Трудоустройство службой занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования – комплексный анализ правовых основ и особенностей функционирования службы занятости РФ в отношениях по трудоустройству и обеспечению занятости.
Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:
исследование правовых основ деятельности службы занятости, в том числе норм о занятости населения и норм, относительно организации и полномочий службы занятости;
исследование принципов деятельности в сфере обеспечения занятости населения, в том числе взаимосвязи данных принципов с системой социальных гарантий, предоставляемых российским законодательством;
анализ основных полномочий органов службы занятости в рамках отношений по трудоустройству и содействию занятости;
изучение особенностей трудоустройства и отношений по содействию занятости в отношении отдельных категорий граждан.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Нормативные основы деятельности службы занятости населения 5
1.1 Законодательство о занятости населения как правовая основа трудоустройства граждан органами службы занятости 5
1.2 Служба занятости как уполномоченный субъект содействия в трудоустройстве: понятие и полномочия 12
Глава 2 Обеспечение занятости и трудоустройства 17
2.1 Занятость и трудоустройство – общее понятие 17
2.2 Социальные гарантии в сфере занятости населения 23
Глава 3 Действия службы занятости при трудоустройстве граждан 30
3.1 Поиск подходящей работы 30
3.2 Выплата пособий 40
Глава 4 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан 45
4.1 Содействие занятости женщин с семейными обязанностями 45
4.2 Проблемы занятости инвалидов 49
Заключение 55
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

Курсовая. Трудоустройство службой занятости.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более  одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки. Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно было бы прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа - предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Как следует  из п. 3 ст. 4 Закона о занятости, такое же понимание подходящей работы применяется и к гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности). На наш взгляд такой подход неприемлем в отношении безработной молодежи, не имеющей профессии (специальности). Направление молодого безработного на любое вакантное место, как бы ни были далеки содержание и условия труда от уровня образования, индивидуальных склонностей и интересов безработного, фактически на нет сводит свободу выбора труда. Это решение идет вразрез с декларируемым в самом же Законе принципом особой защиты молодежи в сфере занятости. По-видимому, проблема обеспечения работой молодежи должна решаться на основе предоставления более широких возможностей получения профессиональной подготовки, которая обеспечивала бы конкурентоспособность при получении работы, а в дальнейшем, в процессе труда, профессиональный рост и прочное положение в сфере труда. Именно органы службы занятости могли бы сыграть определенную роль в обеспечении потребности молодежи в обучении и приобретении нужной профессии, во всяком случае, той ее части, которая не смогла (по разным причинам, в т.ч. тяжелого материального положения семьи) определиться в профессиональном выборе в системе профобразования. Поэтому в Законе о занятости было бы целесообразно закрепить правило, в соответствии с которым для молодых людей, не имеющих профессии (специальности), в качестве подходящей считается работа, требующая профессиональной подготовки. Лишь в случае отказа от обучения им может быть предложена оплачиваемая работа, не требующая предварительной подготовки.

Законом о занятости  установлено, что для граждан, указанных в п. 3 статьи 4, при подборе подходящей работы учитываются «возрастные и иные особенности». Закон не раскрывает понятия «иные особенности», поэтому неясно, учитываются ли при подборе работы имеющиеся знания и навыки работника, его личные устремления. Отсутствие в Законе конкретизации «иных особенностей» открывает возможности для предложения безработному заведомо не отвечающей его склонностям и интересам работы под угрозой лишения права на пособие, что вряд ли отвечает принципу свободного выбора работы. Поэтому было бы правильным уточнить используемую законодателем формулировку «иные особенности», конкретизировав ее.

Важным критерием  подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

В соответствии с пунктом 7 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке. Положение о необходимости представления гражданами, имеющими ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, соответствующих медицинских документов имеет большое значение для подбора таким гражданам подходящей работы, вследствие чего оно должно быть прямо закреплено в Законе о занятости.

Еще одним важным критерием подходящей работы является учет условий последнего места работы. Как правило, в первую очередь сюда включаются условия охраны и оплаты труда.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о занятости подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Иными словами, не может считаться подходящей работа, если предлагаемый по ней заработок ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Однако величина средней заработной платы в субъекте РФ, как правило, выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Поэтому признание подходящей работой работы с заработком на уровне величины прожиточного минимума не позволяет говорить о поддержании уровня жизни безработного гражданина в соответствии со средними стандартами жизни в данном регионе, показателем которых можно считать среднюю заработную плату в субъекте РФ. В связи с этим представляется целесообразным при подборе подходящей работы по уровню предлагаемой по ней заработной платы исходить из критерия средней заработной платы в субъекте РФ, который был предусмотрен Законом о занятости до внесения в него соответствующих изменений.

На практике при подборе подходящей работы гражданам, для которых любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового  законодательства, считается подходящей, нередко возникает вопрос о том, должны ли учитываться изложенные в пункте 4 ст. 4 Закона о занятости условия, при наличии которых работа не может считаться подходящей (если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы).

Очевидно, что  сформулированные в п. 4 ст. 4 Закона о занятости условия, при наличии которых работа не может считаться подходящей, должны учитываться при подборе подходящей работы любым категориям граждан, в том числе при подборе подходящей работы гражданам, перечисленным в п. 3 ст. 4 Закона, т.е. гражданам, для которых любая оплачиваемая работа считается подходящей. В противном случае это приведет к нарушению норм трудового законодательства.

В соответствии с Законом о занятости не считается подходящей работа, если условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда. Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 ТК РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые ТК РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п. Однако такой подход может привести к давлению на безработных граждан, нарушению их прав и интересов.

Представляется, что действительной гарантией неухудшаемости положения безработных в сфере  труда может служить лишь принцип  подбора работы с условиями труда, не менее благоприятными, чем на прежней работе, и с учетом обычных стандартных условий труда по данной профессии (специальности).

При определении  подходящей работы используется также  представляющий жизненно важный интерес  для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Ст. 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности.

В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Однако то, какие именно органы службы занятости (Федеральная служба по труду и занятости, управления федеральной государственной службы занятости в субъектах РФ, государственные учреждения - центры занятости) должны определять максимальную удаленность подходящей работы от места жительства, какие критерии следует для этого использовать, из Закона о занятости не следует.

Исходя из того, что содержание и строительство  дорог в границах населенных пунктов поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения находится в сфере деятельности органов местного самоуправления, представляется логичным, чтобы именно эти органы определяли транспортную доступность рабочего места. Именно им известна протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), места пересадок с одного вида транспорта на другой, что позволяет без особых затруднений установить максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина. Представляется оправданным правило, установленное п. 10 Порядка регистрации безработных граждан, согласно которому транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Аналогичную норму целесообразно закрепить и в Законе о занятости.

При определении  максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина следует использовать не только критерий транспортной доступности рабочего места, но и критерий личного и  семейного положения граждан, предусмотрев для инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, лиц предпенсионного возраста и других льготных категорий граждан меньшую максимальную удаленность подходящей работы от их места жительства, чем это предусмотрено для других категорий граждан.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного.

На практике органы службы занятости учитывают  пожелания безработных граждан, а также в определенной степени  принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного  и, прежде всего, семейного положения граждан. Так, они могут не считать подходящей работу для безработного родителя, если график работы или ее удаленность от места жительства с учетом особенностей занятости другого родителя не позволяет семье пользоваться услугами детского дошкольного учреждения. Органы службы занятости при подборе работы гражданам с семейными обязанностями, желающим работать с неполным рабочим временем, могут подыскать и такую работу.

 

3.2 ВЫПЛАТА  ПОСОБИЙ

 

 

Безработица - одна из острейших проблем современного общества. Для отдельно взятого человека безработица означает временную утрату заработка. В Российской Федерации, где низкая стоимость труда и граждане не имеют возможности создавать сбережения, потеря постоянного и регулярно получаемого дохода означает резкое снижение уровня жизни. Пособие по безработице выступает способом компенсации временно утраченного заработка трудоспособного лица при отсутствии возможности получить подходящую работу. Д.А. Сторожук отмечает, что «данное пособие выполняет две функции: обеспечительную, заключающуюся в стабилизации потребления, т.е. недопущении резкого падения уровня жизни безработного и его семьи в результате потери работы, и стимулирующую, заключающуюся в стимулировании безработного к активному поиску работы» [29; 23-24].

Согласно международным нормам безработным признается человек, который не имеет работы или полной занятости. Российское законодательство устанавливает, что гражданин не может быть признан безработным, если относится к занятому населению. Данная правовая норма закрепляет слишком широкий перечень занятого населения, тем самым лишая права на защиту от безработицы (в том числе на получение пособия) большое количество лиц, не имеющих стабильной работы и постоянного дохода. Например, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или являющиеся учредителями (участниками) коммерческих организаций, могут утратить получаемый доход или даже понести убытки от участия в хозяйственной деятельности и при этом в силу своего правового статуса не могут быть признаны безработными. К тому же в законодательстве не определен уровень дохода, необходимый для признания лица безработным, поэтому даже разовое выполнение работ или услуг за символическое вознаграждение исключает возможность получения пособия по безработице.

Международное право предусматривает выплату  пособия в случае частичной безработицы, однако в России лица, работающие на условиях неполной занятости, не могут  быть признаны безработными, а, следовательно, не могут рассчитывать на получение пособия. На практике это приводит к тому, что граждане, получающие незначительное вознаграждение за труд, остаются без помощи со стороны государства и не имеют возможности при содействии государственных органов занятости найти другую подходящую работу. За рубежом граждане, работающие неполный рабочий день, получают пособие по безработице. Например, законодательство Великобритании наделяет правом на пособие по безработице (jobseekers allowance) лиц, которые работают или учатся не более 16 часов в неделю. В Германии к категории безработных относятся лица, занятые не более 18 часов еженедельно. Кроме того, законодательство Германии допускает возможность работы по совместительству для лиц, получающих пособие по безработице (но не более 15 часов в неделю). Представляется, что подобные меры адекватны современным кризисным явлениям на рынке труда (спад объемов производства, сокращение рабочего времени и уменьшение заработной платы) и способствуют сглаживанию последствий материальной необеспеченности граждан.

Информация о работе Трудоустройство службой занятости