Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:25, курсовая работа
Текущая версия квартального прогнозного бюллетеня ИНП РАН является специальным дополнением к разрабатываемому Институтом долгосрочному прогнозу развития российской экономики с основными материалами которого можно ознакомиться на сайте www.ecfor.ru.
Задача представленного прогноза состоит в описании умеренно оптимистичного сценария развития российской экономики, позволяющего в рамках существующих тенденций развития мировой экономики и набора существующих ограничений развития, обеспечить устойчивую экономическую динамику.
Рост потребления населения будет определяться потенциалом неудовлетворенного спроса. В период до 2020 г. насыщение потребностей может быть достигнуто лишь по крайне ограниченному набору товаров первой необходимости. Сдерживающее воздействие на показатели потребительского спроса во второй половине прогнозного периода будут оказывать объемы выплат по кредитам (в том числе ипотечным).
Динамика цен на энергетические ресурсы определит рост бюджетных расходов государства. Государственные расходы на конечное потребление увеличиваются в 2012-2020 гг. средним темпом менее 1%. Тем не менее, значительный объем бюджетных обязательств не позволит окончательно сбалансировать федеральный бюджет вплоть до 2018 г.
Вклад экспорта в экономическую динамику в 2012-2020 г. будет незначительным, что определяется низкими темпами роста производства и добычи сырьевых ресурсов при невозможности наращивания несырьевого экспорта. Создание дополнительного экспортного потенциала в обрабатывающих отраслях, по нашему мнению, потребует существенного роста вложений в возрождение инвестиционного комплекса. В условиях необходимости приоритетного финансирования инфраструктурных проектов, высококапиталоемких планов по развитию ресурсной базы и умеренных темпов роста мировой экономики существенное наращивание несырьевого экспорта возможно лишь за пределами 2020 г.
Темпы прироста импорта будут сокращаться под влиянием плавного ослабления курса рубля, реализации существующих проектов по развитию производств, ориентированных на внутренний спрос (в том числе с привлечением иностранного капитала)
Одной из ключевых проблем сценария является то, что при заданной динамике инвестиций в основной капитал и связанным с ними ростом производительности труда, наблюдается дальнейшее сокращение уровня безработицы. Такая ситуация создаст определенную напряженность на рынке труда, что также может быть косвенным свидетельством того, что даже тех темпов прироста ВВП, которые нашли свое отражение в представленном сценарии (при росте производительности труда в 2012-2020 гг. почти в 1.4 раза), будет недостаточно для преодоления имеющихся ограничений по труду.
Текущий выпуск бюллетеня содержится также в электронном виде на сайте www.macroforecast.ru.
Доходы консолидированного бюджета по итогам первого квартала 2012 года составили 4702.3 млрд.руб. (36.3% к ВВП), что превышает показатель прошлого года на 16.6%. Темп роста выше среднего наблюдался для поступлений нефтегазовых доходов и акцизов (см. таблицу). Для акцизов рост поступлений в первую очередь связан с повышением ставок налога на алкогольную и табачную продукцию (на 10-17% с начала года). Поступления нефтегазовых доходов увеличились как в силу роста базовой ставки НДПИ на газ (с 237 до 509 руб./1000 м3), так и благодаря повышению цен на топливные ресурсы и объемов их физического экспорта. Так, средняя за квартал экспортная цена нефти марки Urals выросла на 15%, дизельного топлива – на 16%, мазута – на 31%, газа – на 16%, а объемы экспорта в натуральных единицах – на 12.1%, 11.9%, 16.7% и 11.2% соответственно.
Тем не менее весьма благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и стабильные темпы внутриэкономического роста не позволили превысить прошлогоднюю динамику бюджетных доходов (более того, она сократилась). Замедление темпов роста доходной части бюджета было обусловлено снижением динамики поступлений почти всех ненефтегазовых доходов. Прежде всего, значительное замедление наблюдалось для поступлений налога на прибыль и налогов на импорт (НДС на импорт и ввозных пошлин). Темпы роста последних определялись динамикой импорта, которая существенно сократилась в первом квартале 2012 года (до 13% против 49% год назад). Эффект высокой базы прошлого года и достаточно низкие темпы роста налогооблагаемой базы (прибыль
Доходы КБ по основным налогам (в % к соответствующему периоду прошлого года, в % к ВВП)
Доходы |
январь-март, темпы роста |
январь-март, в % к ВВП1 | ||
2011/2010 |
2012/2011 |
2011 |
2012 | |
Налог на прибыль |
145.1 |
101.4 |
4.8 |
4.4 |
НДФЛ |
111.0 |
114.9 |
3.4 |
3.5 |
НДС (внутренний) |
105.9 |
107.8 |
3.6 |
3.6 |
НДС на импорт |
143.8 |
118.1 |
2.5 |
2.7 |
Акцизы |
127.1 |
134.8 |
1.1 |
1.4 |
НДПИ |
133.3 |
139.1 |
3.8 |
4.7 |
Ввозные пошлины2 |
141.1 |
110.4 |
1.2 |
1.2 |
Вывозные пошлины |
129.4 |
135.7 |
6.2 |
7.7 |
Всего доходы |
120.5 |
116.6 |
34.5 |
36.3 |
Из них нефтегазовые |
126.7 |
136.2 |
9.7 |
11.9 |
прибыльных предприятий увеличилась на 6.8% по итогам января-марта текущего года) привели к низкому показателю роста налога на прибыль.
Расходы консолидированного бюджета на 1 апреля 2012 г. составили 4485.6 млрд.руб. (34.7% к ВВП), увеличившись относительно уровня первого квартала 2011 г. на 29.9%. Значительное ускорение динамики расходов обусловлено в первую очередь изменением графика их финансирования в течение финансового года: процент исполнения составил 21.4% (год назад – 18,6%).
Профицит консолидированного бюджета по итогам первого квартала составил 216.6 млрд.руб. (1.7% к ВВП), в том числе профицит бюджетов субъектов РФ – 286.8 млрд.руб., дефицит федерального бюджета – 70.2 млрд.руб.
Исполнение бюджета в 2011 г. с профицитом позволило в текущем году направить неиспользованные нефтегазовые доходы в Резервный фонд (сумма составила 1090 млрд.руб.). Таким образом, впервые с начала 2009 г. совокупный объем Резервного фонда пополнился нефтегазовыми доходами, достигнув на 1 мая текущего года уровня января-февраля 2010 г. (1825.28 млрд.руб.).
Величина Фонда национального благосостояния (ФНБ) определялась в основном курсовой разницей и составила 2619.52 млрд.руб.
Динамика доходов внебюджетных фондов в 1 квартале составила +24% к соответствующему периоду прошлого года (доходы были равны 1915.4 млрд.руб. или 14.8% к ВВП). Темп прироста налоговых доходов составил 19.5%, неналоговых – 28.1% (в том числе трансфертов из федерального бюджета – 15.7%). Динамика расходов за этот же период составила +23.5%, в том числе расходы на здравоохранение увеличились вдвое, расходы на социальную политику – на 7.9%. Профицит внебюджетных фондов, образовавшийся благодаря опережающему графику финансирования трансфертов из федерального бюджета, составил 303.2 млрд.руб. (2.3% к ВВП).
Прогноз
В рамках средне- и долгосрочного сценария макроэкономического развития в плане бюджетных показателей первостепенными становятся не столько мера сбалансированности бюджета, сколько вклад государственного сектора в общеэкономический рост. В этой связи, акцент в данном разделе будет несколько смещен к вопросу роли бюджета как одного из источников финансирования экономики.
Доходы консолидированного бюджета в 2012 г. составят 20.2 трлн. руб. (33% к ВВП), увеличившись на 6.2%. Достаточно скромный рост будет определяться значительным замедлением динамики нефтегазовых доходов (в силу замедления темпов роста цен на энергоносители), а также ненефтегазовых доходов в части налогов на импорт (в связи с замедлением роста импорта на фоне укрепления рубля). В 2013-2016 гг. динамика доходов увеличится до 107.1-107.8% в год, что станет следствием активизации роста поступлений акцизов (в силу повышения их ставок) и налога на прибыль и внутреннего НДС (на базе общей экономической динамики). В 2017-2020 гг. темпы роста доходов бюджета составят 105.6-105.9% в год, при этом замедление темпов будет связано со снижением динамики налогооблагаемой базы (средний темп прироста ВВП в 2017-2020 гг. составит 4.4%, в то время как в 2013-2016 гг. - 4.7%).
Ключевой особенностью функционирования бюджетной системы в прогнозном периоде является снижение роли нефтегазовых доходов в формировании доходной части бюджета (их доля сократится с 32% в 2012 г. до 23.4% в 2020 г.). К такому результату приведет существенное замедление роста физических объемов добычи и экспорта энергоресурсов на фоне низкой динамики цен на них (при условии неизменности системы налогообложения сырьевого сектора и экспорта). При этом рост российской экономики, ориентированный на ускоренную динамику инвестиций (динамика которых в прогнозном периоде превышает динамику ВВП в среднем в 2 раза), не позволит существенно увеличить ненефтегазовые доходы.
Ограниченный рост доходной части бюджета на фоне исполнения консолидированного бюджета с дефицитом (до 2019 г.) станет препятствием для существенного наращивания его расходов с целью финансирования роста экономики. Так, рост расходов в 2012-2013 гг. составит около 111% в год (частично повышение расходов будет обусловлено финишным этапом подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г.), затем темпы сократятся до 104.8-105.7% в 2015-2019 гг. Такая динамика будет существенно (в 5-7 раз) ниже уровня периода роста нефтегазовых доходов (2005-2008 гг.). Ускорение темпа роста расходов станет возможным лишь после 2019 г., когда будет полностью решена проблема сбалансированности бюджета.
Замедление темпов повышения пенсий (с 13.5% в 2012 г. до 5% в среднем в год в 2013-2020 гг.) позволит избежать существенного роста дефицита внебюджетных фондов (в условиях роста числа пенсионеров на 0.4-1.9% в год). Тем не менее, необходимость финансирования дефицита Пенсионного фонда из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации (в размере порядка 4-5% ВВП) не позволит существенно нарастить расходы бюджета на национальную экономику. Динамика этих расходов в прогнозном периоде не превысит 10% в год в 2013-2016 гг. и 5.5-6% в 2017-2020 гг.
В таких условиях, дефицит консолидированного бюджета удастся существенно сократить лишь в 2015 г. (до 0.5% к ВВП), полностью сбалансировать бюджет – в 2019 г. Финансирование дефицита в 2012-2014 гг. будет производиться в основном за счет внутренних заемных средств, причем в 2012 г. запланированный объем выпуска государственных бумаг позволит не только полностью покрыть дефицит федерального бюджета, но и направить часть неиспользованных нефтегазовых доходов в Резервный фонд. В дальнейшем (до 2017 г.) пополнение суверенных фондов будет происходить только за счет доходов от их использования и курсовой разницы. В 2018-2020 гг. при исполнении федерального бюджета с профицитом Резервный фонд будет пополняться на 850 млрд.руб. ежегодно за счет нефтегазовых доходов.
Таким образом, реализация сценария развития экономики без интенсификации экономического роста на фоне низких темпов роста производства и экспорта энергоресурсов в среднесрочной перспективе не позволит сбалансировать консолидированный бюджет, а в долгосрочном периоде не даст возможности существенно расширить участие государства в финансировании роста ВВП, в первую очередь посредством расходов на инвестиции и поддержку реального сектора.
ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
Доходы консолидированного бюджета, млрд.руб. 20197 23391 27003 30200 33743
- доля нефтегазовых доходов, % 31.9 28.6 26.7 24.9 23.4
- доля ненефтегазовых доходов, % 68.1 71.4 73.3 75.1 76.6
Доходы консолидированного бюджета, в % к ВВП 33.0 30.9 28.6 26.4 24.7
Нефтегазовый трансферт в % ВВП3 10.2 9.9 10.3 8.5 7.1
Расходы консолидированного бюджета, млрд.руб. 20744 24792 27461 30397 33561
Расходы консолидированного бюджета, в % к ВВП 33.8 32.7 29.0 26.6 24.6
Дефицит консолидированного бюджета, в % к ВВП -0.9 -1.9 -0.5 -0.2 0.1
Чистая эмиссия ценных бумаг, в % к ВВП 1.1 1.4 0.9 0.9 0.5
Чистое внешнее заимствование, в % к ВВП -0.2 0.1 0.0 -0.1 -0.1
Объем (на конец года) накопленных средств
Резервного фонда
и Фонда национального благосос
(без учета курсовой разницы и доходов от размещения
средств фондов), млрд. руб. 5444 6375 6635 8367 10160
Конец 2011 г. и особенно начало 2012 г. можно охарактеризовать как возврат российской экономики к модели роста, основанной на опережающем расширении инвестиционного спроса.
Согласно данным Росстата в IV кв. 2011 г. и I кв. 2012 г. годовой темп роста инвестиций увеличился до 13.6% и 16.3%. При этом норма накопления (отношение инвестиций в основной капитал к ВВП в ценах 2008 г.) в I кв. 2012 г. увеличилась до 22.3%, то есть вернулась на предкризисный уровень.
На восстановление нормы накопления ушло практически четыре года. Фактически устойчивый опережающий рост инвестиций начался только во второй половине 2011 г., сразу после того, как в начале 2011 г. уровень спроса на продукцию внутреннего производства превысил докризисные объемы.
Около двух лет после окончания острой фазы кризиса понадобилось населению, государству и бизнесу чтобы “выровнять” свои балансы и увеличить конечный спрос. В определенной степени этот процесс был замедлен практически нулевыми темпами роста экспорта. Внешний спрос на товары российского экспорта достаточно быстро восстановился в натуральном выражении, но в последующий период темпы роста экспорта оставались минимальными.
Определенный положительный
вклад в ускорение
Информация о работе Прогноз индикаторов экономики РФ1: 2012 – 2020 гг