Проблема занятости населения и безработицы в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель моей работы заключается в исследовании деятельности службы занятости на рынке труда и выработке рекомендаций по повышению эффективности этой деятельности.
Для полного раскрытия и исследования темы были поставлены следующие основные задачи:
1. Изучить основные формы, причины и последствия безработицы;
2. Проанализировать динамику и структуру безработицы в мировой экономике;
3. Охарактеризовать правовой статус безработного и особенности трудоустройства граждан;
4. Ознакомиться с задачами и структурой государственных служб занятости;

Файлы: 1 файл

диплом Швакина.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, российский рынок рекрутмента насчитывает от 500 до 800 кадровых агентств, из которых 300 располагаются в Москве, 100 в Санкт-Петербурге. Самыми популярными агентствами, по данным журнала «Карьера» в 1999 г., являются «Анкор», «БЛМ-Консорт», «Метрополис», «Триза», «Manpower» и «Kelly Services».

Современный рынок услуг по подбору персонала характеризуется следующими чертами:

– широкое распространение агентств по регионам, свидетельствующее о востребованности рекрутмента;

– повышение качества предоставляемых услуг, что связано с повышением числа заказов;

– расширение ассортимента предоставляемых услуг, использование новых технологий. Очень эффективным является применение Интернета, с его помощью находят работу 16,1% людей. Этому способствует скорость, доступность и бесплатность информации, возможность подробнее сформулировать требования к кандидату.

Важным событием, которое говорит о сформированности рынка кадровых услуг, стало создание в 2000 г. коммерческого объединения специализированных кадровых компаний – Сеть Специализированных Кадровых Агентств, в которую вошли 10 московских компаний (Агентство кадровых решений, Агентство – Контакт, Арсенал и т.д.). Среди агентств была выделена специализация по различным отраслям (банки, индустрия гостеприимства, информационные и телекоммуникационные компании, нефтяные компании, оборудование и т.д.), оговорены услуги, предоставляемые кадровыми агентствами: лизинг, рекрутмент, консалтинг, проведение тренингов, профессиональное и психологическое тестирование, подбор персонала для региональных представительств, филиалов на территории СНГ, исследование и расчет заработных плат, целевое обучение и подбор из числа выпускников бизнес-школ.

В настоящее время поменялся тип компаний, заказывающих услуги фирм по подбору персонала. Если после кризиса 1998 г. российские компании набирали сотрудников намного активнее иностранных, то теперь ситуация выглядит иначе. Вновь «охоту» за высококвалифицированными специалистами начали иностранные представительства, которые, как правило, могут предложить и более конкурентоспособный оклад, и лучшие карьерные перспективы. К ним присоединились крупные российские компании, расширяющие свое влияние в новых регионах.52

Рекрутинговый бизнес в России занял на рынке труда свою нишу, которая обеспечивает выполнение основной функции кадровых агентств – улучшение структур занятости, повышение конкурентоспособности бизнеса в целом путем подбора наиболее квалифицированных специалистов в ведущие компании. В перспективе распространение рекрутмента с помощью Интернета, повышение качества предоставляемых услуг, создание и развитие новых направлений подбора персонала.

Механизм регулирования рынка труда, охватывая весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда, осуществляется через систему трудоустройства, включающую как государственные, так и частные структуры.

Новые для российского общества институты обеспечивают открытость путем предоставления публичных вакансий, доступных для широкого круга соискателей. О развитии и возрастании значимости новых рыночных механизмов свидетельствует быстрое увеличение и числа коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров, особенно в крупных городах.

Государственные и частные структуры занятости обслуживают различные сегменты рынка труда и с различной эффективностью. Так, например, клиенты частных агентств это преимущественно молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. И хотя и в государственных службах занятости и в кадровых агентствах среди кандидатов на вакансии преобладают женщины, разрыв между долями мужчин и женщин все же меньше в частных агентствах. В качестве общей черты пользователей услуг формальных посредников при трудоустройстве можно отметить высокий уровень образования, но при этом доля кандидатов с высшим образованием в частных службах занятости в 1,8 раза выше по сравнению с государственными службами занятости. Клиенты частных служб более состоятельные люди, особенно это, очевидно в Москве: если среди обратившихся в государственную службу занятости доля имеющих среднедушевой семейный доход ниже городского прожиточного минимума составила 65,5 %, то среди обратившихся в частную службу занятости таковых было всего 16,8 %.53

Таким образом, контингент клиентов государственных и частных организаций, содействующих трудоустройству различен, а среди факторов, определяющих вероятность использования того или иного канала трудоустройства можно выделить следующие группы:

– факторы, характеризующие ресурсы индивида на рынке труда: социально-демографические (пол, возраст, образование и пр.) и экономические (материальное положение, статус занятости на момент обращения и пр.);

– факторы, характеризующие уровень претензий индивида;

– особенности стратегии поиска работы;

– субъективные оценки своих возможностей на рынке труда и представления об эффективности работы институциональных каналов рынка.

По сравнению со службой занятости, в частную структуру с большей вероятностью обращаются люди, имеющие достаточные ресурсные возможности на рынке труда: молодые, имеющие высокий уровень образования, место работы (занятые), определенный достаток, ищущие не только работу, но и варианты дополнительной работы. Определенное значение имеет также субъективная оценка своих возможностей на рынке труда. Если индивид недоволен своим состоянием здоровья или имеет представление о своей профессии как невостребованной, то он с меньшей вероятностью будет обращаться в коммерческую службу. В тоже время, клиенты частных агентств высказывают больше доверия к институциональным каналам рынка труда вообще. В частности, они в отличие от клиентов службы занятости, не считают работу данной службы неэффективной.

Для сравнения работы двух типов посредников в трудоустройстве могут быть использованы несколько показателей: количество и качество предлагаемых клиентам вакансий, оценка совпадения предоставленной службами занятости информации о вакансии и требованиях работодателя к соискателям действительным характеристикам рабочего места и реальным запросам работодателя, удовлетворенность предоставляемыми услугами.

В разрезе этих показателей каждый из действующих на российском рынке труда формальных посредников имеет ряд сравнительных преимуществ. Нередко одним из достижений государственной службы занятости признается создание объемного банка вакансий, который по количественным показателям превосходит ту базу данных, которыми пользуются частные службы. В свою очередь, частные агентства превосходят государственные службы качеством вакансий и полнотой информации, которую они предоставляют клиентам и работодателям. Для того чтобы выдерживать конкуренцию со стороны частного кадрового бизнеса, государственная служба занятости должна осваивать технологии частной службы, прежде всего с работодателями и вакансиями, четко определить сегменты рынка труда, на которых они работают, и решить проблему кадрового обеспечения своей работы.

Государственные и частные структуры, содействующие трудоустройству граждан, взаимно дополняют друг друга, поэтому необходимо налаживать взаимодействие и отрабатывать механизмы по обмену опытом и согласованию работы этих двух участников российского рынка труда.

Так, например, сегодня московская служба занятости обменивается с некоторыми агентствами банками вакансий, предлагает свой интернетовский сервер для размещения резюме, снабжает своими методическими разработками. Ряд частных агентств принимали участие в ярмарках вакансий, проводимых этой службой. С рядом агентств, помимо реализации проектов, связанных с трудоустройством, она сотрудничала в деле создания новых рабочих мест и патронажных служб.

На основе изученного можно сделать следующие выводы:

1. Механизм регулирования  рынка труда в условиях рынка  охватывает широкий спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

2. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно, но учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, перечень и порядок предоставления которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Анализ структуры вакансий, например, по промышленным предприятиям  позволяет сделать вывод, что  уровень профессиональных требований  к работнику существенно повысился, а прежние правила присвоения  разрядов и тарификации работ устарели. Новые требования обусловлены изменениями в содержании трудового процесса и повышенными стандартами качества продукции, особенно на производствах, продукция которых выходит на мировой рынок. Освоение предприятиями производства новых видов продукции на уровне международных стандартов потребовало не только коренной реконструкции предприятий, но и более высокого качества труда, а значит, и квалификации работников.

 

  • Заключение

 

Служба является одним из важнейших институтов рынка труда, занимающихся решением проблем занятости населения. Ее формирование было вызвано необходимостью материальной поддержки безработных и обеспечению занятости населения, возникшей в результате проведения в России экономических реформ, легализации рынка труда и возникновения неполной занятости и безработицы.

Ее основная задача заключается в повышении эффективности функционирования рынка труда. Реализация этой задачи зависит от эффективности деятельности службы занятости на рынке труда. Однако, мнения по поводу целесообразности существования и эффективности работы службы занятости неоднозначны, поскольку критерии и показатели оценки результативности ее деятельности несовершенны.

Служба занятости почти ежегодно претерпевает различного рода изменения, касающиеся ее структуры, источников финансирования, функций, которые она выполняет. Однако, они не всегда приводят к положительным сдвигам в деятельности службы занятости. Поэтому требуется выработка конкретных мер, направленных на повышение эффективности ее деятельности на рынке труда.

С переводом экономики на рыночные отношения повышается значимость рационального использования трудовых ресурсов. Возникает необходимость проведения новой государственной политики занятости, направленной на достижение эффективной занятости, выступающей важнейшим фактором роста производительности труда и гармоничного развития человека. Поскольку служба занятости населения является институтом, оказывающим существенное влияние на рынок труда, призванным реализовывать государственную политику в этой области, то результаты ее деятельности следует рассматривать с точки зрения обеспечения эффективной занятости населения. Повышение эффективности деятельности службы занятости на рынке труда должно быть направлено на обеспечение эффективной занятости населения, под которой понимается наиболее полное вовлечение трудоспособного населения в общественное производство путем создания условий для воспроизводства и развития трудовых ресурсов в комплексно сбалансированной экономике страны.

Несмотря на существование частных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства граждан, государственная служба занятости является единственным институтом, способным оказывать существенное влияние на рынок труда. По сравнению с государственной службой занятости населения число частных организаций мало и они выполняют лишь малую часть ее функций, а также занимаются небольшим сегментом рынка труда, поэтому существенное влияние на рынок труда страны в целом оказать не могут.

Эффективность деятельности службы занятости зависит от эффективности применяемой системы ее финансирования. Ликвидация Государственного Фонда занятости и изменение структуры органов службы занятости населения привели к снижению эффективности деятельности службы занятости и из органа, регулирующего рынок труда, она превращается в орган социальной поддержки безработных.

Поэтому рациональным шагом будет возвращение от бюджетного финансирования государственной политики в области занятости населения к Государственному Фонду занятости и системе страхования безработицы с учетом устранения недостатков существовавшей ранее системы.

В качестве методики оценки эффективности деятельности службы занятости была взята за основу методика, разработанная Министерством труда и социального развития РФ, поскольку она позволяет провести комплексный анализ работы службы занятости, сравнить результат деятельности службы занятости регионов между собой. Показатели методики были скорректированы с учетом выделенного критерия оценки эффективности деятельности службы занятости.

Особого подхода требует анализ эффективности программ, направленных на содействие занятости населения. Их реализация является одним из эффективных направлений политики в области занятости населения. Оценка эффективности программ активной политики занятости, должна проводиться с помощью экспериментального и квази-экспериментального методов. Эти методы можно использовать для оценки эффективности программ активной государственной политики в области занятости населения как в стране в целом, так и в отдельном регионе. Результаты анализа позволят разработать региональные программы содействия занятости населения с учетом эффективности отдельных программ активной политики на региональном рынке труда.

Разрабатываемые региональные программы содействия занятости населения должны быть нацелены на обеспечение эффективной занятости населения региона путем создания механизма развития трудовых ресурсов региона. Создание такого механизма должно основываться на концепции формирования регионального воспроизводственного комплекса. Для реализации такой концепции следует провести анализ реальной экономической ситуации в регионе в данный период времени с точки зрения соответствия экономики региона удовлетворению потребностей населения на товары и услуги и выявления резерва развития отраслей, а также изменить подходы к системе управления регионом.

Информация о работе Проблема занятости населения и безработицы в России и в мире