Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие, принципы, стороны и формы социального партнерства в сфере труда
1.1 Понятие социального партнерства 5-7
1.2 Принципы социального партнерства 8-10
1.3 Стороны и уровни социального партнерства 11-13
1.4 Формы социального партнерства в сфере труда 14-16
Глава 2. Рабочее время и время отдыха
2.1 Рабочее время 17-20
2.2 Режим рабочего времени 21-22
2.3 Время отдыха 23-30
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

трудовое право.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.  Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово - экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств;

10) обязательность выполнения  коллективных договоров, соглашений. Обязательность обеспечивается  как возможностью вступления  в коллективный спор и объявления  забастовки, так и установлением  ответственности за нарушение  или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК РФ);

11) контроль выполнения  принятых коллективных договоров,  соглашений. Указанный контроль  является одним из способов  обеспечения выполнения условий  договорных актов;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Изложенные принципы устанавливают правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и  работодателей. *

______________________________________________________________

1.Коршунова Т.Ю. О представителях работников и работодателей в социальном партнерстве // Трудовое право. 2006. №11. С. 26

2. Васильев В.А. Представительство  в трудовых отношениях // Трудовое  право. 2006. №3.

 

1.3 Стороны и уровни  социального партнерства

 

Статья 25 ТК РФ предусматривает, что стороны социального партнерства - работники и работодатели - участвуют в системе социального партнерства как непосредственно, так и через своих представителей, которые действуют от имени и в интересах сторон.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве стороны социального партнерства только в тех случаях, когда они прямо уполномочены на представительство или когда это специально предусмотрено федеральным законом.

Статья 26 ТК РФ выделяет уровни социального партнерства. Они могут быть сгруппированы по территориальному признаку. Это означает, что социально-партнерские отношения складываются в целом на какой-либо территории (муниципального образования, региона, субъекта Российской Федерации и др.).

Однородность социально-трудовых проблем, возникающих в отраслях, позволяет выделить не только отраслевой уровень социального партнерства, но и межрегиональный, которым устанавливаются основы регулирования труда в двух и более субъектах Федерации.

Федеральный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

В частности, Генеральное  соглашение предусматривает, что его  сторонам необходимо обеспечить в предстоящий  период дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение его эффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем развития России.

В этих целях стороны  обязуются проводить трехсторонние  консультации по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики.

На этом же уровне действует  и Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Региональный  уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. Соответственно, на этом уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта Федерации.

Отраслевой  уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На этом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое содержит нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Отраслевой уровень  социального партнерства может  охватывать как всю Российскую Федерацию в целом, так и отдельные ее регионы или территории.

В том случае, когда  два и более субъекта Российской Федерации имеют сходные проблемы, когда работники трудятся в одном  регионе, а проживают в другом и пр., социально-партнерские акты могут приниматься двумя и более субъектами Российской Федерации. В качестве примера таких актов могут быть приведены соглашения между Москвой и Московской областью о медицинском страховании жителей Московской области, работающих в организациях Москвы.

Территориальный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. Заключаемое территориальное соглашение регулирует условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Локальный уровень - уровень организации, устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем одной организации.

На этом уровне заключаются коллективные договоры, проводятся консультации между работниками и работодателями, происходит обмен информацией, работники могут осуществить право на участие в управлении организацией, что способствует достижению социального мира и процессов согласования интересов работников и работодателей.

В отличие от иных уровней  социального партнерства взаимоотношения  между работниками и работодателями на локальном уровне являются двусторонними. Третья сторона - государство - в эти  отношения не вовлекается.*

Со стороны работников в социально-партнерских отношениях участвуют не только профессиональные союзы, но и иные избираемые работниками представительные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________________________________________________

Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество: ТК РФ и основные принципы социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №11. С. 17

 

1.4 Формы социального партнерства

 

Статья 27 ТК РФ закрепляет часто используемые формы социального  партнерства - коллективные переговоры, подготовку проектов коллективных договоров и их заключение, проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам регулирования трудовых отношений, участие работников в управлении организацией. Эти формы социального партнерства традиционны и тесно связаны между собой.

Социальное партнерство  осуществляется в следующих формах:

1) коллективных переговоров  по подготовке проектов коллективных  договоров, соглашений и их  заключению. Коллективные переговоры  и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование. Именно путем коллективно-договорного регулирования конкретизируются, уточняются централизованно установленные нормы, что позволяет максимально учесть интересы работников организаций, а в конечном итоге добиться наибольшей эффективности трудового законодательства.

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК РФ).

Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК РФ). Эти консультации позволяют сторонам социального партнерства согласовать свои позиции и прийти к взаимно устраивающим всех решениям, не прибегая к таким крайним мерам, как забастовка, приостановка работы, массовые увольнения.

Проводя консультации с  работниками и их представителями, работодатель признает в работниках равноправного партнера, имеющего право высказать свое мнение по вопросам, непосредственно затрагивающим его интересы, а также связанным с эффективностью производства.

3) участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 53 ТК РФ). Ее закрепление в Трудовом кодексе РФ предоставляет работникам возможность вести диалог с работодателем по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы в ежедневной производственной деятельности, влиять на принимаемые работодателем решения.

Общепризнано, что управление производственной системой эффективно лишь в том случае, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в управлении организацией и выработке управленческих решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности труда, уменьшению противостояния между руководством организации и ее персоналом.

4) участия представителей  работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых  споров. Сотрудничество работников  и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК РФ). При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др. (ст. ст. 401-404 ТК РФ). *


 

Трудовое право России: Учебник (2-е издание) / под ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. - 254с.

Изложенные формы социального  партнерства относятся к основным формам, но не содержат исчерпывающий перечень. Помимо них в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются и другие формы, например, создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов и др.

Особенности применения норм социального партнерства  в сфере труда

В статье 28 ТК РФ излагаются особенности применения норм Трудового  кодекса в части социального  партнерства в сфере труда к служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, которые устанавливаются федеральными законами.

Для государственных  служащих, а также других категорий  работников, названных в ст. 28 ТК, действующим законодательством  никаких особенностей в осуществлении  социального партнерства не установлено. Международная организация труда (МОТ) в Конвенции № 151 «О трудовых отношениях на государственной службе» (1978 г) подчеркнула, что государственные служащие обладают правом на объединение в профсоюзы, они могут вести коллективные переговоры об условиях труда с соответствующими органами государственной власти.

 

 

 

 

 

Глава 2. Рабочее время  и время отдыха

 

2.1 Рабочее время

 

Основные нормы рабочего времени и времени отдыха регламентируются Трудовым кодексом  Российской Федерации (ТК РФ).

Рабочее время - время, в  течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность  рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного  каждым работником.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников:

- не более 24 часов в неделю - в возрасте до 16 лет;

- не более 35 часов в неделю - в возрасте от 16 до 18 лет; являющихся инвалидами I или II группы;

- не более 36 часов в неделю - занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Список работ с вредными условиями труда и (или) опасными условиями труда разрабатывается  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных  учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное  от учебы время, не может превышать  половины норм для лиц соответствующего возраста.

Может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников:

- педагогических;

- медицинских и др. (ст. 92 ТК РФ).

Сокращение продолжительности  рабочего времени не влечет уменьшение заработной платы.

Неполное рабочее  время.

Информация о работе Социальное партнерство