Участие работников в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:26, статья

Описание работы

Попытки существенно повысить эффективность производства на многих российских предприятиях зачастую не приводят к успеху. Одна из основных причин этого - — отчужденность работников от участия в управлении производством. Она явилась следствием того, что, несмотря на годы реформ, на предприятиях сохранилась и даже усилила свои позиции авторитарность управления. К сожалению, изменения в политической системе страны никак не сказалось на предприятиях – принятие решений замкнуто на генерального директора, который наделен практически диктаторской властью. Подобная система управления предприятиями, конечно, позволяет решать текущие задачи, но, одновременно, лишает их перспективы, так как не позволяет в полной мере задействовать в процессе производства работников, раскрыть их потенциал

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

 

В последствии производственные совещания стали постоянно действующими, и их наличие активно использовалось как доказательство участия рабочих  в управлении социалистическими  предприятиями. Видимо поэтому большой  популярностью в рабочей среде  постоянно действующие производственные совещания не пользовались. Так в 1964 году их членами являлись 10-12% рабочих  и служащих предприятий, на которых  они были созданы [7, с.30-36].

 

Такой характер участия работников в управлении советскими предприятиям был закреплен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик  о труде от 15 июля 1970 года и Кодексе  законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 года<*>. В ст. 97 Основ и ст. 227 КЗоТ говорилось, что рабочие и  служащие имеют право участвовать  в управлении предприятиями, а именно: вносить предложения об улучшении  работы предприятий, учреждений, организаций, а также по вопросам социально-культурного  и бытового обслуживания.

 

<*> Если КЗоТ 1918 года  хотя бы содержал упоминания  о выборных органах трудящихся (фабрично-заводские комитеты и  т.п.) и об их участии в управлении  предприятиями, то уже КЗоТ  РСФСР 1922 года фактически запрещал (ст. 157) какое-либо участие в делах  предприятия любому комитету  кроме утвержденного соответствующим  профессиональным союзом его  первичного органа в предприятии.  При этом ст. 158 КЗоТ 1922 года относила  к предмету деятельности этого  первичного органа: представительство  и защиту интересов рабочих  и служащих, объединяемых им, перед  администрацией предприятия по  вопросам условий труда и быта; представительство перед правительственными  и общественными организациями;  наблюдение за точным исполнением  администрацией предприятия установленных  законом норм по охране труда,  социальному страхованию, выплате  заработной платы и др.; мероприятия  по улучшению культурного и  материального быта рабочих и  служащих; содействие нормальному  ходу производства в государственных  предприятиях и участие через  соответствующие профессиональные (производственные) союзы в регулировании  и организации народного хозяйства.

 

Новый этап привлечения работников к управлению предприятиями начался  с принятием 17 июля 1983 года Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении  их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Закон  ввел понятие трудового коллектива предприятия как объединения  всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на данном предприятия. К числу полномочий трудовых коллективов  были отнесены также некоторые из тех, которые могут свидетельствовать  об их участии в управлении предприятиями. В частности, это полномочия: в  планировании экономического и социального  развития, в области организации, нормирования и оплаты труда, в распределении и использовании фондов экономического стимулирования и др. Полномочия трудовых коллективов осуществлялись их общими собраниями или конференциями (решения принимались открытым голосованием большинством голосов). Контроль выполнения решений собраний (конференций) осуществлялся профсоюзным комитетом.

 

В наибольшей же степени (сравнивая  с правами фабзавкомов) система  производственной демократии была восстановлена  Законом СССР «О государственном  предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 года (введен в действие с 1 января 1988 года). Им было установлено, что деятельность предприятия осуществляется в соответствии с принципом социалистического  самоуправления.

 

Полноправным хозяином на предприятии провозглашался трудовой коллектив, решающий все вопросы  производственного и социального  развития. Общее собрание избирало руководителя предприятия, совет трудового  коллектива, заслушивало отчеты об их деятельности, рассматривало и  утверждало планы экономического и  социального развития предприятия  и др. В период между собраниями полномочия трудового коллектива выполнял совет трудового коллектива (далее  – — СТК), в составе которого представители администрации не должны были составлять более четверти. СТК имел очень широкие права  по управлению предприятием и его  решения, принятые в пределах полномочий, были обязательными для администрации  и членов коллектива.

 

Наиболее значимым для  трудового коллектива являлось, конечно, право выбора руководителей всех уровней: руководителей предприятий, структурных единиц объединений, производств, цехов, отделений, участков, ферм и звеньев, а также мастеров и бригадиров. Руководители предприятий и структурных  единиц объединений сроком на пять лет. Избранный руководитель подлежал утверждению вышестоящим органом, который в случае отказа в утверждении  был обязан объяснить трудовому  коллективу причины. Руководитель предприятия  мог быть досрочно освобожден от должности  вышестоящим органом на основании  решения общего собрания трудового  коллектива или по его уполномочию  – — СТК. Руководители подразделений  предприятий, а также мастера  и бригадиры избирались на срок до пяти лет соответствующими коллективами тайным или открытым голосованием и  утверждались руководителем предприятия. Досрочное освобождение данных лиц  производилось руководителем предприятия  на основании решения коллектива соответствующего подразделения.

 

Достигнув своего локального максимума, восстановленная система  производственной демократии уже через  два с половиной года была существенно  девальвирована Законом СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 года. Закон  был введен в действие с 1 января 1991 года, но раздел IV, регулирующий вопросы  назначения и освобождения руководителей  начинал действовать с момента  опубликования Закона.

 

В первую очередь работники  предприятия лишились права выбирать руководителя предприятия – —  его найм (назначение, избрание) перешел  в ведение собственника имущества  предприятия. Право это могло  быть реализовано собственником  непосредственно, а также через  уполномоченные им органы либо через  советы предприятия, правления или  другие органы, которым делегировались права по управлению предприятием. Выборными остались только бригадиры, которые избирались коллективами бригад и утверждались руководителями подразделений, в состав которых входили бригады.

 

За трудовым коллективом  закреплялись: решение вопросов, связанных  с выкупом имущества предприятия; решение вопроса о необходимости  заключения с администрацией коллективного  договора; избрание (отзыв) представителей в совет предприятия и заслушивание отчетов об их деятельности; образование (при необходимости) СТК и определение  его функций.

 

При этом значительные права  приобрел совет (правление) предприятия, на паритетных началах формируемый  собственником (назначает своих  представителей) и трудовым коллективом (избирает своих представителей). Совет  предприятия: определял направления  экономического и социального развития предприятия; определял порядок  распределения чистой прибыли предприятия; решал вопросы о выпуске ценных бумаг, создании и прекращения деятельности дочерних предприятий, ведения внешнеэкономической  деятельности предприятия; рассматривал конфликтные вопросы между администрацией и трудовым коллективом и др. Вмешательство  совета в оперативно-распорядительную деятельность администрации не допускалось.

 

Еще больше было сокращено  участие работников в управлении для новых организационно-правовых форм предприятий, появившихся на рубеже 1980-х – — 1990-х годов – —  акционерных обществ и обществ  с ограниченной ответственностью. Постановление  Совета Министров СССР от 19 июня 1990 года № 590 «Об утверждении Положения  об акционерных обществах и обществах  с ограниченной ответственностью и  Положения о ценных бумагах» к  ведению трудового коллектива фактически относило только принятие совместно  с органом, выступающим в качестве арендодателя, решения о преобразовании государственного предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, в  акционерное общество. Сохранил трудовой коллектив некоторые полномочия только в сфере контроля финансово-хозяйственной  деятельности правления акционерного общества и, в случае общества с ограниченной ответственностью, деятельности дирекции (директора), т.к. формируемая в обществе ревизионная комиссия избиралась из числа акционеров (участников) и  представителей трудового коллектива общества. Члены ревизионной комиссии могли также принимать участие  в заседаниях правления (акционерное  общество) и исполнительного органа (общество с ограниченной ответственностью), но, правда, только с совещательным  голосом<*>.

 

<*> В отличие от данного  постановления, появившееся через  полгода после него постановление  Совета Министров РСФСР от 25 декабря  1990 года № 601 «Об утверждении  Положения об акционерных обществах»  вообще не содержало (ни само  постановление, ни утвержденное  им Положение) каких-либо упоминаний  о трудовых коллективах акционерных  обществ и их правах.

 

Новое российское законодательство, которое начало активно формироваться  в 1990 году, также как и позднее  союзное законодательство не только не ставило своей целью расширение правомочий трудового коллектива в  сфере управления предприятием, но и существенно сужало эти полномочия.

 

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  от 25 декабря 1990 года к ведению трудового  коллектива предприятия отнес только вопросы о коллективном договоре, самоуправлении трудового коллектива, о предоставлении работникам предприятия  социальных льгот из фондов трудового  коллектива и некоторые другие. Полномочия трудовых коллективов были расширены  только для государственных и  муниципальных предприятий, а также  для предприятий, в имуществе  которых вклад государства или  местного Совета составлял более 50%. К их ведению дополнительно относилось: рассмотрение и утверждение совместно  с учредителем изменений и  дополнений в устав предприятия; определение совместно с учредителем  условий контракта при найме  руководителя; принятие решений о  выделении из состава предприятия  одного или нескольких структурных  подразделений для создания нового предприятия; принятие решения о  создании на основе трудового коллектива товарищества для перехода на аренду и выкупа предприятия.

 

Процесс массовой приватизации, запущенный принятием 3 июля 1991 года Закона РСФСР «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации», наделил  трудовые коллективы значительными, но, увы, краткосрочными полномочиями. Им стала принадлежать, наравне с  органами управления государственным  и муниципальным имуществом, инициатива в проведении приватизации своих  предприятий.

 

Положение о коммерциализации государственных предприятий с  одновременным преобразованием  их в акционерные общества открытого  типа, утвержденное Указом Президента РФ «Об организационных мерах  по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721, еще больше усилило  роль трудового коллектива в процессах  приватизации. Он, например, определял  вариант получения льгот работниками  предприятия, а также принимал решение  о единовременном распределении  акций между работниками в  соответствии с выбранным вариантом  предоставления льгот.

 

Еще одно упоминание об участии  трудового коллектива в управлении акционерным обществом, учрежденным  в соответствии с вышеупомянутым Указом, содержал Типовой устав акционерного общества открытого типа (раздел IV Положения  о коммерциализации). Пунктом 8.1 его  было установлено, что в состав совета директоров акционерного общества входит представитель трудового коллектива. Правда, эта норма действовала  только до тех пор, пока фонд имущества (комитет) являлся держателем половины (50%) или более от общего числа  обыкновенных акций общества, после чего избрание членов совета директоров переходило в ведение общего собрания акционеров, и данная преференция трудовым коллективам исчезала.

 

Массовая приватизация 1992 – — 1994 годов привела к такому же массовому участию работников предприятий в их капитале в качестве акционеров. Работники, а точнее трудовые коллективы, стали крупнейшими акционерами  приватизированных предприятий. Так  в 1994 году трудовые коллективы владели  более 52% акций; администрации –  — более 9%; крупные внешние инвесторы  – — около 12%; мелкие внешние инвесторы  – — 10%; государство – — 17% [8, с.87]. В результате реализация прав работников приватизированных предприятий  на участие в управлении ими переместилась  в органы управления акционерными обществами: общие собрания акционеров и советы директоров.

 

Однако к концу 1990-х  годов картина резко изменилась. Уже в 1999 году по данным «Российского экономического барометра» (РЭБ) у работников находилось 31,5% акций, у менеджеров – — 14,7%, у сторонних собственников  – — 42,4% [9, с.131]. На начало 2001 года, также  по данным РЭБ, доля работников сократилась  еще более – — до 27,2%, а доля менеджмента выросла до 21% [10, с.23].

 

По мере того как, в силу различных причин (отсутствие или  мизерный размер дивидендов, задержки заработной платы, социальная апатия и  др.), снижались доли рядовых работников в акционерном капитале, сокращались  и возможности их участия в  управлении предприятиями. Большая  часть работников рассталась с акциями, а оставшиеся редко принимают  участие даже в общих собраниях  акционеров. По данным Б.И. Максимова  в начале 2000-х годов участвовали  в ежегодных акционерных собраниях 4% рабочих, присутствовали иногда –  — 5% и не участвовали – — 86% [11, с.110-111]. Таким образом, работники  вновь оказались фактически «отодвинутыми» от принятия управленческих решений.

 

Как же можно преодолеть сложившееся  отчуждение работников от управления предприятием? Какие формы производственной демократии являются наиболее перспективными для современной России?

 

Производственная демократия может быть реализована в форме  самоуправления или в форме соуправления (соправления, соопределения).

 

Самоуправление трудовых коллективов – — высшая форма  производственной демократии, когда  работники или их представительные органы получают право прямого управления предприятием (по основным вопросам его  деятельности, включая распределение  прибыли), а также право найма  по контракту администрации (с возложением  на нее функций управления текущей  деятельностью предприятия). Его  правовые основы были сформированы Федеральным  законом от 19 июля 1998 года «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

 

Ожидалось, что с принятием  закона количество самоуправляемых  предприятий начнет стремительно расти. К сожалению, этого не произошло. По состоянию на 2004 год в России было всего около 150 народных предприятий (зарегистрированных и находящихся  в процессе регистрации) с числом занятых около 35 тыс. человек [12]. Причин такой «непопулярности» народных предприятий  можно назвать много. В частности, это накладываемые законом ограничения  на способы их создания – только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, а также открытых акционерных  обществ, работникам которых принадлежит  менее 49% уставного капитала. Поэтому, учитывая рассмотренную выше современную  структуру акционерного капитала российских предприятий и планы по приватизации государственных и муниципальных  предприятий, можно сказать, что  надежд на быстрое развитие российской формы самоуправления трудовых коллективов  остается не много.

Информация о работе Участие работников в управлении организацией