Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда
1.1 Понятие социального партнерства 5-7
1.2 Принципы социального партнерства 8-10
1.3 Стороны и уровни социального партнерства 11-13
1.4 Формы социального партнерства в сфере труда 14-16
Глава 2. Рабочее время и время отдыха
2.1 Рабочее время 17-20
2.2 Режим рабочего времени 21-22
2.3 Время отдыха 23-30
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

трудовое право.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Стр.

 

Введение                                                                                                              3-4

Глава 1.  Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда

1.1  Понятие социального партнерства                                                           5-7

1.2   Принципы социального партнерства                                                      8-10

1.3  Стороны и уровни социального  партнерства                                         11-13

1.4  Формы социального партнерства в сфере труда                                    14-16

Глава 2. Рабочее время и время  отдыха

2.1 Рабочее время                                                                                             17-20

2.2 Режим рабочего времени                                                                           21-22

2.3 Время отдыха                                                                                              23-30

Заключение                                                                                                          31

Список литературы                                                                                             32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Серьезный экономический  кризис в нашей стране привел, как и во всех других странах мира, к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его негативные последствия особенно глубоко и широко затронули лиц, занятых в сфере социально-трудовых отношений, поскольку сопровождались сложностями в обеспечении занятости и трудоустройства граждан, увеличением числа безработных, банкротством и ликвидацией предприятий, многочисленными фактами длительной задержки выплаты заработной платы, снижением ее размера. Получила распространение незаконная практика введения в организациях неполной рабочей недели (двух- и трехдневной) с неоплачиваемыми дополнительными выходными днями. Широко допускались и такие грубые факты со стороны работодателей, как запрещение работникам создавать в своих трудовых коллективах первичные профсоюзные организации, вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Оценивая названные факты, нельзя не отметить, что они являются грубым нарушением конституционных трудовых прав и интересов граждан в сфере труда, основу которых составляют международно-правовые нормы МОТ.

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально  учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров  по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений.

Учитывая изложенное, следует сказать, что это и  определяет актуальность темы.

Цель работы : раскрыть общие положения социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации; рассмотреть основные положения рабочего времени и время отдыха.

Исходя из этой цели в  работе были поставлены следующие задачи: 1) дать понятие социального партнерства, 2) охарактеризовать основные принципы, стороны, уровни и  формы социального партнерства, 3) рассмотреть общие положения рабочего времени 4) охарактеризовать время отдыха.

Предметом работы являются социальное партнерство в сфере труда, рабочее время и время отдыха.

Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации социального партнерства, в установлении рабочего времени и времени отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда

1.1 Понятие социального  партнерства

Статья 23 ТК РФ дает следующее  определение социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда  они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может  проявляться, как основная форма  социального партнерства, в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ). Наряду с этим стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своих действий.

Социальное партнерство  включает как двусторонние отношения  между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. ( ст. 35 ТК РФ).

Целью социального партнерства  является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников. Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.

Закон различает участников и стороны социального партнерства.

Сторонами этой системы  взаимодействия являются работники  и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, согласовывают свои интересы.

Участниками социального  партнерства являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовки проектов и заключении соглашений различного уровня. Однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ. *

Для обеспечения регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно  действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Члены комиссии - представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ .

Государство занимает особое место в системе социального  партнерства:

1) именно государство  принимает законы и иные нормативные  правовые акты, определяющие правила  и процедуры форм социального  партнерства. Государство определяет  правовое положение социальных  партнеров - объединений работодателей  и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.;

2) государство может  выступать в качестве посредника  при разрешении конфликтов между  социальными партнерами;

3) государство выступает  в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения  сторон социального партнерства  государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, то есть на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений.

____________________________________________________________

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), (ред. от 30.06.2006, с изм. от 11.07.2006)

 

 

1.2  Принципы социального партнерства

 

В статье 24 ТК РФ приводятся следующие основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон. Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, создании комиссий по регулированию социально – трудовых отношений. Каждая из сторон может выступать инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений;

2) уважение и учет  интересов сторон. Социальное партнерство  основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей;

3) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

4) содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической основе. Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров. Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, в установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения;

5) соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых  актов. Это требование относится  не только к нормам, устанавливающим  процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно- договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК РФ). Коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством о труде (ст. 9 ТК РФ);

6) полномочность представителей  сторон. Полномочность представителей  сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (ст. ст. 30, 31, 33, 34 ТК РФ).

В том случае, когда  полномочия представлены документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу  представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК РФ), однако в соответствии со ст. 20 ТК РФ такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, с которым он уполномочен проводить коллективные переговоры или участвовать в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный орган на представительство своих интересов в ходе коллективных переговоров. *

7) свобода выбора при  обсуждении вопросов, входящих в  сферу труда; 

8) добровольность принятия  сторонами на себя обязательств. Взаимодействие в системе социального  партнерства осуществляется добровольно.  Закон не возлагает на работников  и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно;

Информация о работе Социальное партнерство