Профилактика утомляемости работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом. Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350--400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150--200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Характеристика переутомления………………………………………...4
2.Профилактика утомляемости…………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………......12
Список использованных источников……………………………………13

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Охрана труда

на тему: Профилактика утомляемости работников умственного труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 1-й курс, ДФР         Я.А.Ахрамович

 

 

 

Проверила                                                                                              И.П.Ковган

 

                  

 

 

МИНСК 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1.Характеристика переутомления………………………………………...4

2.Профилактика утомляемости…………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………......12

Список использованных источников……………………………………13

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Широко распространено ошибочное  представление об умственном труде  как труде легком. Такое представление  основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а  это один из главных критериев  оценки тяжести труда) значительно  ниже, чем при физическом. Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350--400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150--200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

 

1.Характеристика  переутомления

Непременной составляющей полноценной жизни  подавляющего большинства людей  является их физическая и умственная деятельность. Способность и необходимость  в такой деятельности во многих случаях  сохраняется и в пожилом возрасте. В зависимости от характера этой деятельности, условий, продолжительности  и соблюдения требований индивидуальной гигиены, на каком то этапе работы возникает более или менее выраженное чувство усталости (утомления), работоспособность падает. Развитие утомления обычно является нормальной физиологической реакцией на предшествовавшее напряжение, после отдыха оно проходит, самочувствие и работоспособность восстанавливаются.

Нередко, однако, в результате очень напряженной  работы развивается опасное для  здоровья состояние чрезмерного  утомления, получившее название переутомления. Особенно опасно не всегда очевидное  хроническое переутомление, возникающее при умственном труде.

Малая подвижность, вынужденная однообразная поза при  умственному труде способствуют ослаблению обменных процессов, застойным явлениям в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшают снабжение мозга кислородом. Содержание глюкозы в крови увеличивается, повышается концентрация в адреналина, норадреналина и свободных жирных кислот. Возрастает выделение катехоламинов с мочой. В мозговой ткани усиливается, потребление кислорода, ускоряется расход глюкозы, метионина, глютамина и других незаменимых аминокислот, витаминов группы В. Возрастает напряжение и ухудшаются функции зрительного анализатора – падает острота зрения, устойчивость ясного видения, контрастная чувствительность, зрительная работоспособность. Ухудшаются рефлекторные реакции, в частности, увеличивается время зрительно-моторной реакции.

Важной физиологической  особенностью человека является биоритмологическое чередование периодов повышенной и пониженной активности жизнедеятельности отдельных органов и организма в целом. Между тем, именно при умственной деятельности это важное физиологическое свойство зачастую нарушается. По образному выражению А.И.Герцена, мысль нельзя сложить как руки, она и во сне не совсем спит. В отличие от преимущественно физического труда, при труде умственном формальное завершение рабочего времени, не влечет за собой и прекращение профессионально направленной мыслительной деятельности. Нередко, к тому же, преподаватели, научные работники, конструктора, архитектора, студенты и многие другие работники умственного труда время отдыха, выходные дни и вечернее время (а иногда и большую часть отпускного периода) используют для обдумывания и выполнения профессиональных заданий. В результате развивается особое состояние организма – утомление.

В медицине под утомлением понимают временное  снижение функциональных возможностей организма, возникающее в следствие длительной (интенсивной) работы. Субъективно утомление проявляется чувством усталости, объективно – снижением качественных и количественных показателей работоспособности. Внешними признаками утомления являются разные степени ослабления устойчивости внимания, изменения позы (повороты головы в разные стороны, потягивания, поддержание головы руками, стремление положить голову на стол, отклонения к спинке стула и др.), неуверенность и замедленность движений, ухудшение разборчивости почерка, ослабление интереса к обсуждаемой теме, отсутствие вопросов, снижается творческая активность и способность к усвоению новых понятий и навыков. Меняется биохимический состав крови, снижается функциональная работоспособность нервных центров, нарушается нормальная деятельность сердечной мышцы, органов дыхания. Происходят отрицательные изменения в электрокардиограмме и электроэнцефалограмме. Отмечено, что на ней повышается так называемый тета-ритм ( «ритм напряжения»).

При сильном  утомлении нарушается характер ответной реакции на внешние словесные  и физические раздражители. Ответом  на объективно слабый раздражитель может  быть неадекватно сильная реакция (и в служебной обстановке, и  в быту приходится сталкиваться с  примерами того, как на казалось бы безобидное замечание, обычную просьбу и т.п. уставший человек реагирует неадекватно резко, обидчиво). А на сильный раздражитель ответ может быть слабым (в физиологии такое состояние получило название «парадоксальная фаза). С другой стороны, бывает что в состоянии утомления человек одинаково апатично реагирует как на сильный, так и на слабый внешний раздражитель («уравнительная фаза»). Ослабляется поток импульсов от периферических нервных окончаний к центральной нервной системе, способствующий возникновению застойного торможения в коре головного мозга. Как часто приходится быть свидетелями вызывающих иронические замечания окружающих, когда утомившийся человек (даже в молодом возрасте) хаотично и безуспешно разыскивает свои очки, лежащую на столе перед его глазами нужный документ или другую находящуюся на виду нужную вещь и т.п.

Утомление, не компенсированное полноценным отдыхом  и рациональной организацией повседневного  труда может перейти в качественно иное отрицательное состояние – переутомление.

Различают четыре степени переутомления: начальную, легкую, выраженную и тяжелую. Выраженная и тяжелая степень переутомления  проявляются следующими основными симптомами.

Резко снижается  творческая активность, чувство усталости  становится повседневным и ощущается  даже без всякой дополнительной профессиональной нагрузки, волевая компенсация сниженной  работоспособности ослаблена, наблюдаются  выраженные эмоциональные сдвиги –  угнетенное состояние, повышенная раздражительность, чувство беспокойства, расстройства сна вплоть до бессонницы, заметное снижение внимания и памяти. Кратковременный  вечерний отдых малоэффективен, к  следующему рабочему дню активность и работоспособность полностью  не восстанавливаются. Состояние переутомления  опасно не только проявлениями сильной  усталости и снижения работоспособности. Оно ухудшает и обостряет течение  имеющихся сердечно-сосудистых, эндокринных, бронхо-легочных, желудочных и многих других хронических заболеваний, является весомым дополнительным фактором риска возникновения тяжелых гипертонических кризов, инфаркта миокарда, мозгового инсульта, декомпенсации сахарного диабета.

Большая опасность  такого состояния кроется и в  том, что в отличие от переутомления  при физическом труде, во многих случаях  объективное наличие опасного переутомления  мало сказывается на обычной повседневной профессиональной деятельности работников умственного труда. Опытные и  любящие свое дело научные работники, преподаватели, артисты и другие представители творческих профессий продолжают активно работать в состоянии опасного переутомления, на высоком профессиональном уровне читают лекции, проводят занятия, успешно выступают на сцене а их слушатели подчас и не догадываются о том, что эти люди больны и нуждаются в отдыхе или даже в безотлагательном серьезном лечении. Увы, мы знаем немало примеров тяжких последствий пренебрежения к такой необходимости (вплоть до «внезапной» скоропостижной смерти непосредственно на рабочем месте, во время театрального выступления и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Профилактика  утомляемости

Для того, чтобы защитить свое здоровье от опасных последствий переутомления необходимо соблюдать следующие основные требования.

  1. Прежде всего, не нарушать природный биологический ритм жизнедеятельности организма, придерживаться более или менее постоянного режима дня, ежедневно, а не откладывая на отпускной период, чередовать работу с активным отдыхом и полноценным ночным сном, отказаться от курения и других вредных привычек.
  2. Оборудовать свое рабочее место в соответствии с требованиями научной организации труда и гигиены.
  3. Правильно (рационально) питаться.

Рабочее место  должно быть оборудовано так, чтобы  обеспечивать необходимые условия  для продуктивного умственного  труда и его облегчения. В значительной мере это достигается рациональной конструкцией письменного стола. Прежде всего надо помнить, что правильная высота рабочей плоскости стола и сиденья стула (кресла) к нему определяются длиной тела (ростом) сидящего. Особо важное значение соблюдение этого требования имеет для детей и подростков. Гигиенической наукой рекомендуется, чтобы в каждом школьном классе были столы (парты) с разными параметрами. При этом исходят из того, что для детей с длиной тела 100-115 см, оптимальной высотой заднего края крышки (рабочей плоскости) стола от пола является 48 см, а высота сиденья – 28 см. При высоте тела 116 – 130 см , соответственно, 54 и 32 см, 131 -145 см - 60 и 36 см, 146 -160 см – 66 и 40 см, 161-175 см – 75 и 44 см, более 175 см – 78 и 48 см. Правильно подобранная высота рабочей плоскости стола должна быть на уровне высоты предплечья согнутого в локтевом суставе в положении сидя. Желательно, чтобы край сиденья стула заходил за край плоскости стола на 3 – 8 см, что способствует правильной рабочей позе – наклону туловища на 20-25 градусов и симметричному расположению локтей. Исходя из этих рекомендаций в школьных классах следует предусматривать наличие столов и стульев различных параметров, пригодных для правильного рассаживания детей с разной длиной тела.

Расстояние  от глаз до рабочей поверхности при  письме (чтении) сидя должно составлять 35-40 см, при работе с компьютером  – несколько больше, 45-48 см. Оптимальный угол зрения по отношению к рабочей поверхности - 50-60 градусов.. Для предотвращения «провисания» левой руки при работе с компьютером иногда целесообразно использовать приспособление в форме дополнительной подушечки (или иное) на левом подлокотнике кресла. Поскольку помимо компьютера (пишущей машинки) в процессе работы часто приходится пользоваться телефоном, факсом, принтером, копировальным аппаратом (заметим, кстати, что весьма удобны в эксплуатации комбинированные устройства типа «три в одном», совмещающие функции принтера, ксерокса и сканнера), различными справочными материалами, канцелярскими принадлежностями (бумага, лупа, ножницы, клей, скрепки, цветные фломастеры, скотч-лентой и др.) все они должны быть удобной расположены на столе или в непосредственной близости от него. Такое расположение облегчает использование настольных полочек, выдвижных плоскостей и емкостей разной конструкции. При чтении книги (рукописи) лежащей горизонтально, по мере чтения расстояние от глаз до текста меняется т частая смена аккомодации ускоряет зрительное утомление. Поэтому целесообразно пользоваться специальными подставками, обеспечивающими наклон книги к плоскости стола под углом 45 градусов и расстояние от глаза до текста 35-40 см. При замене ламп накаливания люминесцентными лампами дневного света зрительная работоспособность возрастает на 15-20%. Но мощность люминесцентных ламп соответственно должна быть выше мощности заменяемых ламп накаливания, что связано з различной воспринимаемостью спектра этих ламп.

Источник  света (настольную лампу или иное приспособление, обеспечивающее уровень  освещенности не менее 60-75 люкс) правши должны устанавливать с левой  стороны. Удобно использовать светильник с абажуром конусообразной формы  на гнущейся ножке: при такой конструкции  световой поток не слепит глаза и  можно изменять его направление. Напомним, что пользующимся очками, для длительной работы с компьютером лучше иметь отдельные очки, с индивидуально подобранным фокусным расстоянием.

Рациональный  отдых должен быть как кратковременным  в течение рабочего дня, так и  ежедневным (не менее 1 часа, помимо сна), еженедельным ( выходные дни должны быть свободными от профессиональной умственной работы!), ежегодным (оздоровление не менее 3-4 недель, полностью освобожденных от такой работы).

Преимущественно однообразная статическая поза (особенно при работе с компьютером) в сочетании  с общей малой подвижностью способствует развитию застойных явлений во внутренних органах и мышцах, снижает активность обменных процессов, уменьшает снабжение  мозга кислородом и другими питательными веществами. Поэтому одним из важнейших  элементов гигиены умственного  труда являются физическая культура и доступные (с учетом возраста, состояния  здоровья) виды спорта. Чтобы ослабить утомление, возникающее при длительной работе за столом следует через каждый час делать небольшие физкультпаузы - встать, несколько минут походить, сделать 8-10 приседаний, поворотов туловища, головы, круговых движений рук и других простых «разминочных» упражнений, а также упражнения для глаз (закрыть глаза и помассировать веки, 5-6 раз активно поменяйте поле зрения, переводя до предела взгляд вправо, влево, вверх, быстро поморгайте, сделайте несколько круговых движений глазами по часовой стрелке и др.)

Самым древним  и доступным практически все  людям видом физической активности является ходьба. К ней, как и к  другим видам физических упражнений в полной мере относится известное  изречение – «По своему действию движение может заменить многие лекарства, но ни одно лекарство не может заменить действие движения». Рекомендуется  не менее чем 1-1,5 часовая ежедневная ходьба с выполнением «норматива» - не менее 9-10 тысяч шагов. Объективный  контроль выполнения этой рекомендации легко осуществить с помощью  имеющихся в свободной продаже  относительно недорогих приборов-педометров (шагомеров).

Оценка самочувствия в процессе физических упражнений может  быть дана по частоте пульса через 1-2 минуты после завершения упражнения. Считается, что данный объем физической нагрузки переносится хорошо, если частота пульса не превышает этот показатель в спокойном состоянии более чем в два раза.

Информация о работе Профилактика утомляемости работников умственного труда