Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование такого явления, как индивидуальный трудовой спор.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить общую характеристику индивидуальных трудовых споров;
2) рассмотреть нормативные акты, регулирующие рассмотрение индивидуальных трудовых споров;
3) выявить принципы рассмотрения и разрешение трудовых споров;
4) определить порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие и классификация индивидуальных трудовых споров………….6
1.2. Стороны и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых
споров………………………………………………………………………11
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ……………………………………………………………………………..16
2.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях
по трудовым спорам……………………………………………………….16
2.2. Компетенция судов по рассмотрению индивидуальных трудовых
споров……………………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..25
К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится Трудовой кодекс РФ, в котором гл. 60 и 61 специально посвящены этой проблеме.
Поскольку трудовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне законов субъектов Федерации.
Вопросы правового
регулирования трудовых отношений
находят отражение и в
Нормами трудового законодательства установлен определенный порядок рассмотрения индивидуального трудового спора. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых 40 споров регулируется Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется ГПК РФ.
Большое значение для рассмотрения трудовых споров имеет судебная практика. Конституция РФ (ст. 126) сохранила право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам практики судов общей юрисдикции, однако без указания на то, что они являются руководящими. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источником права и не входят в систему нормативных актов, но содержат судебное толкование соответствующих вопросов, и суды, рассматривая конкретные дела, ориентируются на них и используют для выработки единообразной судебной политики.7
Таким образом, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальный спор не может возникнуть между работодателем и работником, который работает по заключенному трудовому договору
Индивидуальные трудовые споры возникают по поводу применения установленных законами и иными нормативными правовыми актами о труде, а также коллективно-договорными актами (социально-партнерскими соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором условий труда, а также об установлении или изменении индивидуальных условий труда. Такие
1.2. Стороны и принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Индивидуальные трудовые споры возникают как между сторонами, состоящими в трудовых отношениях, так и после прекращения трудового договора (например, спор о восстановлении на работе, изменении формулировки причины увольнения, выдаче дубликата трудовой книжки) или при приеме на работу, когда работодатель отказывает в заключении трудового договора.
Индивидуальный трудовой спор необходимо отличать от коллективного спора (гл. 61 Трудового кодекса РФ). Стороной индивидуального трудового спора всегда выступают работник и работодатель. Коллектив работников или его представительные органы не могут быть участниками такого спора. Коллективный спор, как правило, затрагивает вопросы заключения, изменения или выполнения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда. На основе определений индивидуального и коллективного трудовых споров, приведенных в Трудовом кодексе (ст. 381 и 398 Трудового кодекса РФ), необходимо сделать вывод о наличии индивидуального или коллективного трудового спора.
Как уже было сказано, субъектами (сторонами) индивидуального трудового спора являются отдельный работник и работодатель. Работодатель наделен правом устанавливать условия труда, обязательные для исполнения работником; принуждать его к выполнению распоряжений (требований) работодателя (если они являются законными); привлекать его к дисциплинарной ответственности (в том числе в виде увольнения с работы) за невыполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей.8
Предметом такого спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, условий коллективного или трудового договора.
Вступая в трудовые правоотношения, работодатели и работники отстаивают собственные интересы, не совпадающие с интересами другой стороны трудового договора. Несовпадение, а порой и противоположность (антагонизм) интересов работодателей и работников в процессе осуществления трудовой деятельности являются объективной основой возникновения конфликтов по поводу установления и изменения условий труда, применения законодательства и иных нормативных правовых актов, соглашений о труде.
Субъектами могут быть не только стороны трудового спора, но и другие лица, например законные представители (родители, опекуны, попечители), а также прокурор, обратившийся в суд с заявлением на основании части 1 статьи 391 Трудового кодекса РФ, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Стороны в трудовых спорах осуществляют свои полномочия через представителей. Статья 48 ГПК РФ предоставляет гражданам право вести свои дела в суде лично или через представителей. Полномочия представителя в соответствии со ст. 53 ГПК РФ должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. ГПК РФ предусматривает несколько вариантов удостоверения доверенностей, выдаваемых гражданами:
1) в нотариальном порядке;
2) организацией, в которой работает или учится доверитель;
3) жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя;
4) администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении.
Кроме того, полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ). При этом следует иметь в виду, что такие полномочия как право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег, могут быть переданы только в доверенности, выданной представляемым лицом.
Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров в основном содержатся в процессуальных нормах. Принципы трудового права - это закрепленные в законодательстве основополагающие начала, выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда.
Трудовые споры рассматриваются при наличии следующих принципов.9
Обеспечение защиты трудовых прав сторон трудового договора, который предусматривает создание такой системы рассмотрения трудовых споров, при которой участники трудовых отношений имеют возможность обратиться в соответствующие органы в максимально удобном варианте.
Следующий принцип - это принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров, при котором стороны обязаны соблюдать и выполнять требования законодательства о труде.
Принцип демократизма (участие представителей работников) - означает, во-первых, формирование органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях трудовым коллективом из его состава; во-вторых, участие профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, участие представителей работников организации или профсоюза в органах по рассмотрению коллективных трудовых споров и их участие в выборе посредника;
Принцип доступности обращения
в органы, рассматривающие трудовые
споры, означает, что упрощается процедура
сбора доказательств и
Принцип бесплатности - означает, что при обращении в суд с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов (ст.393 Трудового кодекса РФ)10;
Обеспечением законности при разрешении споров является реализация более общего принципа осуществления правосудия и органы, рассматривающие споры, должны руководствоваться только законами и иными нормативными правовыми актами.
Принцип обеспечения гласности при разрешении споров означает открытость заседаний, где рассматривается трудовой спор, и возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц.
Таким образом, органы, рассматривающие трудовые споры, на всех этапах разбирательства должны придерживаться основных принципов трудового права. С точки зрения порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, считается, что наибольшее значение имеют принцип обеспечения защиты трудовых прав, доступности обращения работников в органы, разрешающие трудовые споры, а также последовательности, этапности, нелинейности действий внутри каждого этапа и быстроты рассмотрения трудовых споров, обеспечения реального восстановления нарушенных трудовых прав.
Индивидуальный трудовой спор - это спор одного работника с работодателем. Он возникает в результате нарушения (реального или мнимого) трудовых прав работника и поэтому носит индивидуальный характер. В индивидуальном трудовом споре сторонами являются работник и работодатель. На стороне работника в целях защиты его интересов может выступать профсоюз. Но стороной спора он не является. Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
2.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссиях
по трудовым спорам
Порядок рассмотрения трудовых споров устанавливается Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 383 Трудового кодекса РФ). В случае возникновения трудового спора в соответствии со ст. 384 Трудового кодекса РФ создается комиссия по трудовым спорам (КТС). Она образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Возможно создание КТС и в структурных подразделениях организации (ст. 384 Трудового кодекса РФ). Поскольку КТС создается по инициативе сторон, создание такой комиссии не является обязательным.11
Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам (КТС) представляет собой самостоятельный вид рассмотрения и разрешения индивидуального трудового спора.
16 июня 2006 года Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла Федеральный закон № 90 - ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов». Существенные изменения и дополнения внесены в законоположения Трудового кодекса РФ, касающиеся деятельности комиссии по трудовым спорам.
Внесенные поправки направлены на то, чтобы дать возможность на правовой основе представительному органу работников по своей инициативе формировать от имени работников комиссии по трудовым спорам. Кроме того, новая редакция более детально регламентирует порядок образования комиссий по трудовым спорам – например, дает возможность представительному органу работников инициировать процесс формирования КТС без созыва общего собрания (конференции) работников и устанавливает десятидневный срок для направления той или иной стороной своих представителей в комиссию по трудовым спорам.
В состав КТС должны входить авторитетные работники, пользующиеся уважением и доверием в коллективе, профессионально подготовленные к работе по разрешению трудовых споров. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Избранными в состав КТС (в том числе и в КТС подразделения) считаются работники, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на собрании членов трудового коллектива, а на конференции - присутствующих делегатов конференции. Целесообразно, чтобы избираемые работники или назначаемые работодателем его представители в КТС были компетентны в вопросах трудового законодательства и могли объективно подходить к его применению при разрешении индивидуальных коллективных споров.