Система принципов трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается во всестороннем изучении системы принципов трудового права, их процессуальное значения и роли в правоприменительной практике.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
во-первых, определить понятие принципов трудового права; во-вторых, рассмотреть систему принципов трудового права; в-третьих, проанализировать основные принципы трудового права; в-четвертых, выделить виды принципов. Объектом настоящего исследования является общественные отношения, связанные с использованием принципов трудового права. Предмет представленного исследования - понятие и значение принципов трудового права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика принципов трудового права…………………..6
1.1 Понятие правовых принципов и их значение…………………………...6
1.2 Понятие системы принципов трудового права…………………………8
Глава 2. Характеристика принципов по иерархии ……………………………16
2.1 Общая характеристика принципов права в целом…………………….13
2.2 Общая характеристика межотраслевых принципов трудового права..16
2.3 Общая характеристика отраслевых (основных) принципов трудового права………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………42

Файлы: 1 файл

курсовая пишиться.docx

— 92.70 Кб (Скачать файл)

По вопросам организации и деятельности субъектов  предпринимательства было принято большое число нормативных актов. Но, несмотря на это, в правовой науке еще не сложилось своего концептуального подхода по этому вопросу.

Межотраслевой принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности. Проблема права собственности, и, прежде всего, права частной собственности, обострилась сразу, как только наша страна стала ориентироваться на построение правового демократического государства с рыночной экономикой.

Сущность  права собственности большинство  ученых (Е.В. Магницкая Е.Н. Евстигнеев) видят в отношении собственника вещи как к своей26. Собственность является общественным отношением, т. к. без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не бьшо бы отношения собственника как к своей. Собственность - это имущественное отношение, поскольку ей присущ материальный субстрат.

В России, в отличие от западных стран, идея приоритета частной собственности не принята. И на теоретическом уровне, и на уровне конституционного законодательства признается равенство всех форм собственности, в том числе и частной (ст. 8 Конституции). При подготовке действующей Конституции РФ наблюдались интенсивные дискуссии по проблемам собственности, и, несмотря на попытки ученых-юристов включить в текст Конституции положение о «священной и неприкосновенной» частной собственности, возобладала более взвешенная позиция о разнообразии и равенстве всех форм собственности. Это соответствует и тем формам собственности, которые существуют в развитых странах - в них сложилась экономика трех третей, в основе которой лежит собственность государства, коллективов и типичная частная собственность27.

С данным мнением стоит не согласиться  потому что, было бы неправильным устанавливать «монополию» какой-либо формы собственности, будь она государственной или же частной. И в первом, и во втором случае явный приоритет какой-либо собственности над другими ведет к расшатыванию экономической системы, и, конечном счете, ее краху. Каждая форма собственности имеет право на существование. Однако, учитывая, что именно частная собственность у нас длительное время была под запретом, в исследовании рассматриваются, прежде всего, отдельные проблемы правового регулирования отношений частной собственности. Право частной собственности нельзя характеризовать как абсолютное и всеобъемлющее. Формулируются условия ограничения права частной собственности, в то же время обращается внимание на важность усиления гарантий частной собственности.

Также стоит  негативно относится к закреплению в отраслевом законодательстве, в противовес статье 35 Конституции РФ, внесудебных форм изъятия имущества у собственника. Так, согласно пункта 2 статьи 243 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, конфискация имущества может быть произведена в административном порядке. Такое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Конфискация имущества предусмотрена в статьях 3.2, 3.7, 14.4 КоАП РФ28, в статьях 242, 266, 380, 397 Таможенного кодекса РФ29. Конфискуется имущество и в иных случаях. Делается вывод, что, исключения, допускающие возможность внесудебного порядка изъятия имущества, должны быть изложены либо в самой Конституции, либо в отдельном федеральном конституционном законе.

Стоит уделять внимание на межотраслевые принципы публичного права. Их можно выделить на основе анализа отраслей публичного права (конституционного, земельного, финансового, административного, уголовного права, процессуальных отраслей). К межотраслевым принципам публичного права относятся почти все межотраслевые процессуальные принципы: принцип осуществления правосудия только судом, принцип назначаемости судей, принцип независимости судей, принцип сочетания - единоличия и коллегиальности при рассмотрении дел, принцип государственного языка судопроизводства, принцип сочетания устной и письменной формы судопроизводства, принцип непосредственности в судебном разбирательстве, принцип гласности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия, принцип публичности, а также ряд материальных принципов, таких как принцип презумпции невиновности, принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения и некоторые другие.

Принцип презумпции невиновности широко закреплен в законодательстве (ст. 14 УПК РФ, ст. 1.5. КоАП РФ, п. 7 ст. 3, п. 6 ст. 108 НК РФ)30.

При межотраслевом  характере исследуемого принципа проявление презумпции невиновности в разных отраслях права может быть неоднородным. Презумпция невиновности по-разному воплощается в сфере административного, уголовного и налогового законодательства. На наш взгляд эта разница имеет определенные пределы, сохраняющие общую суть и основное содержание принципа в каждой из вышеуказанных отраслей.

Значение  межотраслевого принципа презумпции невиновности столь велико, что она оказывает  существенное влияние на действующее  право в целом, характеризуя его  демократический характер. Признание  обвиняемого виновным в совершении преступления при условии доказанности его вины в установленном законом  порядке характеризует демократическую  основу уголовного процесса, ориентирует  суд, иные правоохранительные органы на поиск истины по делу и надежно  охраняет человека от фактов необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Новый УПК  РФ более широко закрепляет презумпцию невиновности, распространив ее не только на обвиняемого (подсудимого), но и на подозреваемого. Учитывая, что Конституция РФ - база для всего права, ее нормы должны формулироваться на соответствующем уровне обобщенности, ограничиваться сферой уголовного права и процесса неправильно. Поэтому предлагается в пункте 1 статьи 49 Конституции РФ слова «каждый обвиняемый» заменить словами «каждый гражданин, человек».

Следующий межотраслевой принцип - принцип  осуществления правосудия только судом. Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять только суд (ст. 118). В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по Гражданским делам положение статьи 118 Конституции РФ конкретизируется в соответствующих нормах ГПК31 и АПК РФ32. Статья 8 УПК РФ, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями, устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. Новеллой нового УПК РФ является дополнение статьи 8 частью 3, в которой содержится положение, что подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК РФ. Смысл данного положения в том, что теперь подсудимый имеет право выбрать - каким судом будет рассматриваться его дело: в обычном порядке или в суде присяжных. В работе поддерживается создание системы административных судов и высказывается необходимость приятия административно-процессуального кодекса.

Далее рассмотрим межотраслевые принципы назначаемости и независимости судей. Принцип назначаемости судей наполнен новым содержанием - это касается требований к назначению и прекращению полномочий судей, к уровню их квалификации, привлечению к уголовной и дисциплинарной ответственности. Четко установлен предельный возраст пребывания судей в должности, чего ранее не было. Статья 11 Закона «О статусе судей»33 установила предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного суда РФ, - 65 лет.

Независимость судей — важнейший межотраслевой  принцип права. Не случайно, поэтому он получил отражение в законах, в частности ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»34, ст. 5,13 Закона о Конституционном Суде РФ35), в процессуальных кодексах (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ); Законе о статусе судей. Особо отмечается статья 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». Корректируя, в связи с принятием Конституции РФ, закон о статусе судей законодатель подчеркнул в пункте 4 статьи 1 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».

Значение  межотраслевого принципа независимости  судей и суда состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции РФ и федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченна, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Существенная  особенность действия принципа независимости  судей присутствует в конституционном  судопроизводстве. В конституционном  судопроизводстве судьи связаны только Конституцией РФ и своим собственным законом - Федеральным конституционным законом «О конституционном Суде РФ». Проверяя другие акты, другие законы, они не могут быть ими связаны.

Межотраслевой принцип сочетания единоличия и коллегиальности при рассмотрении дел. Состав суда при рассмотрении дел в судах определяется в соответствии статье 17 АПК РФ, статье 7, 14 ГПК РФ, статье 30 УПК РФ и законодательством о судоустройстве. Дела в судах как гражданские, арбитражные и уголовные рассматриваются коллегиально и единолично. Несмотря на общность принципа, его межотраслевой характер, в каждой отрасли права он проявляется по-своему.

Данный  принцип в различных отраслях права, показывает свою специфику в каждой из них.

Принцип гласности, ярко проявляющийся в конституционном, финансовом, административном праве, а также во всех видах процессов (ст. 241 УПК РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 31 ФКЗ «О конституционном суде РФ», в ст. 24.3 КоАП РФ). Существует проблема оптимизации соотношения гласности и тайны в процессах. Хотелось бы отметить, что Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», необходимо дополнить в части, касающейся особенности регулирования деятельности физических и юридических лиц в Интернете.

Еще один рассмотренный межотраслевой принцип - состязательность. Состязательность претерпела существенные коррективы в  процессе судебной реформы. Закреплена состязательность в уголовном процессе (ст. 15 УПК РФ), новеллы в осуществлении  состязательности закреплены в арбитражном  и гражданском процессе.

Межотраслевой принцип публичности. В  основном действие принципа публичности распространяется в уголовном и административном процессах.

Исходная  правовая Основа исследуемого принципа содержится в действующей Конституции РФ (ст. ст. 2, 15, 17, 18, 46). Принцип публичности процесса - межотраслевой, т. к. сферой его действия является, прежде всего, уголовный и административный процесс. Он нашел свое отражение, например, в ст. ст. 25. 14, 29. 13 КоАП РФ; в ст. 21 УПК РФ, содержащей ряд важнейших новелл, и других статьях. По нашему мнению, в основе принципа публичности лежит объективная необходимость борьбы с правонарушениями, а также борьбы с преступностью как видом антисоциального поведения. Необходимость борьбы со всеми правонарушениями обуславливает действие принципа публичности в административном процессе.

Межотраслевой принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения. В связи с развитием рыночных отношений появилась потребность гарантировать со стороны государства эффективную социальную защиту граждан. В результате анализа законодательных основ исследуемого межотраслевого принципа, можно прийти к выводу о недостаточной эффективности социальной защиты в стране. Государство обязано проводить такую политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Свое материальное благополучие человек должен создавать сам, а социальную защиту должны от государства получать лишь те категории граждан, которые обычно в любом обществе признаются социально уязвимыми. Возможно, считается правильным своевременное принятие Федерального закона «О правах граждан на адресную социальную помощь». Данный закон направлен на усиление правовых гарантий социальной защиты граждан. Закон должен устанавливать понятие социальной защиты и обозначить се систему; определить права граждан в области социальной защиты; категории граждан, нуждающихся в социальной защите с выделением приоритетных групп; установить заявительный принцип обращения за адресной социальной помощью; определить источники финансирования и ответственность за неисполнение закона.

Подводя итоги, можно отметить, что Межотраслевой принцип права определяется как общая для двух и более отраслей основная идея, отражающая закономерности и связи развития общественных отношений, нормативно закрепленная в позитивном праве, направляющая правовое регулирование и определяющая сущность и социальное назначение права. Раскрыта взаимосвязь межотраслевых принципов права с общими и отраслевыми принципами как элементами системы принципов права. Показана разница между межотраслевыми принципами права и другими правовыми явлениями, которые в правовой литературе иногда ошибочно относят к принципам права: правовыми институтами, правами и свободами личности, экономическими и социальными законами, функциями права и т.д.

 

2.3 Характеристика отраслевых (основных) принципов трудового права

 

Третью  иерархию по системе А.С. Андреева составляют отраслевые принципы, или их еще  называю и основные, так как  они законодательно закреплены в самом трудовом законодательстве.

Исходя  из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ в статье 2 ТК РФ впервые законодательно сформулированы основные принципы трудового права, определенная часть которых выражает основные права и обязанности работника.

Но принципы трудового права адресованы не только работнику, но и работодателю и другим субъектам трудового права. В  этом, как и в законодательном закреплении основных принципов трудового права, ТК РФ значительно отличается от ранее действовавшего КЗоТ36.

При исследовании основных принципов трудового права  позиции ученых значительно расходились в их оценке. Это объясняется тем, что в КЗоТ принципы трудового права, как основные начала, не были ни выделены текстуально, ни сформулированы на законодательном уровне. Они рассматривались как «основные права и обязанности работника», которые получили закрепление в статье 2 КЗоТ. Большинство ученых считали это вполне обоснованным для такой отрасли, как трудовое право, где работник является наименее защищенным субъектом по сравнению с работодателем. Другие ученые считали, что это упрощенный подход, связанный с содержанием статьи 2 КЗоТ, определявшей основные права и обязанности только одного субъекта – работника и стоит расширять обязанности и на работодателя.

Здесь стоит  согласиться со второй точкой зрения, так как принципы не должны сводиться лишь к правам и обязанностям одного работника. Их проявление гораздо шире, поскольку они своим регулирующим воздействием охватывают всех субъектов трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы.

Информация о работе Система принципов трудового права