Шпаргалка "трудовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда.

Предмет трудовою права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем.

Файлы: 1 файл

Ответы к трудовому праву.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Нормы трудового права, содержащиеся документах организации и трудовых договорах, не должны противоречить  настоящему Кодексу,

К полномочиям руководителя организации относятся:

- организация работы организации;

- представляет интересы организации  на территории РФ и за ее  пределами

- распоряжается имуществом организации;

- совершает сделки от имени  организации;

- выдает доверенности, совершает  иные юридические действия;

- утверждает структуру и штаты организации, осуществляет прием на работу работников организации, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры;

- осуществляет в установленном  порядке прием на работу главного  бухгалтера;

- применяет к работникам организации  меры дисциплинарного взыскания и поощрения;

- делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности;

- в пределах своей компетенции  издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников  организации;

- определяет в соответствии  с законодательством Российской Федерации состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты;

 

 

 

 

 

  1. Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми правоотношениями.

Трудовые правоотношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату труда Работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан обеспечить ему условия труда в соответствии с законод, коллективным или индивидуальным трудовым договором.

Организационно-управленческие отношения в сфере труда

Эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны, и трудовым коллективом (или органом, его представляющим) - с другой.

Конкретным носителем соответствующих обязанностей в большинстве случаев выступает администрация, хотя и трудовой коллектив может принять на себя определенные обязанности - обычно они носят дополнительный характер по отношению к тем, что установлены законом (например, сокращение срока для выполнения производственных заданий и т.д.).

Правовым основанием (юридическим  фактом) возникновения организационно-управленческих отношений является коллективный договор. Правовым основанием могут служить и другие локальные акты - правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и др. Но в любом случае эти отношения являются «внутренними», так как возникают в рамках предприятий, учреждений и организаций.

Социально-экономические  отношения в сфере трудового  права

они складываются между субъектами, находящимися за пределами предприятий, учреждений, организаций. В зависимости от сферы действия они могут быть генеральными, региональными, отраслевыми, профессиональными и территориальными, а по числу сторон, участвующих в переговорах, - двусторонними и трехсторонними. 

По своему содержанию отношения в соответствии с каждым из заключенных соглашений представляют собой реализацию либо общих принципов проведения социально-экономической политики в стране, либо условий труда и его оплаты, а также социальных гарантий работников той или иной отрасли, либо условий решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями. В отличие от организационно-управленческих они носят «внешний» и в значительной мере определяющий характер. Субъектами этих отношений являются объединения профсоюзов вплоть до общероссийских, союзы предпринимателей того же уровня и даже Правительство РФ.

Отношения по профессиональной подготовке и повышению  квалификации непосредственно на предприятиях

Эти отношения либо предшествуют возникновению  трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми. Их цель - подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве. Содержание этих отношений главным образом обучение по определенной специальности или квалификации в процессе труда, а также повышение профессионального мастерства.

Возникают рассматриваемые отношения  на основе специального срочного договора, заключаемого либо между еще не работающим / работником, с одной стороны, и работодателем - с другой. Основанием их возникновения могут быть и особые условия, включенные в трудовой договор (контракт) о прохождении учебы и приобретении соответствующей профессии или повышении квалификации на предприятии.

После прохождения обучения ученик сдает квалификационные экзамены и  становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. 

Отношения по трудоустройству

Они возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие их разновидности:

а) отношения гражданина и органа по трудоустройству - службы занятости, которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;

б) отношения службы занятости и  организации, в которую направляется трудоустраиваемый;

в) отношения между трудоустр  и организацией, которая должна принять его на работу.

Возложение государством на службу занятости юридической обязанности устройства на работу в ряде случаев заменяется функцией выполнения ею посреднических услуг. В ст. 26 Закона о занятости населения сказано, что работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости*. Возможность непринятия на работу организацией направленного службой занятости превращает отношения между службой занятости и организацией из правовых в такие, где юридическая обязанность принять на работу заменяется возможностью усмотрения администрации, и отношение между службой занятости и организацией, таким образом, трансформируется. Правовая же обязанность остается лишь в отношении определенной, прямо указанной в законе категории лиц, особенно нуждающихся в социальной защите. 

В ст. 13 Закона о занятости они  перечислены. Это молодежь, одинокие и многодетные родители и некоторые  другие. Места для них квотируются  за счет средств местных органов  власти, специально выделяемых на эти цели. Трудоустройство этих категорий граждан гарантируется обязательным принятием их на работу. В отношении остальных граждан гарантии выражаются в несколько опосредованной форме - в виде выплаты пособия по безработице в случае невозможности трудоустройства.

Закона о занятости населения  постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок  регистрации безработных граждан. В зависимости от намерения гражданина предусмотрено четыре различных вида регистрации:

  • первичная регистрация безработных граждан, когда обратившийся рассчитывает только на получение необходимой информации по поводу трудоустройства;
  • регистрация безработных в целях поиска подходящей работы, когда гражданин намерен получить направление от службы;
  • регистрация граждан в качестве безработных. Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, но не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях получения подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней;;
  • перерегистрация безработных граждан. 

 

  1. Социальное партнёрство в сфере труда: понятие, принципы и система.

Социальное партнерство  в сфере труда  - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей.

Основными принципами социального  партнерства являются:

  1. равноправие сторон;
  2. уважение и учет интересов сторон;
  3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  5. соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства;
  6. полномочность представителей сторон;
  7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  9. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  10. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  11. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Социальное партнерство  осуществляется на:

-- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

-- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

-- отраслевом уровне, на котором уста основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;

-- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

-- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

 

Социальное партнерство  осуществляется в формах:

  1. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  2. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений;
  3. участия работников, их представителей в управлении организацией;
  4. участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

 

 

 

  1. Представители работников и работодателей. + 29, 31, 33, 34 ст.

Представители работников ст.29 

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения  соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

 

 

  

Статья 31. Иные представители работников  

В случаях, когда работники данного  работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации  или ни одна из имеющихся первичных  профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.  

 

 

 

Статья 33. Представители  работодателей 

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного  договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей  для представительства интересов  и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.  

 

Статья 34. Иные представители работодателей  

Представителями работодателей - федеральных  государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка "трудовое право"