Проблемы и направления совершенствования законодательства России о коллективных трудовых спорах и забастовках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение коллективных трудовых споров.
Для достижения цели курсовой работы мной были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие вопросы правового регулирования коллективных трудовых споров;
2. рассмотреть забастовку как крайнюю меру разрешения коллективных трудовых споров;
3. изучить проблемы и направления совершенствования законодательства России о коллективных трудовых спорах и забастовках.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……..3
1.Общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………………………………...…..…6
1.1. Порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров………………….……………………..……………….….….7
1.2.Виды коллективно трудовых споров………………………………………………………………..…..…….14
2.Забастовка как крайняя мера разрешения коллективных трудовых споров……………………………………………………………….....………22
2.1.Право на забастовку………………………………...…………………….24
3.Проблемы и направления совершенствования законодательства России о коллективных трудовых спорах и забастовках………………...…………...27
3.1. Изменение законодательства о коллективных трудовых спорах и забастовках………..………………………………………………...…………30
Заключение………………………………….……………………..…………..33
Список литературы…………………………..............

Файлы: 1 файл

Споры 2.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Между тем существование  эффективных, удобных и действенных  процедур урегулирования трудовых споров сделало бы конфликты, их развитие и  решение прогнозируемыми и предсказуемыми.

Что же следует предпринять, чтобы ситуация изменилась и реально существующие в организациях коллективные трудовые конфликты и противоречия возможно было бы разрешить цивилизованными, институциональными, законными способами? Ответ лежит на поверхности: упростить процедуры разрешения коллективного трудового спора и объявления забастовки, сделать их дружественными. Безусловно, этого результата вряд ли можно будет достичь и без изменения реальной практики ведения переговоров, поиска компромисса, добросовестного поведения в отношениях с другой стороной, т.е. без изменения подходов сторон к взаимодействию друг с другом.

3.1.Изменение законодательства о коллективных трудовых спорах и забастовках.

Представляется, что изменение законодательства о коллективных трудовых спорах и забастовках должно продолжиться в самое ближайшее время, а его реформирование должно осуществляться, в частности, в следующих направлениях:

1. Расширение  сферы признания права на забастовку (легализация забастовок солидарности, забастовок для признания профсоюза, а также для критики экономической и социальной политики государственных органов).

2. Законодательное  закрепление и расшифровка принципа  добросовестности при ведении  коллективных переговоров и разрешении  коллективных трудовых споров12.

3. Расширение возможностей профсоюзов на участие в разрешении коллективных трудовых споров (в частности, предоставление им права выдвигать требования по коллективному трудовому спору, участвовать в примирительных процедурах, объявлять забастовку).

4. Дальнейшее  упрощение процедур выдвижения требований и объявления забастовки (в частности, снижение кворума при проведении конференций; установление минимума необходимых работ (услуг), признание момента подписания протокола разногласий в ходе коллективных переговоров моментом начала коллективного трудового спора и др.).

5. Сокращение  перечня работников, которым запрещено  использовать право на забастовку.

6. Запрещение  принимать на период забастовки  временных работников для замены  бастующих.

7. Действенное  обеспечение невмешательства со стороны работодателей и государственных органов в дела представителей работников в ходе коллективных конфликтов, исключение давления и дискриминации.

8. Обеспечение  эффективных мер ответственности  за нарушение прав работников  и их представителей.

В тесной взаимосвязи  с этими положениями находятся  несколько других, касающихся реализации права на объединение, в частности, относительно создания иных представительных органов (ст. 31 ТК РФ), признания права на ведение коллективных переговоров на уровнях, самостоятельно определяемых социальными партнерами, организациями по выбору самих работников.

Необходимым видится  также изменение политики и практики правоприменения. Хотя такие «культурные» моменты трудно поддаются формализации и лежат не вполне в области права, нужно искать возможности для развития социальной ответственности, формирования конструктивных отношений сторон друг к другу. Важными здесь являются отход от «обвинительного уклона» при рассмотрении дел о признании забастовки незаконной; уважение интересов и потребностей работников, искренняя заинтересованность в разрешении конфликтов со стороны работодателей и государственных органов; отказ от давления на работников и их представителей в ходе трудовых конфликтов; выбор дальновидных стратегий со стороны работодателей, учет влияния принимаемых решений на социальные последствия в будущем, ответственное формирование прогрессивной практики разрешения конфликтов.

Без движения в  этих направлениях нет оснований  ожидать изменения картины протестов  и трудовых конфликтов, разрешаемых в обход законодательных процедур. 
                                                Заключение

Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а согласно ч. 4 ст. 37 Конституции в Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Глава 61 ТК РФ охватывает разрешение коллективных трудовых споров, в том числе проведение забастовки в целях разрешения коллективного  трудового спора.

Установленный ТК РФ порядок рассмотрения коллективных трудовых споров призван обеспечить защиту трудовых прав и законных интересов  работников от любых нарушений, а  также направлен на защиту интересов  работодателей от действий недобросовестных работников, нарушающих условия трудового договора, правила внутреннего трудового распорядка.

Нормы трудового  права, устанавливающие порядок  рассмотрения трудовых споров, образуют самостоятельный институт трудового  права.

При урегулировании коллективных трудовых споров на всех этапах примирительных процедур в рамках организации интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками в порядке, установленном ст. 29 - 31 ТК РФ. В других случаях представителями работников выступают только соответствующие профсоюзы.

Трудовое законодательство по коллективным трудовым спорам характеризуется  демократическими принципами разбирательства. Эти принципы порядка рассмотрения трудовых споров по своей природе  являются принципами самостоятельного института трудового права - трудовые споры.

В заключении можно  сделать вывод, что основные цели и задачи курсовой работы достигнуты. Были рассмотрены и изучены понятие, виды, правовая природа и общий  порядок разрешения коллективных трудовых споров, были исследованы общие вопросы правового регулирования рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, рассмотрена забастовка как крайняя мера разрешения коллективных трудовых споров, изучены проблемы и направления совершенствования законодательства России о коллективных трудовых спорах и забастовках. А некоторые из примеров правоприменительной практики доказывают, что с течением времени трудовое законодательство претерпевало изменения, но требует совершенствования по поводу рассмотрения коллективных трудовых споров, в частности такого этапа, как забастовка.

В данной курсовой работе мной были решены следующие  задачи:

1. рассмотрены  общие вопросы правового регулирования  коллективных трудовых споров;

2. рассмотрена забастовка как крайняя мера разрешения коллективных трудовых споров;

3. изучена проблема и направление совершенствования законодательства России о коллективных трудовых спорах и забастовках.

На основании  этого можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. 
Список использованных нормативных правовых источников и литературы:

  1.       Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Парламентская газета. №4. 23-29.01.2009;
  2.       Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1966;
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ// Российская газета. №256. 31.12.2001;
  4.       Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ// Российская газета. №256. 31.12.2001;
  5.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ// Российская газета. №238-239. 08.12.1994;
  6.      Федеральный закон от 23.11.1995 №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»// Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. №48. Ст.4557;
  7.      Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 1998 г. (дело №78Г98-39)// Справочно-правовая система «Гарант»;
  8.     Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Извлечения: Научно-практический комментарий/ Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2012;
  9.     Куренной А.М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров: научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2010;    
  10.      Бизюков П.В. Трудовые протесты в России в 2008-2011 гг.// Трудовое право в России и за рубежом. 2011. №4;
  11.      Колбасов В. Право на забастовку// Аудит и налогообложение. 2012. №10;
  12.      Лютов Н.Л. Принцип добросовестности при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров. Зарубежный опыт// Труд за рубежом. 2009. №2;
  13.      Лютов Н. Соответствие трудового законодательства России актам МОТ по вопросу свободы объединения// Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. №10;
  14.     Шадрина Т.В. Изменения в трудовом законодательстве: коллективные споры// Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. №1

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Парламентская газета. №4. 23-29.01.2009

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ// Российская газета. №256. 31.12.2001

3 Федеральный закон от 23.11.1995 №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»// Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. №48. Ст.4557

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ// Российская газета. №256. 31.12.2001

5 Свобода объединения и коллективные переговоры. Женева, 1994. С.69

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ// Российская газета. №238-239. 08.12.1994

7 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. №4; 2006. №1, 12

8 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 1998 г. (дело №78Г98-39)// Справочно-правовая система «Гарант»

9 БВС РФ. 1998. №10

10 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Женева, 1966. С.1045, 1046

11 Бизюков П.В. Трудовые протесты в России в 2008-2011 гг.// Трудовое право в России и за рубежом. 2011. №4. С.66

12 Лютов Н.Л. Принцип добросовестности при ведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров. Зарубежный опыт// Труд за рубежом. 2009. №2


Информация о работе Проблемы и направления совершенствования законодательства России о коллективных трудовых спорах и забастовках