Предмет трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:49, реферат

Описание работы

Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Одна отрасль права отличается от другой своими предметом, методом и принципами правового регулирования. Поэтому изучение каждой отрасли права, в том числе и трудового, начинается с усвоения этих правовых категорий.
Каждая отрасль права имеет свой предмет, предопределяющий в значительной степени специфику метода правового регулирования, отраслевых принципов права, функций отрасли и тенденции развития её норм.
Трудовое право – одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права РФ, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателем.
Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.
Труд является в современном обществе категорией социальной, экономической, а также политической. Материальную основ любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека.

Содержание работы

Предмет трудового права

Источники трудового права

Субъекты трудового права

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

Социальное партнерство в сфере труда

Файлы: 1 файл

Реферат по осн. права Трудовое право.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными являются права профсоюзов на:

на представительство работников;

участие в нормотворческой и  правоприменительной деятельности;

защиту социально-трудовых прав и  интересов работников, в первую очередь  по защите права на труд;

содействие занятости;

ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров  и контроль за их выполнением;

коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании;

осуществление контроля за соблюдением  трудового законодательства, охраны труда;

охрану труда и окружающей природной  среды;

социальную защиту работников, участие  в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах  и соглашениях» от 11 марта 1992г. с  последующими изменениями и дополнениями.

Профсоюзных участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом свои права работников.

Право профсоюзов на участие в нормотворческой  и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников.

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений можно классифицировать по различным основаниям:

  1. по степени обязанности;
  2. по степени их самостоятельности;
  3. по содержанию;
  4. по кругу лиц, т.е. чьи права и интересы он вправе представлять и защищать.

Рассматривая классификацию прав профсоюзов по степени их самостоятельности, следует выделить три группы прав:

а) самостоятельные права в области  профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства;

б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем, органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений;

в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных началах заключаются соответствующие соглашения между объединениями исполнительной власти.

Права профсоюзов можно классифицировать по их содержанию. Сюда можно отнести  вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем отдыха; 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров.

Права профсоюзов на содействие занятости  предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и  ст. 21 Закона РФ «О занятости населения в РФ».

    1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников в праве участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.
  1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:

вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временем прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников;

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.

    1. Массовые увольнение работников может осуществляться лишь условии предварительного уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.
    2. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
    3. Профессиональные союзы , иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.
    4. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством РФ порядке.

Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и соответствующими федеральными законами субъектов РФ.

Статья 20 Федерального закона о профсоюзах ст. 15 Основ об охране труда предусматривают  права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и  в разработке  нормативно правовых актов.

Права профсоюзов по контролю за охраной  труда и соблюдением трудового  законодательства имеют все органы профсоюзов.

Материальные и юридические  гарантии прав профсоюзов и их деятельности предусматриваются в гл. III Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах в гарантиях деятельности».

Эти гарантия заключаются в следующем.

    1. Все работодатели, администрация, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности.
    2. Организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу среди работников.
    3. Работодатель обязан предоставить в соответствии со ст. 377 ТК соответствующему выборному профсоюзному органу организации бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников.
    4. Работодатель предоставляет профсоюзному органу бесплатно транспортные средства и средства связи.
    5. Здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения для культурно-просветительной работы с работниками и членима их семьи.
    6. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, создание условий для осуществления этих прав наравне с правами других юридических лиц.
    7. Работодатель, государственные и хозяйственные органы, общественные организации, должностные лица не в праве препятствовать представителям профсоюзов посещать организации, на которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.
    8. Профсоюзы имеют право осуществлять в соответствии с их уставами и задачами внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки.

 

 

  1. Социальное партнерство в сфере труда

 

Коллективные работы и социально-партнерские  соглашения в заданных промышленно  более развитых странах стали заключатся в середине XIX в., когда обе стороны социально-трудовых отношений в ходе антагонистической борьбы труда и капитала начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре или соглашении. Но их правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, по существу, началось лишь в первой половине ХХ в.

В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992г.

Значение этого Закона РФ в том, что он:

впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;

установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений;

расширил коллективно-договорное и социально-партнерско-договорское  регулирование условий труда  и социально-экономических вопросов руда и быта трудящихся;

дал легальные понятия коллективного  договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений и их социальные гарантии;

установил соотношение трудового  законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;

по-новому закрепил, где и как  заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать – заключать или нет коллективный договор;

предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;

установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.

Систему социального партнерства  составляют пять следующих уровней:

федеральный уровень, устанавливающий  основы регулирования отношений  в сфере труда;

региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъектах РФ;

отраслевое, устанавливающий эти  основы в отрасли;

территориальный уровень, устанавливающий  эти основы в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий  конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Формами социального партнерства  являются следующие:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключений;

взаимные консультации по вопросам регулирования труда, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участие работников их представителей в управлении организации;

участие представителей работников и  работодателей в судебном разрешении трудовых споров.

Трудовой кодекс закрепил в ст.24 основные принципы социального партнёрства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнёрства. Всего их 12.

    1. Равноправие сторон. Любая из сторон может равноправно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений.
    2. Уважение и учёт интересов сторон. Для сторон социального партнёрства уважение и учёт интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договорённостей.
    3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не  везде и нечасто сами стороны  в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях.
    4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основы. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнёрских отношений для решения таких задач, как подъём производства и улучшение благосостояния граждан.
    5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Все стороны переговоров, коллективных договоров и соглашений должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений.
    6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры.
    7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны.
    8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т.е. стороны договариваются путём консенсуса о принятии обязательств.
    9. Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения.
    10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение.
    11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.  Контроль за выполнением  коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнёрства, их представителями, соответствующими органами по труду.
    12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Действующее законодательство предусматривает ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу.

Коллективные переговоры между  социальными партнерами появились  в развитом капиталистическом обществе с целью сглаживания, согласованности  противоположных интересов труда  и капитала, создания между ними социального мира. В коллективных переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений, улучшающих в определенной степени условия труда, заинтересованы как работники, так и работодатели.

Коллективные переговоры способствуют согласованности противоположных  интересов работников и работодателей. И Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в ст.1 «устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей».

Порядок ведения переговоров ст. 37 ТК определен достаточно подробно. Для их ведения и подготовки проекта  коллективного договора или соглашения стороны на равноправный основе  образуют комиссию из своих представителей на партнерских правах.

Участники коллективных переговоров  имеют следующие дополнительные гарантии:

    1. они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года;
    2. оплата услуг экспертов, специалистов с посредником производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением;
    3. все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном  законодательством, коллективным договором, соглашением;
    4. представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без вины работника.

Соотношение коллективных договоров  и социально-партнерских соглашений таково, что если в них по одному и тому же вопросу будут  приняты различные условия, то действуют условия коллективного договора.

Коллективный договор  – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками организации, филиала, представительства и работодателем в лице их представителей.

Сторонами коллективного договора являются работники организации  в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим правомочным в соответствии  уставом организации, иным правовым актом лицом.

Информация о работе Предмет трудового права