Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 08:00, реферат
Основой для разработки такого перечня может послужить Постановление НКТ СССР от 13 февраля 1928 года № 100 «О работниках с ненормированным рабочим днем», согласно которому ненормированный рабочий день может применяться в отношении следующих категорий работников:
- лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала;
- лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.);
- лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;
- лиц, рабочее время которых по характеру работу дробится на части неопределенной длительности.
4. Компенсация за работу с ненормированным рабочим днем
За работу с ненормированным рабочим днем возможны в принципе следующие виды компенсаций: доплата, повышенный должностной оклад, дополнительный отпуск либо сочетание названных вариантов. Действующее законодательство (ст. 158 ТК) предусматривает только дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (далее — отпуск), за исключением водителей служебных легковых автомобилей, которым, наряду с дополнительным отпуском полагается доплата в размере 25 % тарифной ставки.
Часть 1 ст. 158 ТК существенно изменила по сравнению со ст. 68 КЗоТ условия предоставления отпуска. Согласно п. 3 ст. 68 КЗоТ отпуск устанавливался за сам факт ненормированного рабочего дня, иначе говоря, за возможность внеурочной работы. Если ее не было, отпуск все равно предоставлялся. Эта позиция подтверждалась практикой.
Название ст. 158 ТК отразило прежнюю правовую позицию: дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. Но текст ч. 1 говорит о другом: об отпуске «за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени». Буквальный смысл этой формулировки таков:
если есть внеурочная работа
у лиц с ненормированным
— Трудовой кодекс требует
учета сверхурочных работ (ч. 4ст. 122
и ч. 5 ст. 133), но ничего не говорит
об учете внеурочных работ. Это значит,
что нет соответствующей
— ни Трудовой кодекс, ни другое законодательство не устанавливают, сколько часов работы сверх нормы необходимо для приобретения права на данный отпуск;
— трудовой отпуск, в том числе рассматриваемый, зачастую предоставляется авансом. Ко дню его предоставления внеурочных часов может не быть, но они могут появиться после отпуска до конца рабочего года. Поэтому наниматель обязан предоставить и данный отпуск, если он запланирован графиком отпусков или (и) предоставляется по соглашению сторон;
— если переработки за рабочий год не окажется, а отпуск предоставлен, ни удержать из заработной платы за необоснованно использованный отпуск, ни зачесть выплату в счет отпуска за следующий рабочий год нельзя в силу ст. 107 ТК и законодательства о трудовых отпусках в целом.
Таким образом, проблемы могут возникнуть даже в отношении организации учета внеурочного времени, если попытаться ввести такой учет.
Полагаем, что новация в ч. 1 ст. 158 ТК может быть воспринята практикой лишь тогда, когда законодательно будет установлен порядок учета неурочных часов.
Анализ ч. 1 ст. 158 ТК позволяет
сделать следующий вывод. Основанием
права на дополнительный отпуск за
ненормированный рабочий день служит
сам факт ненормированного рабочего
дня. Работа же сверх нормальной продолжительности
рабочего времени (неурочная работа)
— это условие, а не основание
предоставления рассматриваемого отпуска.
Поскольку для выполнения этого
условия пока не созданы правовые
и организационные предпосылки,
отпуск должен предоставляться
Трудовой кодекс определил лишь максимум продолжительности отпуска за ненормированный рабочий день — 14 календарных дней (ч. 1 ст. 158 ТК).
В ч. 2 ст. 158 ТК и принятых
в соответствии с ней нормативных
актах (см. ниже) введена разная система
нормирования продолжительности отпуска
за ненормированный рабочий день
для работников государственных
и негосударственных
В государственных организациях
конкретная продолжительность
Усложненная система нормирования
продолжительности
Дополнительный отпуск, установленный
ст. 158 ТК, регулирует Порядок предоставления
и суммирования трудовых отпусков.
В ч. 2 п. 3 Порядка предусмотрено,
что если в перечне работников
с ненормированным рабочим днем
(уточним: здесь, исходя из смысла п. 3, имеются
в виду централизованные перечни) отсутствует
конкретная продолжительность отпуска,
она устанавливается в
Из ч. 2 п. 3 Порядка следует,
что организации не имеют права
менять продолжительность
Общее отправное требование
к правовому регулированию
— категории (группы) работников — руководители, их заместители, главные специалисты и их заместители; руководители функциональных и отраслевых структурных подразделений и их заместители; специалисты, технические исполнители;
— круга и объема функциональных обязанностей (нагрузки), характера работы, меры ответственности за ее выполнение; степени напряженности и сложности труда;
— режима работы, возможности учета фактически отработанного времени, выполнения функциональных обязанностей вне организации;
— других факторов, обусловливающих необходимость и потребность выполнять работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
К сожалению, приведенные требования проигнорированы практически во всех централизованных и локальных перечнях.
К Порядку приложен Перечень категорий (групп) работников с ненормированным рабочим днем, в котором указаны диапазоны рассматриваемого отпуска (от 10 до 14,от 10 до 12, от 9 до 12, от 8 до 11, от 7 до 10, до 9, до 8 календарных дней). Этот Перечень рекомендован также негосударственным организациям (ч. 2 п. 4 Порядка).
Рассмотрим реализацию этих требований на примере некоторых отраслевых и ведомственных перечней работников с ненормированным рабочим днем.
Перечень работников объединений, подчиненных Правительству, утвержденный постановлением Министерства труда от 14 апреля 2000 г. № 58 «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь», состоит из самого постановления и трех приложений к нему: приложения 1 и 2 включают категории работников соответствующих объединений и железной дороги.
Оба перечня структурированы по категориям работников в зависимости от их должностного положения и подразделения, в котором они заняты, например руководители юридических лиц и их заместители; руководители функциональных и отраслевых структурных подразделений аппарата управления юридических лиц, внутрипроизводственных структурных подразделений и т.д. В приложении 3 непосредственно определена продолжительность отпуска.
Характерно, что приложение 3 имеет рекомендательный характер. Следовательно, в локальном перечне организаций может быть установлена конкретная продолжительность отпуска, выходящая за пределы рамок, предусмотренных в приложении 3, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения отпуска. При этом если отпуск установлен в диапазоне «от и до» либо предусмотрен только его максимум, отклонения от минимума или максимума в локальных перечнях относятся на себестоимость производства.
Перечень работников с
ненормированным рабочим днем в
отрасли жилищно-коммунального
Перечень включает руководителей (167 наименований должностей); специалистов (64 наименования); других служащих (19 наименований) и рабочих (водители служебного легкового автомобиля). Для каждой должности определена конкретная продолжительность отпуска от 8 до 14 дней. Например, по должностям, названным в пп. 33, 39, 44, 46-60, продолжительность отпуска составляет 12 дней; по 60 должностям — 11 дней.
Ясно, что «бездиапазонное» определение продолжительности отпуска в этом отраслевом перечне, а также недостаточная его структуризация не оставляют места для локального регулирования продолжительности отпуска в коллективном договоре. В результате учитывается только название должности, а не факторы, обусловливающие потребность в работе во внеурочное время.
Перечни должностей и профессий
работников аппарата Государственного
комитета по авиации Республики Беларусь
и организаций гражданской
Следует отметить, что в
приведенном постановлении
Требование же устанавливать в организациях перечни работников и продолжительность отпуска по согласованию с профсоюзом не соответствует ст. 158 ТК.
Перечень работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в организациях Министерства культуры, утвержденный постановлением Министерства культуры от 17 апреля 2000 г. разделен на 9 категорий служащих: руководители организаций, главные специалисты, руководители подразделений, специалисты, другие служащие, технические исполнители и т.д. Для каждой категории должностей продолжительность отпуска однозначна. Тем не менее в примечании к Перечню говорится, что продолжительность отпуска по каждой должности устанавливается руководителем организации (в приложении употреблена терминология, не принятая в Трудовом кодексе, — «руководителям предприятия, учреждения, организации») в зависимости от степени нагрузки, характера и условий выполняемой работы. Возникло противоречие между Перечнем и примечанием в отношении полномочий на определение продолжительности отпуска. В таком случае продолжительность отпуска, указанную в Перечне, нужно считать рекомендательной, а это означает, что конкретная величина его устанавливается непосредственно в организациях. На практике возникла коллизия между перечнями, утвержденными некоторыми министерствами (здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства) и облисполкомами (Мингорисполком). В них по-разному определены должности с ненормированным рабочим днем и продолжительность отпуска работников организаций республиканского и регионального подчинения. На основании закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. (ст. 2 и 10) считаем, что перечни работников с ненормированным рабочим днем, утвержденные республиканскими органами государственного управления, имеют большую юридическую силу по отношению к перечням, принятым органами местного управления.