Профсоюзные инспекции труда и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Темой данной контрольной работы является правовое положение профсоюзов в сфере труда. Эта тема выбрана не случайно. Сегодня, как и ранее неизменно актуальной проблемой при осуществлении права на труд является защита этого права от посягательств со стороны работодателя, выраженного в различных формах, начиная от мизерного размера оплаты труда, заканчивая несвоевременной ее выплаты, социальной незащищенности и так далее.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Правовое положение профсоюзов в сфере труда 4
А) понятие и правосубъектность
2.2. Права и обязанности 10
Б) реализация правосубъектности в современных условиях 16
3. Вывод 21
4. Список нормативно-правовых актов и используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ПРОФ.ДВИЖЕНИЯ!!!!.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Права и  обязанности

Профессиональные  союзы имеют право на осуществление  контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели  обязаны в недельный срок с  момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной  организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления  контроля за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Такую возможность им предоставляет закон о профсоюзах,  указанный выше, а статья 370 Трудового кодекса уточняет этот тезис7.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные  союзы, их инспекции труда при  осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением  законов и иных актов, содержащих нормы трудового права8.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить  обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Работодатель принимает  решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом.

Работодатель  в предусмотренных Трудовым Кодексом случаях перед принятием решения  направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового  права, и обоснование по нему в  выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный  орган не позднее пяти рабочих  дней с момента получения проекта  указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия  оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом9.

Государственная инспекция труда при получении  жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления  нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

При принятии решения  о возможном расторжении трудового  договора в соответствии с пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 5 статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

В случае, если выборный профсоюзный орган выразил  несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем  или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда10. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение  вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его  интересы выборный профсоюзный орган  права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель  имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного  мнения выборного профсоюзного органа.

В соответствии со ст.ст. 374-376 предоставляются гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов  и не освобожденным от основной работы, а также гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Работодатель  обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных  профсоюзных организаций, действующим  в организации, помещение для  проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность  размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации  численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование  действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум  одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором11.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных  коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной  профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии  письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно  перечисляет на счет профсоюзной  организации членские профсоюзные  взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями12.

Из изложенного  следует, что законодатель наделили достаточными полномочиями профсоюзы  для реализации своей защитной функции  и закрепления их правовой позиции. Однако, почему же работник как сторона в трудовых взаимоотношениях считается фактически не защищенной, а профсоюзы не достаточно сильным орудием для поддержки и защиты?

 

Б) реализация правосубъектности в современных условиях

 

При рассмотрении вопроса о реализации правосубъектности профсоюзов и установлении максимального согласия между сторонами, о чем говорит ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации, стоит изучить реальную ситуацию, складывающуюся на арене современных отношений в сфере труда и обратить внимание на социальное партнерство, на которое фактически делаются ставки при переходе во всеобщую глобализацию.

Карелина М.В. – научный сотрудник Самарского института сравнительных исследований трудовых отношений, отмечает, что с  появлением в конце 1991 года Указа Президента РФ “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)” в стране начала формироваться многоуровневая система переговоров и соглашений, была создана институциональная основа взаимодействия профсоюзов, работодателей и государства. Однако остаются открытыми вопросы о содержательной стороне  социального диалога и о том, насколько это взаимодействие носит партнерский характер. Кроме того, указывается, что фактически профсоюзам приходится довольствоваться лишь теми «завоеваниями», на которые администрация соглашается, ничем не рискуя. Заставить власть пойти на те уступки, которые ее не устраивают, не удается13.

Беря во внимание Кубанский регион, стоить обратить внимание на то, что в 2005 год  профсоюзы  Краснодарского края вошли с краевых трехсторонним соглашением на 2005-2006 гг. между администрацией края, краевым территориальным объединением организаций профсоюзов, краевым (региональным) объединением работодателей.

Соглашение  признано сторонами в качестве правового  акта, устанавливающего в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края основные принципы регулирования социально-трудовых отношений на краевом уровне, решения связанных с ними вопросов социально-экономической политики и обязуются соблюдать достигнутые Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение его положений (п.145)14.

Состоит из 7-ми разделов и охватывает:

  1. область экономической политики
  2. область повышения доходов и уровня жизни населения края
  3. развитие рынка труда и гарантии занятости населения
  4. область социальной защиты населения
  5. сферу охраны труда и экологической безопасности
  6. социальное партнерство и координацию действий сторон соглашения
  7. действие соглашения, обеспечение контроля за его выполнением.

В области экономической  политики профсоюзам предоставляется  право осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового  права (п.26).

В области повышения  доходов и уровня жизни населения  края Администрация края принимает  меры по выделению бюджетных средств  на финансирование краевых программ в социальной сфере (п30), принимает  меры по обеспечению своевременной  выплаты ежемесячных пособий для детей (п.35), совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований края принимает меры по ликвидации задолженности по заработной плате в негосударственной секторе экономики (37). В целях обеспечения единой системы оплаты труда работников бюджетной сферы на территории края разрабатывает тарифные системы оплаты труда для работников государственных учреждений.

В этой же области  администрация и профсоюзы проводят в установленном законом порядке  совместные с органами прокуратуры  и Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае проверки соблюдения законности в сфере труда в организациях всех форм собственности (п.41). Рекомендуют руководителям предприятий, организаций всех форм собственности, за исключением бюджетной сферы, предусматривать размер заработной платы работников не ниже установленной величины прожиточного минимума трудоспособного человека в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 4.10.2002 г. №1141 “О мерах по улучшению социальной защищенности работающего населения” (п.42).

Информация о работе Профсоюзные инспекции труда и их функции