Предмет, метод и система трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Любая отрасль права имеет свой собственный предмет правого регулирования, что, в конечном итоге, выступает одним из показателей самостоятельности отрасли и обоснованности выделения ее в самостоятельную отрасль. Предмет отрасли права предопределяет в значительной степени метод правового регулирования, отраслевые принципы, функциональное предназначение отрасли.
Предметом трудового права служат отношения, которые регулируются данной отраслью права.

Файлы: 1 файл

Пособие Трудовое право.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Значение основных принципов трудового права.

  1. Определяют целевое назначение трудового законодательства.
  2. Выступают ориентиром для законодателя в вопросах дальнейшего реформирования и совершенствования трудового права.
  3. Определенным образом закрепляют статусное положение субъектов трудовых правоотношений.
  4. Служат одним из оснований к объединению все еще разрозненных норм о труде в единую отрасль трудового законодательства.
  5. Структурируют систему отрасли на институты, подинституты, нормы.

Правовые принципы трудового права представляют собой более устойчивую систему, чем законодательство этой отрасли, что обусловлено тем, что в принципах сохраняется «ядро», «стержень» направленности развития отрасли, в то время как законодательство обязано подчиняться социально-экономическим общественным реалиям и своевременно реагировать на перемены.

 

3.2. Система принципов правового регулирования труда

В основе принципов трудового права лежат социально-экономические права в сфере труда. Практически в каждом принципе находит свое отражение конкретное трудовое право/обязанность, а также его гарантии. В этом свете не случайным представляется употребление такой законодательной формулы, предваряющей систему принципов, как «обеспечение» соответствующего трудового права.

Ст. 2 ТК РФ содержит большинство принципов, характерных для трудового права, базирующихся на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные — в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

Согласно ст. 2 ТК РФ выделяют следующие принципы трудового права.

  1. Свобода труда — основополагающий принцип трудового права. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.
  2. Запрещение принудительного труда и дискриминации. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
    • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
    • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

    • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
    • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
    • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
    • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
  1. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).
  1. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе и права работников и работодателей на объединение. Справедливые условия труда включают в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Право на отдых — одно из основных трудовых прав. Ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, которая устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижена ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией. Статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов.
  2. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в соответствующей форме. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.
  3. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений.
  4. Социальное партнерство.
  5. Обязательность возмещения вреда.
  6. Установление государственных гарантий и осуществление государственного контроля.
  7. Обеспечение права каждого на государственную защиту и разрешение индивидуальных и коллективных споров. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381—397 ТК), коллективные трудовые споры — с применением примирительных процедур и при не достижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398—418 ТК).
  8. Обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия. Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.
  9. Обеспечение права на осуществление профсоюзного контроля, обеспечение права на обязательное социальное страхование.

 

3.3. Содержание основных принципов трудового права

В содержание любого правового принципа трудового права включены как соответствующие трудовые права/обязанности, так и гарантии их реализации.

Гарантии — это реальные, выполнимые фактически условия, средства и способы осуществления защиты трудовых прав субъектов трудового правоотношения.

Гарантии могут быть:

1) социально-экономическими;

2) правовыми (юридическими).

В свою очередь, правовые гарантии подразделяются на общие и специальные в соответствии с методом единства и дифференциации трудового права.

Все основные трудовые права имеют высоко абстрактный характер, и конкретизируются только применительно к отдельному субъекту трудового права, в результате такое право становится субъективным основным трудовым правом. Субъективное основное трудовое право может находиться в статичном состоянии, например, когда гражданин безработный. Он воздерживается от трудовой деятельности, но при этом также реализует один из принципов трудового права: свобода труда. Субъективное основное трудовое право может стать динамичным, когда субъект вступает в конкретное трудовое правоотношение.

Конкретизация основных принципов трудового права представляет собой указание на нормы отдельных институтов трудового права, в нормах которых преломляются закрепленные юридические гарантии соответствующего права. Например, обеспечение права на отдых находит свое отражение в институтах рабочего времени и времени отдыха.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте понятие принципов трудового права.
  2. Классификация принципов трудового права.
  3. Охарактеризуйте основные принципы трудовых и иных, тесно связанных с трудовыми, правоотношений.
  4. Дайте характеристику отдельных принципов трудового права: свободы труда, запрещения принудительного труда и дискриминации, сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и т.д.

 

4. Субъекты трудового права

 

4.1. Понятие, виды и правовой статус субъектов трудового права

Доктрина трудового права под субъектами трудового права понимает участников трудовых отношений, обладающих правами и обязанностями, которые несут ответственность за свои действия (бездействие) и реализуют их в рамках, установленных трудовым законодательством.

Отличительной чертой субъектов трудового права можно назвать их трудовую правосубъектность. Это понятие включает в себя, по сравнению с традиционной структурой, не только правоспособность и дееспособность, но еще и деликтоспособность, т.е. совокупность признанных действующим законодательством прав и обязанностей, а также наличие ответственности за их нарушение или неисполнение.

Трудовую правосубъектность составляют:

  • правоспособность — способность иметь трудовые права и обязанности;
  • дееспособность — способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности;
  • деликтоспособность — способность отвечать за трудовые правонарушения.

Трудовая правосубъектность является обязательным условием для возникновения трудовых правоотношений. Она необходима для того, чтобы стать субъектом трудовых отношений как физическому, так и юридическому лицу. Ограничение трудовой правосубъектности возможно только по приговору суда и только на определенный срок (ст. 47 УК РФ).

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ допускается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Субъектами трудового права выступают:

  • работник (только физическое лицо, вступившее в трудовые отношения);
  • работодатель — юридическое лицо любой формы собственности (организация), индивидуальный предприниматель или иной гражданин;
  • профсоюзные или иные уполномоченные работниками органы;
  • социальные партнеры на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом или ином уровне (представители от объединений работников, работодателей, от органов исполнительной власти);
  • соответствующие органы защиты трудовых прав (КТС, трудовой арбитраж и т.д.);
  • соответствующие органы надзора и контроля за охраной труда.

Правовое положение каждого субъекта трудового права определяется его правовым статусом, который характеризуется определенными правами, обязанностями, юридическими гарантиями прав и ответственностью.

Статутные (основные) права и обязанности являются неотчуждаемыми. Многие из них не только провозглашены Конституцией, но и установлены международным правом.

Статутные права и обязанности, так же как и их юридические гарантии, предусмотрены различными институтами трудового права и составляют основу правового статуса субъекта трудовых правоотношений в рамках трудового законодательства.

В зависимости от характера прав и обязанностей можно выделить общий и специальный правовой статус. В первом случае речь идет о субъектах права одного вида (например, работодателя). Во втором отражаются особенности отдельного подвида субъектов трудового права (например, руководителя организации).

 

4.2. Гражданин (работник) как субъект трудового права

Трудоправовой статус гражданина как субъекта трудового права является общим для всех граждан. В нем рельефно отражается дифференциация трудовым правом правового регулирования. Кроме общего трудового статуса субъект трудового права может обладать специальным трудовым статусом (женщина, несовершеннолетний), закрепленным специальными нормами.

Гражданин фактически становится субъектом трудового права с момента подыскания работы, статус работника приобретается им с момента принятия на работу в конкретную организацию. Для этого гражданин должен обладать правосубъектностью.

По общему правилу срок ее наступления связывается с достижением определенного законом биологического возраста — 16 лет. Согласно ст. 63 ТК РФ для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, достигших 14-летнего возраста, при выполнении следующих условий:

1) они могут быть приняты только  для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью;

2) для выполнения работы в  свободное от учебы время, без  нарушения процесса обучения;

3) необходимо согласие родителей, усыновителей или попечителей  и органа опеки.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения, трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Информация о работе Предмет, метод и система трудового права