Режим ненормированного рабочего дня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 08:00, реферат

Описание работы

Основой для разработки такого перечня может послужить Постановление НКТ СССР от 13 февраля 1928 года № 100 «О работниках с ненормированным рабочим днем», согласно которому ненормированный рабочий день может применяться в отношении следующих категорий работников:
- лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала;
- лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.);
- лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;
- лиц, рабочее время которых по характеру работу дробится на части неопределенной длительности.

Файлы: 1 файл

режим ненормированного рабочего времени.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

Работникам негосударственных  организаций продолжительность  отпуска за ненормированный рабочий  день устанавливается, как правило, локальными нормативными актами. К  негосударственным применительно  к ст. 158 ТК нужно относить организации, у которых нет вышестоящего органа управления, наделенного полномочиями утверждать перечни работников с  ненормированным рабочим днем в  соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2000 г. № 455.

Как уже отмечалось, перечень должностей работников с указанием  конкретной продолжительности рассматриваемого дополнительного отпуска по каждой должности прилагался к коллективному  договору. Если коллективный договор  не заключается или в нем отсутствует  перечень должностей с ненормированным  рабочим днем с указанием конкретной продолжительности дополнительного  отпуска для каждой должности, то согласно ч. 2 ст. 158 ТК перечень и продолжительность  отпуска для каждой должности  устанавливается непосредственно  нанимателем. При этом согласие профсоюза  не требуется. Перечень и указанная  в нем продолжительность отпуска  объявляются приказом уполномоченного  должностного лица.

Соглашением сторон может  решаться вопрос о продолжительности  отпуска, но только в отношении работника, должность которого включена в перечень приложений к коллективному договору или утвержденный непосредственно  нанимателем. В противном случае условия об отпуске должны признаваться недействительными, что вытекает из первой фразы ч. 2 ст. 158 ТК.

Часть 2 ст. 158 ТК адресована организациям. Вне сферы ее действия оказались индивидуальные предприниматели, являющиеся нанимателями. Выход один, на занятых у них наемных работников следует распространить модель регулирования  ненормированного рабочего дня и  отпуска за него, установленную для  негосударственных организаций. Запрещение здесь ненормированного рабочего дня  нереально. Лучше, если он будет применяться  легально с общеустановленными ограничениями.

По сфере применения ненормированного рабочего дня ч. 2 ст. 158 ТК сохранила  уровень 1956 г., когда Совет Министров  СССР предоставил право устанавливать  перечни работников с ненормированным  рабочим днем советам министров  республик, а также всем министерствам  и ведомствам, исполкомам и другим органам государственного управления. Более того, сфера применения ненормированного рабочего дня расширена за счет включения  негосударственных организаций.

Министерства и ведомства, а также другие органы государственного управления, которых Правительство  уполномочило утверждать перечни работников с ненормированным рабочим днем, немедленно воспользовались своими полномочиями. Они как будто соревновались  между собой, кто больше включит  в эти перечни должностей. В  результате перечни охватили 100 % или  близкое к этой цифре число  руководителей, специалистов и других служащих. При этом забыто или проигнорировано  важнейшее условие: в перечни  должны включаться должности, не требующие  выполнения работы сверх установленной  нормы рабочего времени. Весьма сомнительно, чтобы к таковым относились экономисты всех специальностей, инженеры (всех наименований и категорий), делопроизводители, лаборанты, медсестры, преподаватели, нормировщики, товароведы, техники (всех наименований и категорий), калькуляторы, машинистки, паспортист, учетчик или, например, специалисты всех наименований и категорий и все технические исполнители, в частности паспортист, делопроизводитель, копировальщик, счетовод, учетчик, чертежник, названные, например, в перечне, утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. Реально они, как и большинство других специалистов, включая технических исполнителей, работают по времени «от звонка до звонка».

Что в большей мере соответствует  интересам работников: ненормированный  рабочий день с дополнительным отпуском за внеурочные работы или нормированное  рабочее время без этого отпуска, но с гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством  о сверхурочных работах? Если работник не привлекается к неурочным работам  или же привлекается редко, предпочтение, конечно, будет отдано ненормированному рабочему дню с соответствующим  дополнительным отпуском. А то, что  в такой ситуации ненормированный  рабочий день лишь номинальный (если не сказать фиктивный), а названный  отпуск не обоснован, во внимание не принимается. Но когда по объективным причинам внеурочные работы неизбежны и проводятся систематически, преимущество условий  труда работников с нормированным  рабочим временем очевидно. Поэтому  сокращение сферы применения реального  ненормированного рабочего дня, т.е. переход  от ненормированного к нормированному рабочему времени, даже с потерей  права на дополнительный отпуск, означает не ухудшение, а улучшение условий  труда работников.

В те годы, когда трудовые отпуска составляли 12, а потом  — 15 рабочих дней, ненормированный  рабочий день использовался фактически как способ искусственного увеличения трудовых отпусков служащих до 18-24 рабочих  дней. Трудовой кодекс, дополненный  коллективным договором и другим локальным регулированием, обеспечил, как минимум, 28 календарных дней трудового отпуска. В связи с  этим отпала необходимость в применении ненормированного рабочего дня там, где в нем нет необходимости, учитывая его прямое назначение.

Тем не менее после введения в действие ТК, широкая сфера применения ненормированного рабочего дня с компенсацией его дополнительным отпуском сохранилась. Большие по продолжительности трудовые отпуска сами по себе не способствуют росту благосостояния, т.к. они уменьшают невосполнимый фонд рабочего времени, оплата их включается в себестоимость, что приводит к росту цен, неконкурентоспособности продукции и т.д.

Ненормированный рабочий  день как одно из самых неблагоприятных, но объективно необходимых условий  труда возможен только в качестве особого жестко ограниченного исключения из общего правила нормирования продолжительности  рабочего времени и обязательности норм продолжительности труда, включая  их максимум.

Для достижения такой цели потребуется новый механизм правового  регулирования. Считаю, что следует  отказаться от множества отраслевых и региональных перечней и вместо них установить единый перечень, утверждаемый постановлением Правительства Республики Беларусь. В этом постановлении следует  определить также основные ограничения, гарантии и компенсации для работников с ненормированным рабочим днем, В едином перечне нет необходимости  перечислять должности. Достаточно назвать две категории работников: руководители и специалисты. При  этом для первых ненормированный  рабочий день должен быть обязательным, для вторых — может устанавливаться  по предложению нанимателя с согласия работника и фиксироваться в  письменном трудовом договоре. В договоре также следует определять вид  компенсации за ненормированный  рабочий день.

В большей мере суть ненормированного рабочего дня отражает термин «ограниченно нормированный рабочий день»  либо «ограниченно нормированное рабочее  время». В качестве компенсации за это условие труда можно ввести увеличенный должностной оклад  и доплату, дифференцированную в  зависимости от величины и частоты  неурочных работ. Если учет их отсутствует, размер доплаты устанавливается  в твердой сумме. Дополнительный отпуск за работу с ограниченно нормированным  рабочим днем как компенсация  нелогичен, не адекватен и не оправдал себя на практике. От обязательности его, в силу закона, полагаю, нужно отказаться. На уровне же локальных нормативных  актов и трудового договора с  условием ограниченно нормированного рабочего времени он может устанавливаться  за счет прибыли нанимателя.

Заключение

Одним словом можно сказать  то, что Белорусское законодательство имеет много «дыр» в отношении  регулирования ненормированного рабочего дня в друдовых отношениях.

Тут же можно сказать о  том, что «…перечни работников с  ненормированным рабочим днем, являясь  приложением к коллективному  договору, отражают согласие всех работников как стороны коллективного договора»  на ненормированный рабочий день – не более чем декларация. К  тому же коллективный договор вообще не регулирует неполное рабочее время, конкретная продолжительность которого определяется только соглашением нанимателя с работником персонально.

Я попытался раскрыть данную тему с использованием различных  источников. И тем самым более  близко подошел к раскрытию самого понятия «ненормированный рабочий  день».

Но для того, что бы еще лучше рассмотреть и понять, что же включает в себя само понятие  и как оно регулируется, я прилагаю 2 приложения. Одно из них это: «Постановление от 14 апреля 2000 года №60 – об утверждении  перечней работников с ненормированным  рабочим днем», а второе: «Постановление от 14 апреля 2000 года №58 – об утверждении  работников с ненормированным рабочим  днем объединений, подчиненных правительству  Республики Беларусь»

В первом приложении можно  ознакомиться  о работниках осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование аппаратов государственных органов, не подчиненных  правительству Республики Беларусь, потом о перечне работников с ненормированным рабочим днем системы национального банка Республики Беларусь, для работников входящих в состав национальной академии наук Республики Беларусь. Во-втором можно увидеть перечень работников с ненормированным рабочим днем системы белорусской железной дороги и т.д.

Таким образом, используя  весь материал, я думаю, что смог наиболее точно и полно рассмотреть, и попытаться раскрыть проблему ненормированного рабочего дня в Республике Беларусь.

Список литературы

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями  и дополнениями) / принята на республиканском  референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: Беларусь, 2000. ст.41

Коментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А.Василевича. Мн.: Амалфея, 2000. С. 483. ст.110, 115, 118, 158.

Островский В.А., Трудовые отпуска // Национальная экономическая  газета, 2000, №50 (22 ноября), с.7

Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №12 (декабрь 2001), с.14-18

Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №1 (январь 2002), с.24-27

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №60, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим  днем» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №49 (26.05.200), 8/3444

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №58, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим  днем объединений, подчиненных правительству  Республики Беларусь» // «Национальный  реестр правовых актов Республики Беларусь» // №53 (09.06.2002)

Трудовой кодекс Республики Беларусь принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 1999 года. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 192с. ст.ст.107, 110-115, 118, 158. 
 


Информация о работе Режим ненормированного рабочего дня