Система управления охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Файлы: 1 файл

Система управления охраной труд ДОПОЛНЕНИЕ.docx

— 32.98 Кб (Скачать файл)

 

Оценивая  роль рабочих, мастеров, начальников  участков (и т. п.) в СУОТ, следует  предусматривать различные формы  поощрения и исключать меры наказания  за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех лиц, которые не имеют к  ним прямого отношения. Это позволяет  создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

 

Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению ОТ в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.

 

Разработка  системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный  анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:

 

изучают итоги  идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;

 

изучают документально  оформленные отчеты о состоянии  травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в  будущем;

 

выявляют  наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении  аварий и несчастных случаев;

 

выясняют, каково положение с расследованием и  учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;

 

определяют  структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы ОТ и др. подразделений —  пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;

 

анализируют данные результатов аттестации рабочих  мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;

 

изучают действующие  в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;

 

выясняют, насколько  эффективны информационное обеспечение  ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

 

проводят  опрос (интервьюирование) персонала  и руководителей разных уровней  управления.

 

План опроса:

 

1. Изучение  существующей практики управления  ОТ и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов.

 

2. Изучение  всех производственных операций  и определение проблем в области  ОТ.

 

3. Определение  требований, предъявляемых к СУОТ  заинтересованными лицами (пользователями).

 

4. Выявление  барьеров на пути формирования  культуры труда.

 

Работникам  организации задают вопросы с  учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2—3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают  при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной  форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.

 

Новый подход к формированию СУОТ в организации  основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда — для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

 

Исходя из этих принципов была выстроена "звезда безопасности". Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.

 

ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации" позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000—2000 "Управление качеством" и серии ISO 14000—1996 "Управление окружающей средой" (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

 

Документация. Следует определить, каким образом  документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать  следующую документацию.

 

Руководство по СУОТ — своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между  управлениями (отделами), должностными лицами организации.

 

Стандарты —  более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для  организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для  организации (напр., безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и  т. п.).

 

Инструкции  по ОТ — содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

 

Отчеты (о  деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

 

В качестве дополнительного  уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические  карты, наряды-допуски и т. п.

 

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных  рисках. Оценка по показателям аварийности  и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно  учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей  по достигнутым результатам в  области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

 

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим  нормативам; динамика в оценке классов  УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей  и специалистов, состояние нормативно-технической  и др. документации; своевременность  и качество обучения персонала; число  обходов, проверок, совещаний и т. п.; организация рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.

 

К пассивным  факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом  ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных  с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

 

В каждом подразделении  не реже 1 раза в год должна проводиться  комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

 

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных  работников, специалистов и руководителей  должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области  охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

 

К формам индивидуального  материального стимулирования относятся:

 

дифференцированное  премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

 

премирование  работников за длительную безаварийную работу;

 

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение  ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

 

выплаты за предложения  и разработки по совершенствованию  структуры ОТ, нормативно-технической  документации;

 

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой  охраны труда, переводом иностранной  литературы;

 

введение  коэффициентов к заработной плате  за повышение квалификации, улучшение  знаний по ОТ.

 

Неудовлетворительная  оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

 

несчастные  случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

 

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного  объема выполняемых работ;

 

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

 

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической  безопасности.

 

 

 

ОХРАНА ТРУДА

По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная  ситуация с состоянием условий и  охраны труда. В последние годы сохраняется  недопустимо высокий уровень  производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214,6 тыс. человек, 5,4 тыс. человек  погибли.

 

Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями  труда в общей численности  работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995 год возрос с 18 процентов  до 42,3 процента.

 

Неблагоприятные условия труда  крайне разрушительно действуют  на воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения  в Российской Федерации увеличилась  в 1995 году по сравнению с 1990 годом  примерно на 40 процентов, то смертность трудоспособного населения - более  чем на 60 процентов.

 

В 1996 году рост количества впервые  выявленных больных профессиональными  заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12 процентов.

 

Причинами роста производственного  травматизма и профессиональных заболеваний являются:

 

износ основных фондов и низкий технический  уровень используемых технологий;

 

ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ средств и систем коллективной защиты;

 

отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;

 

массовые нарушения технологической  и производственной дисциплины;

 

низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

 

снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;

 

несоблюдение режимов труда  и отдыха, резкое сокращение медицинских  осмотров.

 

Убытки, вызванные производственным травматизмом в Российской Федерации, составили в 1996 году свыше 4 трлн. рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим заработка или его  части - около 3 трлн. рублей. Помимо этого  значительные затраты обусловлены  амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.

 

Сложившаяся ситуация во многом связана  с тем, что до настоящего времени  не создана государственная система  управления охраной труда, соответствующая  новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические  механизмы, побуждающие работодателей  соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система  обучения работников безопасным приемам  работы.

 

За последние 5 лет в Российской Федерации приняты основополагающие документы в области охраны труда, из которых важнейшими являются Основы законодательства Российской Федерации  об охране труда и постановление  Правительства Российской Федерации  от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах  по улучшению условий и охраны труда", которым утверждена Федеральная  программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда  на 1995 - 1997 годы. Их реализация позволила активизировать деятельность органов исполнительной власти, организаций и предприятий всех форм собственности по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда на рабочих местах, разработке отраслевых и региональных программ, дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы в области охраны труда.

 

В большинстве субъектов Российской Федерации начата работа по созданию региональных систем управления охраной  труда. Во многих субъектах Российской Федерации организуется обучение специалистов и руководящего состава предприятий  и организаций по вопросам охраны труда, создаются специальные подразделения, усилен контроль за условиями труда со стороны органов государственной экспертизы условий труда. В 30 регионах органы государственной экспертизы условий труда приступили к эксперименту по осуществлению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Информация о работе Система управления охраной труда