Проблема занятости населения и безработицы в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель моей работы заключается в исследовании деятельности службы занятости на рынке труда и выработке рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности.
Для полного раскрытия и исследования темы были поставлены следующие основные задачи:
1. Изучить основные формы, причины и последствия безработицы;
2. Проанализировать динамику и структуру безработицы в мировой экономике;
3. Охарактеризовать правовой статус безработного и особенности трудоустройства граждан;
4. Ознакомиться с задачами и структурой государственных служб занятости;

Файлы: 1 файл

диплом Швакина.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

На основании решения органа по вопросам занятости также осуществляется снятие безработных граждан с регистрационного учета в следующих случаях:

- признания граждан занятыми;

- прохождения профессиональной  подготовки, повышения квалификации  или переподготовки по направлению  органов по вопросам занятости  с выплатой стипендии;

- неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;

- длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

- переезда в другую  местность;

- установления злоупотреблений  со стороны граждан (сокрытие  заработка (дохода), предоставления  документов, содержащих заведомо  ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

- осуждения к наказанию  в виде лишения свободы;

- назначения в соответствии  с пенсионным законодательством  РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

1.4 Размер, условия и  сроки выплаты пособия по безработице

 

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Статья 30 Закона "О занятости населения" устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу, размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более одного года не работавших, уволенных за нарушение трудовой дисциплины) размер пособия устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.24

Статьи 33 и 34 вышеуказанного закона устанавливают размеры пособия по безработице, как на общих основаниях, так и отдельным категориям безработных граждан. Эти данные подробно представлены в приложении25.

Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия указанным категориям граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Продолжительность выплаты пособия может быть увеличена гражданам, не достигшим пенсионного возраста и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж. При этом продолжительность выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяца, в суммарном исчислении 36 календарных месяцев.26

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чем предусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Выплата пособия по безработице может быть  прекращена с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в следующих случаях:

1) признание гражданина  занятым;

2) прохождение гражданином профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы  службы занятости без уважительных  причин;

4) переезд безработного в другую местность;

5) получение пособия по  безработице обманным путем;

6) осуждение лица, получающего  пособие по безработице, к наказанию  в виде лишения свободы;

7) назначение в соответствии  с пенсионным законодательством  Российской Федерации пенсии  по старости (по возрасту), за выслугу лет. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращении выплаты пособия по безработице должно быть законным и обоснованным. Обязанность доказать законность и обоснованность решения о прекращении выплаты пособия по безработице лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Гражданин не может быть лишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям.

В частности, длительная неявка безработного в органы службы занятости может стать законным основанием для прекращения выплаты пособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период могла быть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращения выплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяет прекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытие гражданином сведений о получаемом заработке (доходе).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена. Решение о приостановке выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного в случаях:

- отказа в период безработицы  от двух вариантов подходящей  работы;

- увольнения с последнего  места работы (службы) за нарушение  трудовой дисциплины и другие  виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

- отказа по истечении  трехмесячного периода безработицы  от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;

- явки безработного на  перерегистрацию в состоянии  опьянения, вызванном употреблением  алкоголя, наркотических веществ  и других одурманивающих веществ;

- нарушения безработным  условий и сроков его перерегистрации;

- самовольного прекращения  гражданином обучения по направлению  органов службы занятости.27

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях:

1) неявки безработного  гражданина без уважительных  причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

2) отказа без уважительных  причин явиться в органы службы  занятости для получения направления  на работу (учебу).

Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:

- отпуск по беременности  и родам;

- выезд безработного с  места постоянного жительства  в связи с обучением в вечерних  и заочных учреждениях профессионального  образования;

- призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

При нарушении сроков выплаты пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение сроков выплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы.28 В данном случае применим принцип аналогии.

Выводы:

1) Полное искоренение  безработицы невозможно. Даже в  развитых странах безработица составляет 3-4% от всего трудоспособного населения. Такой уровень безработицы называется естественным. Кроме того, небольшой уровень безработицы создает конкуренцию на рынке труда и способствует повышению профессиональной квалификации рабочей силы.

2) Безработица, уменьшая  возможности роста ВВП, приводит  к сокращению поступаемых в  бюджет налогов в результате  снижения налогооблагаемой базы  и, по мере своего роста, увеличивает  расходы государства. 

Глава 2. Роль и значение службы занятости в регулировании рынка труда

  • 2.1 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости

 

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и является организационно-самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств - Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ. Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации. 29

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель – управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

– тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;

– предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;

– государству.

Чтобы лучше знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью влияние технологических изменений и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

– оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;

– организовывать рынок труда таким образом, чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

– предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;

– оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.30

К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

Информация о работе Проблема занятости населения и безработицы в России и в мире