Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.
1.Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда.
Введение
Сегодня социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.
В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.
Основная часть
В статье 23 ТК РФ законодательно закреплено
понятие «социальное
Для предотвращения таких негативных явлений существуют различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (статья 27 ТК РФ).
Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.
Социальное партнерство
Для обеспечения регулирования
социально-трудовых отношений, ведения
коллективных переговоров и подготовки
соответствующих проектов соглашений
на федеральном уровне образуется постоянно
действующая Российская трехсторонняя
комиссия по регулированию социально-
В субъектах Российской Федерации
могут образовываться трехсторонние
комиссии по регулированию социально-
На территориальном уровне могут
образовываться трехсторонние комиссии
по регулированию социально-
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на уровне субъекта Федерации.
Государство занимает особое место
в системе социального
1) именно государство принимает
законы и иные нормативные
правовые акты, определяющие правила
и процедуры форм социального
партнерства. Государство
2) государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами;
3) государство выступает в
Органы государственной власти
и органы местного самоуправления,
как правило, не берут на себя никаких
обязательств при заключении соглашений.
Их задача - стимулировать и координировать
переговорный процесс, обеспечивать единообразие
при установлении условий труда
в данной местности, отрасли и
пр. Такое положение дает основание
говорить о них как об особых участниках
процессов социального
Статья 25 ТК РФ предусматривает, что
стороны социального
Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве стороны социального партнерства только в тех случаях, когда они прямо уполномочены на представительство или когда это специально предусмотрено федеральным законом.
Статья 26 ТК РФ выделяет уровни социального партнерства. Они могут быть сгруппированы по территориальному признаку. Это означает, что социально-партнерские отношения складываются в целом на какой-либо территории (муниципального образования, региона, субъекта Российской Федерации и др.).
Однородность социально-
Федеральный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
На этом же уровне действует и
Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-
Региональный уровень
Отраслевой уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На этом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое содержит нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
Отраслевой уровень
Территориальный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
Заключаемое территориальное соглашение
регулирует условия труда, а также
социальные гарантии и льготы, связанные
с территориальными особенностями
города, района, другого административно-
Заключение
В современном обществе работодатель - важная фигура, значение которой только возрастает в условиях общественно-политической нестабильности и постоянных экономических спадов.
Что касается закрепления и нормативного
оформления статуса таких объединений,
то принятие соответствующего закона
предусматривал Трудовой кодекс РФ, содержащий
отсылочную норму (ст. 33) об определении
особенностей правового положения
объединения работодателей
Закон об объединениях работодателей завершает формирование комплекса нормативных актов, регулирующих институт социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений между сторонами такого партнерства (работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления), направленная на согласование их интересов по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Закрепление в Трудовом кодексе РФ специального раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. ст. 23 - 55) отражает договорные (согласительные) начала отношений между работником и работодателем в условиях противоречий их интересов.
Развитию института
Между тем государство может
осуществлять государственную политику
как опосредованно, т.е. через нормативное
регулирование, установление правил и
норм в сфере труда, так и непосредственно
- через участие в
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010.
3. Трудовое право России: Учебник (2-е издание) / под ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008.
Задача №1
Работники частного предприятия объединились в профессиональный союз, избрали профсоюзный комитет, комиссию по охране труда и другие комиссии, а также доверенное лицо по охране труда.
Работодатель стал препятствовать деятельности профорганизации. В частности, не допускал ее представителей на рабочие места, при возникновении несчастных случаев акт составлял единолично, не привлекал их к экспертизе безопасности условий труда. Когда же профком решил заслушать работодателя по вопросу об улучшении условий труда, он не явился на заседание.
Какие права профсоюзов и формы их деятельности направлены на защиту коллективных социально-трудовых прав и интересов трудящихся?
Какими конкретными
Какие гарантии закреплены в трудовом законодательстве для работников, входящих в состав профорганов?
Решение:
1) Права профсоюзов и формы
их деятельности, направленные на
защиту коллективных социально-
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями и дополнениями)
Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников
1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Проекты нормативных правовых актов,
затрагивающих социально-
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
2. Профсоюзы защищают право
3. Системы оплаты труда, формы
материального поощрения,
Информация о работе Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда