Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:26, статья
Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из основных причин этого - — отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось на предприятиях – принятие решений замкнуто на генерального директора, который наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать в процессе производства работников, раскрыть их потенциал
Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы
Участие работников в управлении предприятиями. Российский опыт и перспективы
Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2007
Ключко В.Н.
канд. экон. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
Попытки существенно повысить
эффективность производства на многих
российских предприятиях зачастую не
приводят к успеху. Одна из основных
причин этого - — отчужденность работников
от участия в управлении производством.
Она явилась следствием того, что,
несмотря на годы реформ, на предприятиях
сохранилась и даже усилила свои
позиции авторитарность управления.
К сожалению, изменения в политической
системе страны никак не сказалось
на предприятиях – принятие решений
замкнуто на генерального директора, который
наделен практически
Неэффективность отчужденности
работников от процессов управления
предприятием давно усвоена большинством
развитых стран, где в той или
иной форме происходит или уже
произошел переход от авторитарного
управления производством к
Зарубежный опыт богат, но не нужно забывать и собственную историю. Как известно, современные системы производственной демократии ведут свою родословную от рабочего контроля, возникшего в Петрограде после Февральской революции 1917 года и реализованного через фабрично-заводские комитеты.
Эти выборные органы рабочих и служащих на предприятиях пришли на смену выборным же совещаниям (советам) фабричных старост, которые появились в России по Закону «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» от 10 июня 1903 года<*>. Рабочие предприятий (в начале частных, подчиненных фабричной инспекции, а с весны 1905 года и казенных) получили право выбирать из своей среды особых старост для сношения с властями и фабричной администрацией по делам, возникающим в сфере наемных отношений. Старосты могли собираться на совещания, но с разрешения и под контролем администрации.
<*> Закон был принят
по инициативе С.В. Зубатова (в
1902-1903 годах начальник Особого
отдела Департамента полиции)
и при активной поддержке С.Ю.
Витте (с 1892 года министр финансов,
с 1903 года председатель Кабинета
министров) и В.К. Плеве (с
1902 года министр внутренних дел).
С помощью института фабричных
старост правительство
В начале Закон не получил широкого применения. В Петербурге, например, в течение года после принятия закона старосты появились только на 5 предприятиях. Качественно изменилась картина только к весне 1905 года, когда, вследствие подъема революционного движения, выборы старост стали проходить повсеместно [1, с.153-155].
В 1905-1907 годах рабочие коллективы,
радикализуясь, стали наделять, создаваемые
явочным порядком, заводские комитеты
административными правами и
стремились применять их не только
в отношении рабочих, но и к
представителям администрации (требования
наложения штрафов, увольнения одиозных
руководителей и др.). В ряде случаев
коллективам удавалось
Спад рабочего движения, последовавший
после поражения русской
Следующий его этап наступил
уже после Февральской
<*> Соглашение было
опубликовано в «Известиях» 11
марта 1917 года. Полностью узаконены
ФЗК были постановлением
Задачами фабзавкомов
были: 1) представительство рабочих
в их сношениях с правительственными
и общественными учреждениями; 2)
формулировка мнений по вопросам общественно-экономической
жизни рабочих; 3) разрешений вопросов,
касающихся внутренних взаимоотношений
между самими рабочими; 4) представительство
перед администрацией и владельцами
предприятий по вопросам, касающимся
взаимоотношений между ними и
рабочими. Члены ФЗК избирались непосредственно
на фабриках и заводах на основе
всеобщего равного
Примирительные камеры, учреждаемые
на заводах и фабриках и состоящие
из равного числа выборных представителей
от рабочих и от администрации, должны
были разрешать споры, возникающие
из взаимоотношений между
Однако рабочие, не останавливаясь на экономических требованиях (8-ми часовой рабочий день и зарплата, подобающая свободному гражданину) характерных начальному этапу, стали призывать, сначала в единичных случаях, а затем в массовом порядке, к участию в управлении производством.
Процесс начался с казенных
заводов, где сразу после Февральской
революции рабочие начали брать
на себя ответственность за управление
производством. Это объяснялось
тем, что, по мнению рабочих, такие заводы
уже принадлежат революционному
народу и, соответственно, должны управляться
рабочими. Столкнувшись со сложностями,
усугубленными экономической
Таким образом, на предприятиях
Петрограда, а следом и всей России,
уже весной 1917 года сформировалась
система рабочего контроля, органами
которой были ФЗК. О масштабах
этой системы говорят данные Всероссийской
промышленной переписи 1918 года, согласно
которым в предоктябрьский
Обособленные вначале, ФЗК
достаточно быстро начали налаживать
связи между собой, координировать
деятельность и обмениваться опытом.
Стали появляться отраслевые, а затем
и территориальные советы фабзавкомов.
Центральный совет (ЦС) ФЗК был
организован по решению I Петроградской
конференции фабзавкомов, состоявшейся
30 мая - — 3 июня 1917 года. ЦС, ставший, фактически
всероссийским центром ФЗК, способствовал
образованию центров
Система рабочего контроля повлияла и на сознание рабочих – — они стали активно заботиться о росте производства и производительности труда на своих предприятиях, справедливо считая, что тем самым помогают революции. Конечно, имели место и факты падения производства (часто из-за саботажа администрации), но в целом производительность труда на заводах, на которых действовали ФЗК, росла. По данным С.Г. Соболева, например, на Пороховом заводе, откуда рабочие прогнали почти всю администрацию, количество брака сократилось на 15%: с 30 до 15, на Орудийном заводе производительность выросла на 28%, на Оптическом – — на 11% [4, с.85-87]. Отмечался рост производительности труда и на 4других заводах.
К октябрю 1917 года система рабочего контроля достигла максимума своего развития, но уже на I Всероссийской конференции фабзавкомов (Петроград, 17-22 октября 1917 года) было признано необходимым объединить ФЗК и профсоюзы.
После Октябрьской революции
коренным образом изменилось само содержание
рабочего контроля: он стал осуществляться
государственно организованным пролетариатом
в целях социалистического
К сожалению, декрет от 14 ноября
1917 года дал немного практических
результатов. Ввести стихию рабочих
масс в русло централизованного
регулирования народного
Начатые властями процессы национализации
и централизации промышленности
активно поддержали профсоюзы, к
руководству которыми к этому
времени уже пришли большевики. В
итоге на I Всероссийском съезде
профсоюзов (7-14 января 1918 года) были приняты
решения, фактически превращавшие ФЗК
в низовые структуры
Недолгий период действительной
производственной демократии на предприятиях
России закончился<*>. В условиях
господства государственной собственности
и жесткой централизации
<*> Фактически процесс
слияния фабзавкомов с
В этой связи показательной является история производственных кружков или, позднее, производственных совещаний 1920-х годов. Первый производственный (точнее, производственно-экономический) кружок возник по инициативе рабочих на Балтийском заводе 9 января 1924 года. Его задачей было активное содействие заводоуправлению в совершенствовании и удешевлении производства. Почин рабочих-балтийцев быстро стал распространяться по предприятиям города, и к ноябрю 1924 года таких кружков было уже 153. Постепенно их участники начали претендовать на ряд полномочий администрации (например, определение норм выработки, увольнение рабочих, новый прием, повышение ставок и др.) и профсоюзов (например, контроль выполнения коллективных договоров). Такое понимание рабочими задач кружков вошло в противоречие с политикой властей, которая уже не предусматривала их участия в управлении производством. Поэтому, сохраняя идею производственных кружков и совещаний и исключив любую самодеятельность, власти поставили их деятельность под строгий контроль, сведя ее к работе по повышению производительности труда и улучшению состояния производства под руководством директивно создаваемых производственных комиссий фабзавместкомов [6, с.72-83].
Информация о работе Участие работников в управлении организацией