Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:49, реферат
Из общей теории права известно, что деление права на отрасли и институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетом предмета и метода правового регулирования. Одна отрасль права отличается от другой своими предметом, методом и принципами правового регулирования. Поэтому изучение каждой отрасли права, в том числе и трудового, начинается с усвоения этих правовых категорий.
Каждая отрасль права имеет свой предмет, предопределяющий в значительной степени специфику метода правового регулирования, отраслевых принципов права, функций отрасли и тенденции развития её норм.
Трудовое право – одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права РФ, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателем.
Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.
Труд является в современном обществе категорией социальной, экономической, а также политической. Материальную основ любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека.
Предмет трудового права
Источники трудового права
Субъекты трудового права
Права профсоюзов в сфере трудовых отношений
Социальное партнерство в сфере труда
Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными являются права профсоюзов на:
на представительство
участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд;
содействие занятости;
ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;
коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании;
осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда;
охрану труда и окружающей природной среды;
социальную защиту работников, участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992г. с последующими изменениями и дополнениями.
Профсоюзных участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом свои права работников.
Право профсоюзов на участие в нормотворческой
и правоприменительной
Права профсоюзов в сфере трудовых
отношений можно
Рассматривая классификацию
а) самостоятельные права в
б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем, органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений;
в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных началах заключаются соответствующие соглашения между объединениями исполнительной власти.
Права профсоюзов можно классифицировать по их содержанию. Сюда можно отнести вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем отдыха; 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров.
Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 21 Закона РФ «О занятости населения в РФ».
вносить в органы местного самоуправления
предложения о перенесении
содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.
Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и соответствующими федеральными законами субъектов РФ.
Статья 20 Федерального закона о профсоюзах ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в разработке нормативно правовых актов.
Права профсоюзов по контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсоюзов.
Материальные и юридические гарантии прав профсоюзов и их деятельности предусматриваются в гл. III Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах в гарантиях деятельности».
Эти гарантия заключаются в следующем.
Коллективные работы и социально-партнерские соглашения в заданных промышленно более развитых странах стали заключатся в середине XIX в., когда обе стороны социально-трудовых отношений в ходе антагонистической борьбы труда и капитала начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в коллективном договоре или соглашении. Но их правовое регулирование, в том числе международно-правовыми актами МОТ, по существу, началось лишь в первой половине ХХ в.
В России социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться правом с 1992г.
Значение этого Закона РФ в том, что он:
впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;
установил правовые основы и принципы разработки, заключения и действия коллективных договоров и соглашений;
расширил коллективно-
дал легальные понятия
установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;
по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать – заключать или нет коллективный договор;
предусмотрел порядок
установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.
Систему социального партнерства составляют пять следующих уровней:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда;
региональный уровень, устанавливающий такие основы в субъектах РФ;
отраслевое, устанавливающий эти основы в отрасли;
территориальный уровень, устанавливающий эти основы в муниципальном образовании;
уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.
Формами социального партнерства являются следующие:
коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключений;
взаимные консультации по вопросам регулирования труда, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участие работников их представителей в управлении организации;
участие представителей работников и работодателей в судебном разрешении трудовых споров.
Трудовой кодекс закрепил в ст.24 основные принципы социального партнёрства. Они являются внутриотраслевыми, так как свойственны институту социального партнёрства. Всего их 12.
Коллективные переговоры между
социальными партнерами появились
в развитом капиталистическом обществе
с целью сглаживания, согласованности
противоположных интересов
Коллективные переговоры способствуют
согласованности
Порядок ведения переговоров ст. 37 ТК определен достаточно подробно. Для их ведения и подготовки проекта коллективного договора или соглашения стороны на равноправный основе образуют комиссию из своих представителей на партнерских правах.
Участники коллективных переговоров имеют следующие дополнительные гарантии:
Соотношение коллективных договоров
и социально-партнерских
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками организации, филиала, представительства и работодателем в лице их представителей.
Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим правомочным в соответствии уставом организации, иным правовым актом лицом.