Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.
Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56
Таким образом, представляется возможным говорить о многоотраслевом регулировании отношений в сфере содействия трудовой занятости населения.
Взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеют следующие статьи Закона о занятости в РФ: ст. 8, подтверждающая право граждан на выбор места работы и говорящая об оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; ст. 21 - о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости, ст. 24 - о заключении и расторжении срочного трудового договора на общественных работах и об оплате труда на этих работах; ст. 21 - об условиях массового увольнения работников.
Непосредственную связь с правовыми нормами гражданского права имеет ст. 2 Закона о занятости в РФ, относящая к числу занятых граждан следующих лиц: занимающихся предпринимательской деятельностью; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Аналогичная взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеется и в законах о занятости стран СНГ.
Ст. 11 Закона о занятости, упоминающая о праве граждан на защиту своих интересов путем обжалования решений, действий, бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в суд, корреспондирует со ст. 46 Конституции РФ и дает основание для обращения к гражданскому процессуальному праву по поводу выяснения механизма реализации права на судебную защиту прав граждан.
Нормы финансового права необходимы для претворения в жизнь ст. 22 Закона о занятости, определяющей источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения.
Наибольшее количество статей Закона о занятости являются правовыми нормами, относящимися к праву социального обеспечения. Именно они регулируют отношения, связанные с условиями, порядком назначения и выплаты пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии безработным.
Федеральная служба
по труду и занятости (Роструд) является
федеральным органом
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральная служба
по труду и занятости
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с возложенными на нее задачами служба занятости выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль за:
2) обеспечивает регистрацию
граждан в целях поиска
3) обеспечивает
оказание государственных
4) осуществляет
разработку и реализацию
5) осуществляет организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
6) осуществляет проверку,
выдачу обязательных для
7) осуществляет принятие
мер по устранению
8) обобщает практику применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в регионе, а также подготавливает соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства;
9) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных функций;
10) осуществляет подготовку
сведений, необходимых для формирования
регистров получателей
11) обеспечивает разработку,
внедрение, контроль за
12) обеспечивает в рамках
своей компетенции реализацию
государственной политики в
13) проводит в пределах
своей компетенции,
14) формирует предложения субъекта РФ о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников, и по объемам квот на предстоящий год;
15) участвует
в разработке и реализации
мероприятий по развитию
Перечень государственных услуг:
Все услуги предоставляются бесплатно.
Таким образом, Государственная служба занятости населения является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Закон о занятости дает определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок. Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:
1) работающие по трудовому
договору (контракту), в том числе
выполняющие работу за
2) занимающиеся
3) самостоятельно обеспечивающие себя работой;
4) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
5) выполняющие работы
по гражданско-правовым
6) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
7) проходящие очный курс
обучения в
8) временно отсутствующие
на рабочем месте в связи
с нетрудоспособностью,
Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.