Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 08:00, реферат
Основой для разработки такого перечня может послужить Постановление НКТ СССР от 13 февраля 1928 года № 100 «О работниках с ненормированным рабочим днем», согласно которому ненормированный рабочий день может применяться в отношении следующих категорий работников:
- лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала;
- лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.);
- лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;
- лиц, рабочее время которых по характеру работу дробится на части неопределенной длительности.
Работникам негосударственных
организаций продолжительность
отпуска за ненормированный рабочий
день устанавливается, как правило,
локальными нормативными актами. К
негосударственным
Как уже отмечалось, перечень
должностей работников с указанием
конкретной продолжительности
Соглашением сторон может решаться вопрос о продолжительности отпуска, но только в отношении работника, должность которого включена в перечень приложений к коллективному договору или утвержденный непосредственно нанимателем. В противном случае условия об отпуске должны признаваться недействительными, что вытекает из первой фразы ч. 2 ст. 158 ТК.
Часть 2 ст. 158 ТК адресована
организациям. Вне сферы ее действия
оказались индивидуальные предприниматели,
являющиеся нанимателями. Выход один,
на занятых у них наемных
По сфере применения ненормированного
рабочего дня ч. 2 ст. 158 ТК сохранила
уровень 1956 г., когда Совет Министров
СССР предоставил право
Министерства и ведомства,
а также другие органы государственного
управления, которых Правительство
уполномочило утверждать перечни работников
с ненормированным рабочим
Что в большей мере соответствует
интересам работников: ненормированный
рабочий день с дополнительным отпуском
за внеурочные работы или нормированное
рабочее время без этого
В те годы, когда трудовые отпуска составляли 12, а потом — 15 рабочих дней, ненормированный рабочий день использовался фактически как способ искусственного увеличения трудовых отпусков служащих до 18-24 рабочих дней. Трудовой кодекс, дополненный коллективным договором и другим локальным регулированием, обеспечил, как минимум, 28 календарных дней трудового отпуска. В связи с этим отпала необходимость в применении ненормированного рабочего дня там, где в нем нет необходимости, учитывая его прямое назначение.
Тем не менее после введения в действие ТК, широкая сфера применения ненормированного рабочего дня с компенсацией его дополнительным отпуском сохранилась. Большие по продолжительности трудовые отпуска сами по себе не способствуют росту благосостояния, т.к. они уменьшают невосполнимый фонд рабочего времени, оплата их включается в себестоимость, что приводит к росту цен, неконкурентоспособности продукции и т.д.
Ненормированный рабочий день как одно из самых неблагоприятных, но объективно необходимых условий труда возможен только в качестве особого жестко ограниченного исключения из общего правила нормирования продолжительности рабочего времени и обязательности норм продолжительности труда, включая их максимум.
Для достижения такой цели
потребуется новый механизм правового
регулирования. Считаю, что следует
отказаться от множества отраслевых
и региональных перечней и вместо
них установить единый перечень, утверждаемый
постановлением Правительства Республики
Беларусь. В этом постановлении следует
определить также основные ограничения,
гарантии и компенсации для работников
с ненормированным рабочим
В большей мере суть ненормированного рабочего дня отражает термин «ограниченно нормированный рабочий день» либо «ограниченно нормированное рабочее время». В качестве компенсации за это условие труда можно ввести увеличенный должностной оклад и доплату, дифференцированную в зависимости от величины и частоты неурочных работ. Если учет их отсутствует, размер доплаты устанавливается в твердой сумме. Дополнительный отпуск за работу с ограниченно нормированным рабочим днем как компенсация нелогичен, не адекватен и не оправдал себя на практике. От обязательности его, в силу закона, полагаю, нужно отказаться. На уровне же локальных нормативных актов и трудового договора с условием ограниченно нормированного рабочего времени он может устанавливаться за счет прибыли нанимателя.
Заключение
Одним словом можно сказать
то, что Белорусское
Тут же можно сказать о
том, что «…перечни работников с
ненормированным рабочим днем, являясь
приложением к коллективному
договору, отражают согласие всех работников
как стороны коллективного
Я попытался раскрыть данную тему с использованием различных источников. И тем самым более близко подошел к раскрытию самого понятия «ненормированный рабочий день».
Но для того, что бы
еще лучше рассмотреть и
В первом приложении можно ознакомиться о работниках осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование аппаратов государственных органов, не подчиненных правительству Республики Беларусь, потом о перечне работников с ненормированным рабочим днем системы национального банка Республики Беларусь, для работников входящих в состав национальной академии наук Республики Беларусь. Во-втором можно увидеть перечень работников с ненормированным рабочим днем системы белорусской железной дороги и т.д.
Таким образом, используя весь материал, я думаю, что смог наиболее точно и полно рассмотреть, и попытаться раскрыть проблему ненормированного рабочего дня в Республике Беларусь.
Список литературы
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями) / принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: Беларусь, 2000. ст.41
Коментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А.Василевича. Мн.: Амалфея, 2000. С. 483. ст.110, 115, 118, 158.
Островский В.А., Трудовые отпуска // Национальная экономическая газета, 2000, №50 (22 ноября), с.7
Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №12 (декабрь 2001), с.14-18
Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №1 (январь 2002), с.24-27
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №60, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №49 (26.05.200), 8/3444
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №58, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №53 (09.06.2002)
Трудовой кодекс Республики
Беларусь принят Палатой Представителей
8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики
Национального собрания Республики
Беларусь 30 июня 1999 года. – Мн.: Национальный
центр правовой информации Республики
Беларусь, 1999. – 192с. ст.ст.107, 110-115, 118, 158.