Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа
В последнее время все чаще возникают вопросы, связанные с предоставлением отпусков. Обращаться за разъяснениями стали не только работники, но и наниматели. Следовательно, цель работы заключается в том, чтобы исследовать порядок и условия предоставления трудовых отпусков. Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть виды трудовых отпусков и порядок их предоставления; определить, насколько на законодательном уровне реализуется право работников на отдых, в частности право на трудовые отпуска; сравнив и проанализировав прежнюю и новую редакцию главы 12 ТК, определить, насколько усовершенствовалось трудовое законодательство в этой области по сравнению с прежним опытом.
Введение……………………………………………………………………..4
Понятие и виды трудовых отпусков…………………………………….5
Основные трудовые отпуска………………………………………6
Дополнительные трудовые отпуска……………………………..10
Порядок и условия предоставления трудовых отпусков……………...15
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………..32
Кафедра правоведения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по трудовому праву
Трудовые отпуска
СОДЕРЖАНИЕ
Список используемых сокращений………………………………………..3 |
Введение………………………………………………………… |
|
|
|
|
Заключение…………………………………………………… |
Список использованных источников……………………………………..32 |
Приложения……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ТК - Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 № 114-З).
УИК - Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 июня 2006 г. № 122-З (с изм. и доп., вступ. в силу с 18 сентября 2006 г.)).
Постановление № 100 – Постановление Совета министров Республики Беларусь от 24.01.2008 г № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» (в ред. постановлений Совета Министров Респ. Беларусь от 08.08.2009 № 1048).
Постановление № 408 - Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2008 г., № 408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день».
ВВЕДЕНИЕ
Право работника на ежегодный оплачиваемый отпуск основывается на конституционной норме, а именно оно закреплено в ст. 43 Конституции Республики Беларусь. Обеспечение прав работника на получение отпуска в силу ст. 21 Конституции Республики Беларусь гарантируется государством и является его высшей целью. Отсюда - повышенный интерес к проблеме отпусков не только со стороны работников и нанимателей как участников трудовых отношений, но и законодателя, призванного обеспечивать надлежащее правовое регулирование соответствующих отношений во имя достижения целей правового и социального государства [13]. Проблема правового регулирования и предоставления трудовых отпусков всегда волновала как работников, так и нанимателей. Особую актуальность она приобрела на современном этапе в условиях развития производственной демократии.
В последнее время все чаще возникают вопросы, связанные с предоставлением отпусков. Обращаться за разъяснениями стали не только работники, но и наниматели. Следовательно, цель работы заключается в том, чтобы исследовать порядок и условия предоставления трудовых отпусков.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Теоретической основой для написания
работы послужили труды специалистов
в области трудового права, таких
как К.И.Кеник, В.В. Подгруша, Л.Я. Островский,
В.И.Семенков, В.И. Кривой, Т.В. Важенкова,
и ряда других авторов.
Статья 24 Всеобщей декларации прав человека в качестве неотъемлемого права каждого человека провозглашает право на отпуск и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. Поскольку в Республике Беларусь признаётся приоритет международного права, то этот принцип нашёл отражение в статье 43 Конституции страны, которая гласит: «Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей сорока часов, сокращённой продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха» (1, ст. 43).
Законодательством о труде Республики Беларусь предусмотрено пять видов отдыха:
В Конституции Республики Беларусь не устанавливаются минимальная и максимальная продолжительность ежегодного отпуска. Детальная регламентация порядка, продолжительности и условий предоставления отпусков осуществляется законодательством о труде. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 132 «Об оплачиваемых отпусках» отпуск ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы.
Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определённый период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК. Различают два вида отпусков: социальные и трудовые. В системе трудовых отпусков в свою очередь выделяют основные отпуска и дополнительные отпуска. Трудовой отпуск предоставляется в связи с трудовой деятельностью работника. Он предназначается для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника [16, с. 467].
Следует также иметь в виду, что сохранение заработной платы гарантируется за время трудовых отпусков во всех случаях, а за время социальных отпусков заработная плата сохраняется только в случаях, предусмотренных ТК Республики Беларусь [10, с. 282].
Продолжительность отпусков работников исчисляется в календарных днях. Поскольку работа в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, не производится, то государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, в число календарных дней не включаются и не оплачиваются. Запись о предоставлении отпуска вносится в личную карточку работника.
Работники независимо от того, кто является их нанимателем, от вида заключённого ими трудового договора, формы организации и оплаты труда имеют право на основной отпуск, если иное не предусмотрено законодательными актами (2, ст.154).
Согласно ст. 155 ТК продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей.
Таким образом, исходя из ст. 155 ТК, основной трудовой отпуск подразделяется на два вида:
В целях реализации данной статьи
Советом Министров Республики Беларусь
принято Постановление от 24.01.2008
г № 100 «О предоставлении основного
отпуска продолжительностью более
24 календарных дней». Указанным постановлением
установлен перечень организаций и
должностей педагогических работников,
продолжительность основного
В Постановлении № 100 установлено, что основной отпуск продолжительностью более 24 календарных дней предоставляется на условиях, предусмотренных ТК. Но в соответствии с п. 2.1. всё того же Постановления № 100 работникам профессиональных аварийно-спасательных служб такой отпуск предоставляется только при условии прохождения ими аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Таки образом, работникам, отработавшим рабочий год либо которым отпуск предоставляется авансом, но не прошедшим аттестацию, положенный отпуск не предоставляется, что выступает своеобразной санкцией за непрохождение аттестации.
В Постановлении № 100 также уточняется, что продолжительность основного отпуска определяется пропорционально отработанному времени:
Право на основной отпуск имеют также:
В соответствии со ст. 152 ТК отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченными им должностными лицами. Образцы оформления приказов о предоставлении трудовых отпусков приводятся в Приложении 2.
Для всех нанимателей установлена обязательность продолжительности основного трудового отпуска не менее 24 календарных дней. Этот минимум гарантирован всем работникам.
Трактовка «не может быть менее» в ч. 1 ст. 155 применительно к 24 календарным дням позволяют сделать вывод о том, что данный отпуск может быть и больше 24 календарных дней, оставаясь при этом минимумом основного отпуска. Но в новой редакции ст. 155 ТК не сохранено правило, согласно которому нанимателям разрешалось бы увеличивать работникам продолжительность основного отпуска за счёт собственных средств. В связи с этим становится проблематичной терминология «не может быть менее» [12, с. 163-164]. Однако делать это всё же можно. Так, в соответствии со ст. 7 ТК предусмотрено, что наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Такие же нормы могут действовать, если будут включены в коллективные договоры (соглашения) и трудовые договоры (включая контракты) на основании ст. 19, 360 и 364 ТК [11, с. 37]. Таким образом, получается, что увеличение основного отпуска сверх его установленной продолжительности за счёт средств нанимателя с юридической точки зрения возможно, но вот реализация данной возможности за счёт внесённых изменений в ст. 155 ТК становится проблематичной и возникает коллизия между ч. 1 и 3 ст. 155 ТК. Данную проблему необходимо решать в соответствии с ч. 4 ст. 7 ТК, в которой закреплены общие положения трудового законодательства, обязательные для всех статей Особенной части ТК.
Дополнительный трудовой отпуск –
это непрерывный отдых, предоставляемый
сверх основного отпуска
Дополнительные трудовые отпуска
даются работнику в качестве компенсации
за неблагоприятные условия труда,
ненормированный рабочий день либо
как поощрение за длительную результативную
работу. Дополнительные трудовые отпуска
следует отличать от социальных отпусков,
они предоставляются сверх