Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

В целях предупреждения социальных конфликтов необходимо максимально учитывать социальные интересы работников. Взаимодействие социальных партнеров по подготовке и выполнению комплекса антикризисных мер в сфере социально-трудовых отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями. Более тесное взаимодействие социальных партнеров необходимо на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений: на федеральном, региональном и территориальном.

Файлы: 1 файл

вопр1.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

4. Профсоюзы вправе участвовать  в рассмотрении органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями  (союзами, ассоциациями), другими  общественными объединениями своих  предложений.

5. Профсоюзные  представители вправе беспрепятственно  посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач, и предоставленных профсоюзам прав.

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление  профсоюзного контроля за соблюдением  законодательства о труде

1. Профсоюзы имеют право на  осуществление профсоюзного контроля  за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

2. Для осуществления профсоюзного  контроля за соблюдением законодательства  о труде профсоюзы вправе создавать  собственные инспекции труда,  которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми  профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при  осуществлении этих полномочий взаимодействуют  с государственными органами надзора  и контроля за соблюдением законодательства о труде.

3. Профсоюзные  инспектора труда вправе беспрепятственно  посещать организации независимо  от форм собственности и подчиненности,  в которых работают члены данного  профсоюза, для проведения проверок  соблюдения законодательства о  труде и законодательства о  профсоюзах, а также выполнения  работодателями условий коллективного  договора, соглашения.

Статья 20. Права профсоюзов в области  охраны труда и окружающей среды

1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный  контроль за состоянием охраны  труда и окружающей среды через  свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также  собственные инспекции по охране  труда, действующие на основании  положений, утверждаемых профсоюзами.  В этих целях они имеют право  беспрепятственно посещать организации  независимо от форм собственности  и подчиненности, их структурные  подразделения, рабочие места,  где работают члены данного  профсоюза, участвовать в расследовании  несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

3. В случаях  выявления нарушений, угрожающих  жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации,  профсоюзные инспектора по охране  труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

4. При невыполнении требований  по устранению нарушений, особенно  в случаях появления непосредственной  угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные  инспектора по охране труда  вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.

5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

В Трудовом Кодексе РФ (статья 212) указывается, что работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск представителей общественного контроля в целях  проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования  несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномочиями в установленном порядке. Это  право профсоюзов подтверждено Федеральный законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 18.07.2011).

Право на информацию является одним из важнейших прав профсоюзов. Статья 17 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гласит, что профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзные органы имеют право  обсуждать полученную информацию с  приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления организацией, органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

2) Полномочия профсоюзов  по контролю в области охраны  труда.

Профсоюзы могут участвовать в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением законодательства об охране труда, с изменением условий труда, невыполнением обязательств, установленных  коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

К сфере охраны труда относятся  трудовые споры по вопросам условий  труда, предоставления льгот и компенсаций  за работу во вредных и тяжелых  условиях труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного  трудового спора профсоюзы могут  выступать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять  их работодателю, участвовать в рассмотрении требований.

Профсоюзный комитет имеет право  по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной  инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудового договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охраны труда на рабочем месте и т.д.

При разрешении индивидуальных трудовых споров права профсоюза отражены в статьях 384, 385, 387, 391 Трудового Кодекса  РФ.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный  контроль за состоянием охраны труда  и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц  по охране труда, а также собственные  инспекции по охране труда, действующие  на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они  имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности  и подчиненности, их структурные  подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.

3) Гарантии для работников, входящих  в состав профорганов, закрепленные  в трудовом законодательстве.

"Трудовой кодекс Российской  Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред.  от 29.12.2012).

Статья 373. Порядок учета мотивированного  мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации при  расторжении трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о возможном  расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной  организации в течение семи рабочих  дней со дня получения проекта  приказа и копий документов рассматривает  этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в  семидневный срок, работодателем  не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной  профсоюзной организации выразил  несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем  или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются  протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Работодатель имеет право расторгнуть  трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного  мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации. В указанный  период не засчитываются периоды  временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и  другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место  работы (должность).

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных  органов профсоюзных организаций  и не освобожденным от основной работы.

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего выборного  профсоюзного органа увольнение указанных  работников производится с соблюдением  порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов  профсоюзных организаций, не освобожденные  от основной работы, освобождаются  от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными  союзами съездов, конференций, для  участия в работе выборных коллегиальных  органов профессиональных союзов, а  в случаях, когда это предусмотрено  коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной  учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия  в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Статья 375. Гарантии освобожденным  профсоюзным работникам.

Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального  предпринимателя в связи с  избранием его на выборную должность  в выборный орган первичной профсоюзной  организации (далее также - освобожденный  профсоюзный работник), после окончания  срока его полномочий предоставляется  прежняя работа (должность), а при  ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи  с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием  в организации, у индивидуального  предпринимателя соответствующей  работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок  на период трудоустройства, но не свыше  шести месяцев, а в случае учебы  или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального  союза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности  в выборном органе первичной профсоюзной  организации засчитывается в  его общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники  обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники  организации, индивидуального предпринимателя  в соответствии с коллективным договором.

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 настоящего Кодекса.

Информация о работе Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда