Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:26, статья
Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из основных причин этого - — отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось на предприятиях – принятие решений замкнуто на генерального директора, который наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать в процессе производства работников, раскрыть их потенциал
В последствии производственные
совещания стали постоянно
Такой характер участия работников
в управлении советскими предприятиям
был закреплен в Основах
<*> Если КЗоТ 1918 года
хотя бы содержал упоминания
о выборных органах трудящихся
(фабрично-заводские комитеты
Новый этап привлечения работников
к управлению предприятиями начался
с принятием 17 июля 1983 года Закона СССР
«О трудовых коллективах и повышении
их роли в управлении предприятиями,
учреждениями, организациями». Закон
ввел понятие трудового коллектива
предприятия как объединения
всех работников, осуществляющих совместную
трудовую деятельность на данном предприятия.
К числу полномочий трудовых коллективов
были отнесены также некоторые из
тех, которые могут
В наибольшей же степени (сравнивая с правами фабзавкомов) система производственной демократии была восстановлена Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года (введен в действие с 1 января 1988 года). Им было установлено, что деятельность предприятия осуществляется в соответствии с принципом социалистического самоуправления.
Полноправным хозяином на
предприятии провозглашался трудовой
коллектив, решающий все вопросы
производственного и
Наиболее значимым для
трудового коллектива являлось, конечно,
право выбора руководителей всех
уровней: руководителей предприятий,
структурных единиц объединений, производств,
цехов, отделений, участков, ферм и звеньев,
а также мастеров и бригадиров.
Руководители предприятий и структурных
единиц объединений сроком на пять
лет. Избранный руководитель подлежал
утверждению вышестоящим
Достигнув своего локального максимума, восстановленная система производственной демократии уже через два с половиной года была существенно девальвирована Законом СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года. Закон был введен в действие с 1 января 1991 года, но раздел IV, регулирующий вопросы назначения и освобождения руководителей начинал действовать с момента опубликования Закона.
В первую очередь работники предприятия лишились права выбирать руководителя предприятия – — его найм (назначение, избрание) перешел в ведение собственника имущества предприятия. Право это могло быть реализовано собственником непосредственно, а также через уполномоченные им органы либо через советы предприятия, правления или другие органы, которым делегировались права по управлению предприятием. Выборными остались только бригадиры, которые избирались коллективами бригад и утверждались руководителями подразделений, в состав которых входили бригады.
За трудовым коллективом
закреплялись: решение вопросов, связанных
с выкупом имущества
При этом значительные права
приобрел совет (правление) предприятия,
на паритетных началах формируемый
собственником (назначает своих
представителей) и трудовым коллективом
(избирает своих представителей). Совет
предприятия: определял направления
экономического и социального развития
предприятия; определял порядок
распределения чистой прибыли предприятия;
решал вопросы о выпуске ценных
бумаг, создании и прекращения деятельности
дочерних предприятий, ведения внешнеэкономической
деятельности предприятия; рассматривал
конфликтные вопросы между
Еще больше было сокращено
участие работников в управлении
для новых организационно-
<*> В отличие от данного
постановления, появившееся
Новое российское законодательство, которое начало активно формироваться в 1990 году, также как и позднее союзное законодательство не только не ставило своей целью расширение правомочий трудового коллектива в сфере управления предприятием, но и существенно сужало эти полномочия.
Закон РСФСР «О предприятиях
и предпринимательской
Процесс массовой приватизации, запущенный принятием 3 июля 1991 года Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», наделил трудовые коллективы значительными, но, увы, краткосрочными полномочиями. Им стала принадлежать, наравне с органами управления государственным и муниципальным имуществом, инициатива в проведении приватизации своих предприятий.
Положение о коммерциализации
государственных предприятий с
одновременным преобразованием
их в акционерные общества открытого
типа, утвержденное Указом Президента
РФ «Об организационных мерах
по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в
акционерные общества» от 1 июля
1992 года № 721, еще больше усилило
роль трудового коллектива в процессах
приватизации. Он, например, определял
вариант получения льгот
Еще одно упоминание об участии
трудового коллектива в управлении
акционерным обществом, учрежденным
в соответствии с вышеупомянутым
Указом, содержал Типовой устав акционерного
общества открытого типа (раздел IV Положения
о коммерциализации). Пунктом 8.1 его
было установлено, что в состав совета
директоров акционерного общества входит
представитель трудового
Массовая приватизация 1992 – — 1994 годов привела к такому же массовому участию работников предприятий в их капитале в качестве акционеров. Работники, а точнее трудовые коллективы, стали крупнейшими акционерами приватизированных предприятий. Так в 1994 году трудовые коллективы владели более 52% акций; администрации – — более 9%; крупные внешние инвесторы – — около 12%; мелкие внешние инвесторы – — 10%; государство – — 17% [8, с.87]. В результате реализация прав работников приватизированных предприятий на участие в управлении ими переместилась в органы управления акционерными обществами: общие собрания акционеров и советы директоров.
Однако к концу 1990-х
годов картина резко
По мере того как, в силу
различных причин (отсутствие или
мизерный размер дивидендов, задержки
заработной платы, социальная апатия и
др.), снижались доли рядовых работников
в акционерном капитале, сокращались
и возможности их участия в
управлении предприятиями. Большая
часть работников рассталась с акциями,
а оставшиеся редко принимают
участие даже в общих собраниях
акционеров. По данным Б.И. Максимова
в начале 2000-х годов участвовали
в ежегодных акционерных
Как же можно преодолеть сложившееся отчуждение работников от управления предприятием? Какие формы производственной демократии являются наиболее перспективными для современной России?
Производственная демократия может быть реализована в форме самоуправления или в форме соуправления (соправления, соопределения).
Самоуправление трудовых коллективов – — высшая форма производственной демократии, когда работники или их представительные органы получают право прямого управления предприятием (по основным вопросам его деятельности, включая распределение прибыли), а также право найма по контракту администрации (с возложением на нее функций управления текущей деятельностью предприятия). Его правовые основы были сформированы Федеральным законом от 19 июля 1998 года «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».
Ожидалось, что с принятием
закона количество самоуправляемых
предприятий начнет стремительно расти.
К сожалению, этого не произошло.
По состоянию на 2004 год в России
было всего около 150 народных предприятий
(зарегистрированных и находящихся
в процессе регистрации) с числом
занятых около 35 тыс. человек [12]. Причин
такой «непопулярности» народных предприятий
можно назвать много. В частности,
это накладываемые законом
Информация о работе Участие работников в управлении организацией