Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:02, реферат
Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.
Оценивая
роль рабочих, мастеров, начальников
участков (и т. п.) в СУОТ, следует
предусматривать различные
Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению ОТ в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.
Разработка системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:
изучают итоги
идентификации опасных
изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;
выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;
выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
определяют
структуру (а также численность,
должностные обязанности
анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;
изучают действующие
в организации системы
выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;
проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.
План опроса:
1. Изучение
существующей практики
2. Изучение
всех производственных
3. Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересованными лицами (пользователями).
4. Выявление барьеров на пути формирования культуры труда.
Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2—3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.
Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда — для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).
Исходя из этих принципов была выстроена "звезда безопасности". Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.
ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации" позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000—2000 "Управление качеством" и серии ISO 14000—1996 "Управление окружающей средой" (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.
Документация. Следует определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию.
Руководство по СУОТ — своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.
Стандарты — более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (напр., безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.).
Инструкции по ОТ — содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.
Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.
Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).
К активным факторам
относятся: обеспечение выполнения
нормативных требований ОТ; соответствие
УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим
нормативам; динамика в оценке классов
УТ, качество выполнения задач, планов
по ОТ; проверка знаний руководителей
и специалистов, состояние нормативно-
К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.
К формам индивидуального материального стимулирования относятся:
дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
премирование работников за длительную безаварийную работу;
выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.
Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:
несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;
аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;
пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
др. чрезвычайные
ситуации вследствие нарушения требований
технологической и
ОХРАНА ТРУДА
По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214,6 тыс. человек, 5,4 тыс. человек погибли.
Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда в общей численности работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995 год возрос с 18 процентов до 42,3 процента.
Неблагоприятные условия труда крайне разрушительно действуют на воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения в Российской Федерации увеличилась в 1995 году по сравнению с 1990 годом примерно на 40 процентов, то смертность трудоспособного населения - более чем на 60 процентов.
В 1996 году рост количества впервые выявленных больных профессиональными заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12 процентов.
Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:
износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий;
ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ средств и систем коллективной защиты;
отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;
массовые нарушения
низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;
снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;
несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров.
Убытки, вызванные производственным
травматизмом в Российской Федерации,
составили в 1996 году свыше 4 трлн. рублей,
в том числе расходы по возмещению
пострадавшим заработка или его
части - около 3 трлн. рублей. Помимо этого
значительные затраты обусловлены
амбулаторным (клиническим) лечением,
проведением расследований
Сложившаяся ситуация во многом связана
с тем, что до настоящего времени
не создана государственная
За последние 5 лет в Российской
Федерации приняты
В большинстве субъектов