Профсоюзные инспекции труда и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Темой данной контрольной работы является правовое положение профсоюзов в сфере труда. Эта тема выбрана не случайно. Сегодня, как и ранее неизменно актуальной проблемой при осуществлении права на труд является защита этого права от посягательств со стороны работодателя, выраженного в различных формах, начиная от мизерного размера оплаты труда, заканчивая несвоевременной ее выплаты, социальной незащищенности и так далее.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Правовое положение профсоюзов в сфере труда 4
А) понятие и правосубъектность
2.2. Права и обязанности 10
Б) реализация правосубъектности в современных условиях 16
3. Вывод 21
4. Список нормативно-правовых актов и используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ПРОФ.ДВИЖЕНИЯ!!!!.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (филиал)

Образовательного  учреждения профсоюзов

Высшего профессионального  образования

«АКАДЕМИЯ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

 

 

 

Кафедра профсоюзного движения

 

 

Реферат по теме

«Профсоюзные инспекции труда и их функции»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил реферат

студентка 1 курса

гр. УПД-101

Цуркан Анастасия

Проверил реферат

Егошина Нелли  Петровна

 

 

 

Челябинск 2013 
Содержание

 

1.Введение                 3

2. Правовое положение профсоюзов в сфере труда          4

А) понятие и правосубъектность

2.2. Права и обязанности             10

Б) реализация правосубъектности  в современных условиях        16

3. Вывод               21

4. Список нормативно-правовых актов и используемой литературы              22

 

 

Введение

Темой данной контрольной работы является правовое положение профсоюзов в сфере труда. Эта тема выбрана не случайно. Сегодня, как и ранее неизменно актуальной проблемой при осуществлении права на труд является защита этого права от посягательств со стороны работодателя, выраженного в различных формах, начиная от мизерного размера оплаты труда, заканчивая несвоевременной ее выплаты, социальной незащищенности и так далее.

В советский  период  защиту и социальную  поддержку  работника брала на себя профсоюзная  организация. Нельзя не согласиться с тем, что эта защита и поддержка была эффективна.

Какова же ситуация в настоящее время в нашей  стране?

На этот вопрос предстоит ответить, проведя исследования в рамках данной работы.

Для того, чтобы  дать более объективную оценку сложившейся  ситуации, необходимо главным образом исследовать в первую очередь правовой статус профсоюзов в сфере труда, а именно их права, обязанности, полномочия, а также роль в сфере социального партнерства. А также необходимо оценить действительное участие профсоюзов в реализации своих прав и обязанностей и попытаться сделать из этого соответствующие выводы о необходимости в создании профессиональных союзов.

Как следует  из названия темы, исследования будут  проводиться не только в изучении понятия профессиональных союзов и правосубъектности, исследовании  нормативно-правовых актов, которые непосредственно касаются профсоюзов, а именно: Конституции, Трудовом кодексе, законе «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», но и в документах отражающих нормативную деятельность профсоюзов и материалах, показывающих результаты участия профсоюзов в трудовой сфере. 
1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда

А) Понятие и  правосубъектность.

 

Под профессиональным союзом понимается – добровольное общественное объединение граждан, связанными общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов1.

В соответствии со ст. 30 Конституции каждый имеет  право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов2. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Из чего следует, что конституция предоставляет не только право на создание профсоюзов, но и гарантирует свободу их деятельности в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом выделяется и правосубъектность профсоюзов.

Отмечается, что  в связи с введением в действие 1 февраля 2002 года Трудового кодекса  Российской Федерации, в котором профсоюзам посвящены около 35 статей, положения Федерального Закона от 12 января 1996года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять в соответствии с новейшим законодательством. Статья 2 указанного закона дает легальное понятие профсоюзам, а предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).

Федеральный закон  устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения  профсоюзов с органами государственной  власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Как отмечается в научной литературе содержание правосубъектности любого профессионального  союза составляет:

а) способность  профсоюзов выявлять, фиксировать и  представлять во взаимоотношения с  внешними субъектами интересы своих  членов;

б) способность  профсоюзов защищать указанные интересы;

в) работодательскую правосубъектность;

г) имущественную правосубъектность;

д) деликтоспособность.

К субъектному  составу отношений с участием профессионального союза выделяют:

а) отношения,  возникшие между профсоюзной  организацией и работниками –  членами профсоюза;

б) отношения  с работодателями и их объединениями (как в внешнем рынке труда так и на внутреннем, т.е. в сфере управления трудом);

в) отношения  с государством и органами местного самоуправления;

г) трехсторонние  отношения с участием профсоюзов, работодателей и государства;

д) отношения  с работниками, не являющимися членами профсоюза;

е) отношения  с другими представительными  органами работников.

В данном случае рассмотрим более подробно взаимоотношения, регулируемые  в трудовом законодательстве.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях, а также по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда).

Кроме того, статья 2 кодекса гласит, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

Статья 22 обязывает  работодателя рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.

Статья 29 наделяет представителями работников в социальном партнерстве: профессиональные союзы  и их объединения, иные профсоюзные  организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом3.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении  коллективного договора, осуществлении  контроля за его выполнением, а также  при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров  о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Статья 30 гласит в свою очередь, что Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

В соответствии со ст. 31. При отсутствии в организации  первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного  представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Трудовой кодекс наделяет профсоюз правом на проведение от имени работников коллективных переговоров4.

При принятии решения  о сокращении численности или  штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Увольнение  работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2, подпункту "б" пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со статьей 373 Кодекса5.

При проведении аттестации, которая может послужить  основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

В организации  коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного  участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого  характера труда, а также при  производстве работ, интенсивность  которых неодинакова в течение  рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок  увольнения указанных работников определяются соответствующими разделами Кодекса.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется  свободное от работы время для  участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.

Для расследования  несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

Для расследования  группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов6.

При групповом  несчастном случае на производстве с  числом погибших пять человек и более  в состав комиссии включаются также  представители федеральной инспекции  труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов.

Информация о работе Профсоюзные инспекции труда и их функции