Вторая концепция
основана на равенстве всех людей
и характерна в первую очередь
для США, где Законом 1973 г. о реабилитации инвалидов запрещена
дискриминация инвалидов государственными
ведомствами, подрядчиками и субподрядчиками,
работающими по контрактам с федеральными
властями, а также организациями, получающими
федеральную помощь [23; 18]. Принятый в США
в 1990 г. Закон об инвалидах провозглашает
их полное равенство с другими работниками
в сфере труда и предусматривает дополнительные
меры по обеспечению и охране труда инвалидов
(специальные подъемники, устройства для
доступа глухих к средствам связи и т.д.).
Данная концепция всемерно направлена
на предотвращение социального отторжения
инвалидов.
В Российской Федерации
численность инвалидов превышает
11 млн. человек. Законодательство относит
инвалидов к субъектам, испытывающим трудности
в поиске работы, которым предоставляются
дополнительные гарантии занятости (ст.
5, 13 Закона о занятости. Согласно ст. 20
Закона о социальной защите инвалидов
[10] гарантии занятости предоставляются
федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации путем
проведения специальных мероприятий,
способствующих повышению их конкурентоспособности
на рынке труда:
- установление
в организациях независимо от
организационно-правовых форм и
форм собственности квоты для
приема на работу инвалидов и минимального количества
специальных рабочих мест для инвалидов;
- резервирование
рабочих мест по профессиям, наиболее
подходящим для трудоустройства
инвалидов;
- стимулирование
создания предприятиями, учреждениями,
организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных)
для трудоустройства инвалидов;
- создание инвалидам
условий труда в соответствии
с индивидуальными программами
реабилитации инвалидов;
- создание условий
для предпринимательской деятельности
инвалидов;
- организация
обучения инвалидов новым профессиям.
Данные мероприятия
реализуются в условиях перманентных
изменений законодательства в ходе
бюджетной реформы, передачи для
осуществления ряда полномочий Российской
Федерации в области содействия
занятости населения и социальной защиты инвалидов органам
государственной власти Российской Федерации.
В основном дополнительные
гарантии занятости инвалидов обращены
к сфере наемного труда. Исходя из ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией
ограничения при приеме на работу с учетом
состояния здоровья инвалидов, установление
для них реабилитирующих условий труда,
гарантий в области рабочего времени и
времени отдыха, преимущественного права
на заключение трудового договора о надомной
работе. Это обусловлено особой заботой
государства о лицах, нуждающихся в повышенной
социальной и правовой защите. Вспомогательную
роль в обеспечении занятости инвалидов
играют акты органов местного самоуправления,
социального партнерства, локальные нормативные
акты о труде и трудовые договоры.
На повышение
конкурентоспособности инвалидов
на рынке труда направлены меры по организации
обучения инвалидов новым профессиям.
Инвалиды нуждаются в углубленном консультировании,
психологической поддержке, профессиональной
ориентации с учетом рекомендуемых им
и востребованных на рынке труда профессий,
а в сфере образования им предоставляются
некоторые дополнительные гарантии и
льготы. В частности, граждане Российской
Федерации вправе в установленном порядке
неоднократно получать бесплатное профессиональное
образование по направлению государственной
службы занятости в случае потери возможности
работать по профессии, специальности,
в случае профессионального заболевания
и (или) инвалидности.
Оптимальным является
создание единой, основанной на использовании
инновационных и реабилитационных технологий,
системы непрерывного образования лиц
с ограниченными возможностями, тем более
что немало инвалидов деквалифицируется
вследствие длительного пребывания в
статусе безработных. В соответствии со
ст. 7 Закона о занятости к полномочиям
федеральных органов государственной
власти в области содействия занятости
населения отнесено определение перечня
приоритетных профессий (специальностей)
для профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации безработных
граждан.
Инвалиды могут быть заняты как на
открытом рынке труда, где заметно влияние
первой концепции трудоустройства лиц
с ограниченными возможностями, так и
на закрытом рынке труда [24; 29-30].
На открытом
рынке труда занятости инвалидов
содействует квотирование их трудоустройства, в том числе создание
для инвалидов специальных рабочих мест
в организациях. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
предусматривают для каждой организации
в пределах установленной квоты для приема
инвалидов на работу минимальное количество
специальных рабочих мест для трудоустройства
инвалидов. Между тем правовые нормы о
квотировании рабочих мест для инвалидов
хронически не выполняются. В обществе
нет глубокого понимания положения инвалидов,
их потребностей и возможностей, уровень
социальной ответственности многих работодателей
является невысоким. Назрело время сформировать
во всех регионах единые банки данных
инвалидов, желающих трудиться, создать
цельный механизм специального трудоустройства
лиц с ограниченными возможностями в счет
квоты, соответствующий новым финансовым
реалиям и предусматривающий участие
органов социального партнерства в формировании
и реализации социальной политики в сфере
труда. Надо обязать работодателей к непосредственному
трудоустройству инвалидов, в установленных
пределах и на основе расчетной стоимости
специальных рабочих мест гарантировать
работодателям возмещение расходов по
созданию условий труда в соответствии
с индивидуальными программами инвалидов,
усилить контроль за соблюдением законодательства
о приеме инвалидов на работу в счет квоты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние
годы в России возрастает интерес
ученых к изучению проблем рынка
труда и его элементов. Ими
были выдвинуты новые концептуальные
подходы с учетом международного опыта. Однако до сих пор
остаются вопросы по уточнению понятия
рынка труда, его сущности и элементов,
а также вопросы о функциях рынка труда
и его инструментария. Кроме того, проблема регулирования
рынка труда, как правило, рассматривается
только с позиций государственного регулирования.
При этом остаются без внимания иные подходы
к регулированию, например, рыночные. Не
уделяется также достаточного внимания
такой форме регулирования рынка труда
и социально-трудовых отношений, как социальное партнерство.
Состояние российской
экономики на сегодняшний день, разрыв
хозяйственных связей, проблемы взаимных
неплатежей предприятий, задержки по выплате
заработной платы и другие сложности
поставили вопрос о занятости
трудовых ресурсов в число наиболее
актуальных. В условиях перехода к рыночной
экономике многие профессии оказались
ненужными, сотни и тысячи специалистов
не находят применения своим знаниям,
предприятия отправляют своих работников
в вынужденный отпуск, а система переподготовки
кадров недостаточно эффективна. Государство
предпринимает определенные меры, в том
числе и правовые, чтобы максимально снизить
остроту этой социальной проблемы. Несмотря
на серьезные экономические трудности,
в стране был принят ряд нормативных актов,
которые создают определенную систему
правового обеспечения отношений в области
занятости и трудоустройства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
- Конституция Российской Федерации [Текст]. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2009. – 21 января
- О политике в области занятости [Текст]: конвенция Международной организации труда от 09.07.1964 г. № 122 // Ведомости ВС СССР. - 1967. - N 45. - Ст. 608; О ратификации Конвенций Международной организации труда [текст]: Указ Президиума ВС СССР от 05.08.1967 г. N 1770-VII // Ведомости ВС СССР. - 1967. - N 32. - Ст. 442
- О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями [Текст]: конвенция Международной организации труда от 23.06.1981 г. № 156 // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3284; О ратификации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями [Текст]: федеральный закон РФ от 30.10.1997 г. № 137-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 44. – Ст. 5020.
- О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Текст]: конвенция Международной организации труда от 20.06.1983 г. № 159 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 – 2035; О ратификации Конвенций Международной организации труда N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" и N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" [Текст]: Указ Президиума ВС СССР от 29.03.1988 г. № 8694-XI // Ведомости ВС СССР. - 1988. - N 14. - Ст. 223
- О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Текст]: Рекомендация Международной организации труда от 20.06.1983 г. № 168 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 2037 - 2045
- Европейская социальная хартия [Текст]: хартия Совета Европы от 03.05.1996 г. // Бюллетень международных договоров. - 2010. - N 4. - С. 17 – 67; О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года [текст]: Федеральный закон РФ от 03.06.2009 г. N 101-ФЗ // Российская газета. - 2009. - 5 июня
- Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - Ст. 3.
- О занятости населения в российской Федерации [Текст]: закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 17. - ст. 1915
- Об основах обязательного социального страхования [Текст]: Федеральный закон РФ от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 29. - Ст. 3686.
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 48. - ст. 4563
КНИГИ,
СТАТЬИ, МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ И
СЕМИНАРОВ
- Андреева, Л.А. О месте норм об обеспечении трудовой занятости в системе российского права [Текст] / Л.А. Андреева, О.М. Медведев // Государство и право. - 2007. - N 2. - С. 54 - 60
- Антюшина, Н.М. Качество человеческих ресурсов как объект управления: опыт Швеции [Текст] / Н.М. Антюшина // Труд за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 32
- Бачило, И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве [Текст] / И.Л. Бачило // Исследование теоретических и методологических проблем информационного права как системы правового регулирования отношений в информационной сфере. - 2000. - N 99-07-90083. - С. 23 - 27
- Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности [Текст] / Н.В. Витрук. - М.: 2008.
- Власов, В.И. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения [Текст] / В.И. Власов, О.М. Крапивин – М.: 1999.
- Гатауллин, Р.Ф. Построение эффективной системы социальной защиты населения: Учеб. Пособие [Текст] / Р.Ф. Гатауллин, И.В. Нусратулин. – Уфа: 2003.
- Грицюк, М. Женщина с ребенком ищет работу [Текст] / М. Грицюк, Т. Смольякова // Российская газета. - 2008. - 22 января.
- Гусева, Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность [Текст] / Т.С. Гусева // Российская юстиция. - 2011. - N 2. - С. 62 - 64.
- Информационный сборник о занятости инвалидов [Текст] / Всероссийское общество инвалидов. - М.: 1999.
- Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-Пресс, 2007.
- Каргалова, М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века [Текст] / М.В. Каргалова // Труд за рубежом. - 2003. - N 1. - С. 15.
- Киселев, И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда [Текст] / И.Я. Киселев. - М.: 2005.
- Лебедева, Л.Ф. Трудовые отношения в США: основы трудового регулирования [Текст] / Л.Ф. Лебедева // Труд за рубежом. - 2006. - № 2. - С. 18
- Михайлов, А.А. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст] / А.А. Михайлов // Работодатель. - 2006. - № 1. - С. 29 - 30
- Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие [Текст] / Г.А. Жилин [и др.]; под ред. С.П. Маврина. М.: Проспект, 2011
- Орлова, Е.Е. Отраслевая принадлежность правовых норм о содействии трудовой занятости и их место в системе права [Текст] / Е.Е. Орлова // Социальное и пенсионное право. – 2009. - N 2.
- Российское трудовое право: Учебник [текст] / Под ред. А.Д. Зайкина. - М.: 1997.
- Серегина, Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация [Текст] / Л.В. Серегина // Журнал российского права. - 2011. - N 2. - С. 73 - 81.
- Сторожук, Д.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных граждан в Российской Федерации [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Д.А. Сторожук - Омск, 2005.
- Труд в мире. 2000. Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире [текст] / Гл. ред. З.С. Богатыренко. - М.: 2001.
- Хныкин Г. Организация и проведение аттестации работников [Текст] / Г. Хныкин // Трудовое право. - 2000. - N 4. - С. 31
- Чубарова, Т.В. Тендерные проблемы занятости в странах Европейского союза [текст] / Т.В. Чубарова // Труд за рубежом. - 2002. - N 4. - С. 116.
- Яшурина, Е.В. Основные особенности правоотношений по трудоустройству в России [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.05 / Е.В. Яшурина - Пермь, 2003.