Система управления охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Файлы: 1 файл

Система управления охраной труд ДОПОЛНЕНИЕ.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

Система управления охраной труд

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) — часть общей  системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками  в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью  организации. Система включает: организационную  структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа  результативности политики и мероприятий  по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации").

 

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. "Об обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных  производственных объектов" и др., а также ТК РФ, постановления Правительства  РФ по вопросам охраны труда, нормативные  правовые акты и нормативно-технические  документы федеральных органов  исполнительной власти и субъектов  РФ в соответствии с их компетенцией.

 

Традиционный  подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные  документы, разрабатываемые в организации  по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих  требований:

 

постоянно оценивать  состояние ОТ в своих подразделениях;

 

формулировать цели и политику в области ОТ;

 

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

 

осуществлять  предусмотренные действующим законодательством  РФ контрольные функции;

 

оценивать работу руководителей и специалистов организации  и ее подразделений по улучшению  условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

 

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации  установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

 

уточнение целей  и политики организации в области  ОТ;

 

разработка  и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и  политики организации в области  ОТ;

 

подготовка  и аттестация персонала организации  по ОТ;

 

оценка, учет и контроль основных рисков;

 

анализ причин аварий, аварийпроизводственных травм и профессиональных заболеваний;

 

координация работ, направленных на предупреждение аварий;

 

расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных  ими потерь.

 

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.

 

Информационное  обеспечение СУОТ осуществляется в  соответствии с действующими в организации  нормативными документами. Происходит: взаимодействие и обмен информацией  с информационными фондами органов  государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному  травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного  фонда документов; координация работ  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

СУОТ организации  получает сведения о тяжелых и  смертельных случаях, авариях, крупных  пожарах — незамедлительно (предварительная  информация направляется электронной  почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом — по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам — ежеквартально.

 

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении  задач СУОТ:

 

готовит предложения  по улучшению работы СУОТ;

 

осуществляет  контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных  правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;

 

организует  и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;

 

оказывает необходимую  консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;

 

информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах  по их предупреждению.

 

Профком также  участвует:

 

в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;

 

в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы ОТ;

 

в расследовании  несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

 

в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь  построенных или реконструированных зданий и сооружений.

 

Деятельность  уполномоченных по ОТ осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 35).

 

Планирование  мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и сооружений; санитарно-гигиенические УТ; предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

 

Целью прогнозирования  является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания  ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

 

Целью перспективных  планов является коренное улучшение  условий и охраны труда на основе 3—5-летних программ и с учетом результатов  финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия  по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

 

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий  по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы — на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

 

повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда  инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

 

аттестация  рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных  или вновь организуемых объектов;

 

нормализация  санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих  мест и сертификации работ по охране труда;

 

лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;

 

механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;

 

комплексные и целевые проверки состояния  ОТ в подразделениях организации.

 

В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и  ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11).

 

В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических  документах) материальными и финансовыми  ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подразделениях организации и включает следующие  вопросы: состояние ОТ, режим труда  и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный  вред здоровью, а также условия  контроля за состоянием ОТ. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ — соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.

 

Руководитель  каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных планами  или соглашением по ОТ. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план, и утверждается ими.

 

Новые принципы управления охраной труда. В современных  условиях возможен переход на новые  принципы управления ОТ в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций (в т. ч. Академии труда и социальных отношений), позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.

 

В конце 90-х  гг. прошлого столетия в западных странах  стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появилась  тенденция при оценке обеспечения  безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а  на таких факторах, как организационная  культура, изменение поведения, повышение  ответственности, приверженность организации  определенным целям.

 

Научные разработки Академии труда и социальных отношений  направлены на создание принципиально  новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере ОТ, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы.

 

Исследования  показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10—30 тяжелых травм, около 100—300 легких травм (с потерей  трудоспособности на 1 день и более), 1—3 тыс. микротравм и 10—30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически  каждый из 10—30 тыс. опасных факторов при определенных условиях может  привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифицировать. На 1-м этапе можно  использовать результаты аттестации рабочих  мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.

 

Результаты  оценки рисков используются для определения  целей и задач в области  ОТ организации, для составления  программ мероприятий по улучшению  УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.

 

Изменилась  также оценка работы руководителей  высшего и среднего уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке  метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении  ОТ.

 

Высшее руководство  организации отвечает за политику в  области ОТ, проявляет лидерство в решении проблем ОТ и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области ОТ и, т. о., формирует культуру ОТ в своей организации.

 

С документами (за подписью руководителей высшего  уровня) должны быть ознакомлены все  работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются  с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

 

Роль руководителей  среднего уровня — обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми  работниками структурного подразделения  задач в области ОТ, а также  требований ОТ, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах ОТ.

Информация о работе Система управления охраной труда