Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений.
Введение 3-4
Глава 1. Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда
1.1 Понятие социального партнерства 5-7
1.2 Принципы социального партнерства 8-10
1.3 Стороны и уровни социального партнерства 11-13
1.4 Формы социального партнерства в сфере труда 14-16
Глава 2. Рабочее время и время отдыха
2.1 Рабочее время 17-20
2.2 Режим рабочего времени 21-22
2.3 Время отдыха 23-30
Заключение 31
Список литературы 32
Содержание
Стр.
Введение
Глава 1. Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда
1.1 Понятие социального
1.2 Принципы социального партнерства
1.3 Стороны и уровни социального
партнерства
1.4 Формы социального партнерства
в сфере труда
Глава 2. Рабочее время и время отдыха
2.1 Рабочее время
2.2 Режим рабочего времени
2.3 Время отдыха
Заключение
Список литературы
Введение
Серьезный экономический кризис в нашей стране привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его негативные последствия особенно глубоко и широко затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных, банкротством и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера. Получила распространение незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Широко допускались и такие грубые факты со стороны работодателей, как запрещение работникам создавать в своих трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Оценивая названные факты, нельзя не отметить, что они являются грубым нарушением конституционных трудовых прав и интересов граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений.
Учитывая изложенное, следует сказать, что это и определяет актуальность темы.
Цель работы : раскрыть общие положения социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации; рассмотреть основные положения рабочего времени и время отдыха.
Исходя из этой цели в работе были поставлены следующие задачи: 1) дать понятие социального партнерства, 2) охарактеризовать основные принципы, стороны, уровни и формы социального партнерства, 3) рассмотреть общие положения рабочего времени 4) охарактеризовать время отдыха.
Предметом работы являются социальное партнерство в сфере труда, рабочее время и время отдыха.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства, в установлении рабочего времени и времени отдыха.
Глава 1. Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда
1.1 Понятие социального партнерства
Статья 23 ТК РФ дает следующее
определение социального
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Взаимодействие может проявляться, как основная форма социального партнерства, в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ). Наряду с этим стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своих действий.
Социальное партнерство
включает как двусторонние отношения
между представителями
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников. Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.
Закон различает участников
и стороны социального
Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, согласовывают свои интересы.
Участниками социального партнерства являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовки проектов и заключении соглашений различного уровня. Однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ. *
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ .
Государство занимает особое место в системе социального партнерства:
1) именно государство
принимает законы и иные
2) государство может
выступать в качестве
3) государство выступает
в качестве социального
При определении положения
сторон социального партнерства
государство устанавливает
______________________________
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), (ред. от 30.06.2006, с изм. от 11.07.2006)
1.2 Принципы социального партнерства
В статье 24 ТК РФ приводятся следующие основные принципы социального партнерства:
1) равноправие сторон. Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, создании комиссий по регулированию социально – трудовых отношений. Каждая из сторон может выступать инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений;
2) уважение и учет
интересов сторон. Социальное партнерство
основывается на заинтересованн
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4) содействие государства
в укреплении и развитии
5) соблюдение сторонами
и их представителями законов
и иных нормативных правовых
актов. Это требование
6) полномочность представителей сторон. Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (ст. ст. 30, 31, 33, 34 ТК РФ).
В том случае, когда полномочия представлены документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК РФ), однако в соответствии со ст. 20 ТК РФ такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, с которым он уполномочен проводить коллективные переговоры или участвовать в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный орган на представительство своих интересов в ходе коллективных переговоров. *
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность принятия
сторонами на себя