
власти или органами местного самоуправления,
в т.ч. и неформальные, не носящие правового
характера.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели
в лице уполномоченных в установленном
порядке представителей. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
являются сторонами социального партнерства
в тех случаях, когда они выступают в качестве
работодателей или их представителей,
уполномоченных на представительство
законодательством или работодателями,
а также в других случаях, предусмотренных
федеральными законами.
Взаимодействие может проявляться в
проведении консультаций, ведении коллективных
переговоров и заключении коллективных
договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении
организацией, участии представителей
работников и работодателей в разрешении
трудовых споров. Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать
иные способы взаимодействия.
Социальное партнерство в сфере труда включает
как двусторонние отношения между представителями
работников и работодателем (работодателями,
представителями работодателей), так и
трехстороннее взаимодействие с участием
органов государственной власти или органов
местного самоуправления. При этом надо
иметь в виду, что непосредственно в системе
социального партнерства участвуют лишь
органы исполнительной власти или органы
местного самоуправления. Они направляют
своих представителей для создания постоянно
действующих комиссий, участвуют в заключении
соглашений на соответствующих уровнях
и т.п.
Целью социального партнерства признается согласование интересов
работников и работодателей, т.е. принятие
решений, которые в равной степени учитывают
необходимость обеспечения эффективной
деятельности организаций и создания
системы гарантий трудовых прав работников.
Система социального партнерства включает несколько уровней:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда
в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство осуществляется
в следующих формах.
- Ведение коллективных переговоров по
подготовке проектов коллективных договоров,
соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице
их представителей и работодателями права на осуществление
коллективно-договорного регулирования,
упорядочение трудовых отношений и установление
условий труда в рамках социального партнерства.
- Осуществление на федеральном, региональном,
территориальном уровнях в постоянно
действующих трехсторонних комиссиях взаимных
консультаций (переговоров) по вопросам
регулирования трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений,
обеспечения гарантий трудовых прав работников
и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным
направлениям социальной политики. На
уровне организации проведение консультаций
предусматривается при осуществлении
локального регулирования трудовых отношений
или расторжении трудового договора по
инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения
консультаций, предусматриваемые в коллективных
договорах.
- Участие представителей работников и
работодателей в досудебном разрешении
индивидуальных трудовых споров реализуется
путем создания на паритетных началах
комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ).
При разрешении коллективных трудовых
споров используется внесудебная примирительная
процедура: стороны создают примирительные
комиссии, участвуют в выборе посредника,
в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума
необходимых работ (услуг), переговоры
в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398,
401—404 ТК РФ).
Кроме указанных форм, учитывая сложившуюся
практику, возможно создание на паритетных
началах постоянно действующих совещательных, координирующих органов, рассмотрение
и учет работодателями и органами государственной
власти предложений профсоюзных органов
и т.д.
7.2. Основные принципы
социального партнерства и их характеристика
Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства.
- Равноправие сторон (стороны одинаково
вправе проявлять инициативу по ведению
коллективных переговоров и заключению
соглашений). Представители работников
и работодатели (их представители) обладают
равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре,
соглашении, свободно изложить свое мнение,
участвовать в совместном принятии решений.
- Уважение и учет интересов сторон.
- Заинтересованность сторон в участии
в договорных отношениях.
- Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства
на демократической основе (прежде всего
путем законодательного урегулирования,
позволяющего каждой стороне проявлять
инициативу, отстаивать свою позицию и
т.д.). Содействие государства проявляется
и в закреплении на законодательном уровне основных правил
сотрудничества сторон, предоставлении
гарантий лицам, участвующим в коллективных
переговорах, установлении ответственности
за уклонение от участия в коллективных
переговорах, нарушение или невыполнение
коллективного договора, соглашения.
- Соблюдение сторонами и их представителями
законов и иных нормативных правовых актов
(условия соглашений, ухудшающие положение
работников по сравнению с требованиями
трудового законодательства, недействительны).
Это требование относится не только к нормам, устанавливающим
процедуру совершения тех или иных действий,
но и к правилам, определяющим содержание
коллективно-договорных актов.
- Полномочность представителей сторон
(представители сторон обязаны иметь письменные
документы, подтверждающие их полномочия на ведение переговоров
и подписание соглашений).
- Свобода выбора при обсуждении вопросов,
входящих в сферу труда (содержание и структура
договоров устанавливаются только по
соглашению сторон). Этот принцип основан
на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.) закрепляет принцип добровольности
переговоров, что предполагает создание
возможности свободно и самостоятельно
прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.
- Добровольность принятия сторонами на
себя обязательств (давление на стороны
недопустимо, все спорные вопросы решаются
путем переговоров). Закон не возлагает
на работников и работодателей обязанности
вести коллективные переговоры, проводить
консультации и т.п. Соответственно и обязательства
по коллективному договору или соглашению
стороны принимают на себя добровольно.
- Реальность обязательств, принимаемых
на себя сторонами (все принимаемые обязательства
должны быть реально выполняемыми, за
их неисполнение виновная сторона может
быть при влечена к ответственности). Нельзя
включать в коллективно-договорные акты
положения, которые не могут быть выполнены
с учетом финансово-экономических возможностей работодателя,
конъюнктуры рынка, других обстоятельств.
Таким образом, законодатель ориентирует
стороны на добросовестное сотрудничество:
обмен достоверной информацией, взвешенный
подход к формированию содержания правовых
актов.
- Обязательность выполнения коллективных
договоров, соглашений (все коллективные
договоры и соглашения обладают юридической
силой, за их неисполнение предусматривается
юридическая ответственность).
- Контроль за выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений (осуществляется сторонами).
- Ответственность сторон, их представителей
за невыполнение по своей вине коллективных
договоров, соглашений (предусмотрена
в гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28—5.31 КоАП РФ).