Юридическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, разрешаемых юридической службой предприятий при заключении и расторжении трудовых договоров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-Дать понятие юридической службы на предприятии, рассмотреть ее организацию и основные задачи;
-Показать, что обеспечение законности в деятельности предприятий – общая основная задача юридической службы;
-Показать роль юридической службы при заключении и расторжении трудовых договоров;
- Изучить трудовое законодательство Российской Федерации, связанное с заключением и расторжением трудовых договоров;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯКолтан Алёна 44ГР.docx

— 69.39 Кб (Скачать файл)

Государственная должность — должность в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, созданных в соответствии с Конституцией РФ, с установленными обязанностями по исполнению и обеспечению полномочий и деятельности данного органа.

Трудовой договор государственного служащего имеет много особенностей в соответствии с Федеральным  Законом "Об основах государственной  службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. Эти особенности есть в приеме на государственную службу, ее прохождении  и в увольнении. Он предусмотрел как ряд изъятий, так и ряд  трудовых льгот для государственных  служащих по сравнению с общим  трудовым законодательством.

Договор, заключаемый с государственным  служащим, при поступлении на государственную  должность называется трудовым.

При определении сторон трудового  договора с государственным служащим в первую очередь следует обратить внимание на его субъектный состав (на стороны трудового договора). Традиционно сторонами трудового  договора являются работник и работодатель. Специфика статуса работодателя в трудовом договоре с государственным служащим объясняется тем, что государственного служащего принимают на должность для служения интересам не только конкретной организации (государственного органа), но и для служения государству, для решения государственных задач, для реализации функций государственной власти, для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения правопорядка и безопасности, т.е. в конечном итоге для служения обществу в целом (ст. 31 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»). 

Федеральный закон все государственные должности  подразделил на три категории: «А», «Б» и «В».

К категории  «А» относятся самые высокие  государственные должности, установленные  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации (Президент, Премьер-министр, министры, председатели палат Федерального Собрания и те же должности и главы администраций в субъектах Федерации, судьи, депутаты к др.). Их заработная плата определяется федеральными законами и законами субъектов Федерации.

К категории  «Б» относятся должности, учреждаемые  в предусмотренном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А».

К категории  «В» относятся должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Перечень  государственных должностей всех трех категорий указан в Реестре государственных  должностей. По рангу они классифицируются на пять групп: высшие (5-я группа), главные (4-я группа), ведущие (3-я группа), старшие (2-я группа) и младшие (1-я группа).

Государственным служащим называется работник, занимающий государственную должность государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Он принимается  на государственную службу по конкурсу или путем назначения. Испытание  при приеме может быть установлено  от трех до шести месяцев. Трудовой договор ограничен возрастом  до 60 лет. Право поступления на государственную  службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным  языком, имеющие профессиональное образование  и отвечающие требованиям, установленным  законом для государственных  служащих. Не могут быть приняты и находиться на государственной службе граждане: признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишенные судом права занимать государственную должность, в случае наличия заболевания, препятствующего исполнению должности государственного служащего, отказа от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, отказа от представления сведений о доходах, имущественном положении и др. При приеме на государственную службу представляется ряд документов, в том числе о состоянии здоровья. Занятие государственной должности категории «А» ограничено сроком избрания или назначения на соответствующую должность. Вообще же трудовой договор государственного служащего заключается на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В этот договор включается обязательство гражданина обеспечивать выполнение Конституции РФ и федеральных законов в интересах граждан России.

Поступление на государственную службу оформляется  приказом по государственному органу о назначении на государственную должность. Такое назначение производится по категории «Б» — по представлению соответствующих лиц категории «А», на должности 1-й группы категории «В» — соответствующим должностным лицом, на должности 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам конкурса.

Для определения  уровня профессиональной подготовки, соответствия занимаемой должности и для присвоения квалификационного разряда проводится аттестация государственных служащих не реже одного раза в четыре года и не чаще одного раза в два года в порядке, устанавливаемом федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой работы), быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, состоять членом органа управления коммерческой организации, принимать участие в забастовках. Для него установлены и другие ограничения, предусмотренные ст. 11 Закона.

Государственный служащий имеет ряд льгот по отпускам, в том числе дополнительный отпуск за выслугу лет, возможен и отпуск без сохранения заработной платы  на срок до одного года, льготы в оплате труда и по другим вопросам.

Закон предусмотрел основные права и обязанности  государственного служащего, меры дисциплинарного взыскания, в числе которых есть предупреждение о неполном служебном соответствии и смещение на низшую должность.[7]

Государственным служащим могут присваиваться квалификационные разряды: по высшим должностям — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса; по главным должностям — государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса; по ведущим должностям — советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса; по старшим должностям—советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса; по младшим должностям — референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса.

Закон (ст. 25) установил для них и дополнительные основания увольнения: выход на пенсию; достижение предельного возраста для замещения государственной должности; прекращение гражданства России; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных данным Законом; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; возникновение предусмотренных ст. 21 Закона ограничений. Продление пребывания на государственной службе человека, достигшего возраста 60 лет, может быть лишь однократное не более чем на год. После достижения 65 лет государственный служащий может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Главы администраций  в системе исполнительной власти также относятся к государственным служащим. Глава администрации субъекта Российской Федерации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, округа.

 

    1. Особенности трудовых отношений в период кризиса

Мировой финансовый кризис коснулся практически деятельности всех компаний, индивидуальных предпринимателей, каждого  работника. При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного  органа первичной профсоюзной организации  принимает необходимые меры, предусмотренные Трудовым кодексом, иными Федеральными законами, коллективным договором, соглашением для решения этих проблем. Некоторые организации пытаются сохранить рабочие места. В то же время в условиях финансового кризиса работодатели стремятся сэкономить средства

компании используя различные  способы сокращения затрат на оплату труда персонала.

Заработная плата работнику  устанавливается трудовым договором  в соответствии с действующими у  данного работодателя системами  оплаты труда. Практически во всех организациях системой оплаты труда кроме должностного оклада (тарифной ставки) предусмотрены  выплаты стимулирующего характера: надбавки, доплаты, премии, размеры  которых можно уменьшить или  прекратить вообще их выплату.

Системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Обычно виды премий (доплат, надбавок), категории  работников, которым они начисляются, критерии премирования, размер стимулирующих  выплат, а также основания уменьшения или лишения указанных доплат определяются Положением о премировании. В трудовом договоре работника очень  часто размер доплат не указывается, а лишь делается ссылка на Положение. Положение, как правило, предусматривает  выплаты стимулирующего характера  при наличии прибыли у организации. Зачастую работник не знаком с Положением о премировании. В большинстве  организаций работник получает большую  часть заработной платы в виде премий. В ситуации кризиса в организации  снижается либо отсутствует прибыль. В таких условиях работодатель принимает  решение об уменьшении суммы премии или о приостановлении ее выплаты.

При сокращении или отсутствии заказов  на продукцию (услуги) организации работодатель может предоставить работникам отпуск без сохранения заработной платы. Отпуск без сохранения заработной платы  по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрен. Для предоставления отпуска без сохранения заработной платы необходимо желание самого работника. Такой отпуск предоставляется по письменному заявлению работника, продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон. Во всех случаях предоставления отпусков без сохранения заработной платы независимо от их назначения и продолжительности должен оформляться приказ (распоряжение) работодателя.

Находясь в указанном отпуске, работник может в любое время  прервать его и выйти на работу, известив об этом работодателя. В период отпуска без сохранения заработной платы, как и во время оплачиваемого  отпуска, работодатель не имеет права  уволить работника по собственной  инициативе (ст.81 ТК РФ).

Следующий вариант уменьшения заработной платы – установление по инициативе работодателя неполного рабочего дня  или неполной рабочей недели. Трудовой кодекс в ст. 74 предусматривает, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, а также, если указанные причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников, то допускается изменение условий трудового договора по инициативе работодателя - вводится режим неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового  договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких  изменений, работодатель обязан уведомить  работника в письменной форме  не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

При работе на условиях неполного  рабочего времени оплата труда работника  производится пропорционально отработанному  им времени или в зависимости от выполненного им объема работы. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисление трудового стажа и других трудовых прав (ст. 93 ТК РФ). Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается на основании сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

В настоящее время организации, столкнувшись с финансовыми затруднениями, отсутствием заказов на продукцию, услуги, вынуждены временно приостановить  работы. Такая ситуация существует в деятельности многих организаций, индивидуальных предпринимателей. В  данном случае вины работника в простое  нет, нет вины и работодателя.

Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя  по причинам, не зависящим от работодателя и работника, работнику оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (должностного оклада), рассчитанных пропорционально  времени простоя. Приостановление  трудовой деятельности работников при  простое обязательно должно оформляться  приказом (распоряжением) руководителя организации.

В указанных выше ситуациях, возникших  в организации: уменьшение заработной платы, работа на условиях неполного  рабочего времени, предоставление отпуска  без сохранения заработной платы  – это все изменение условий  трудового договора. Изменение определенных сторонами условий трудового  договора, в том числе перевод  на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового  договора заключается в письменной форме.

Если работник не согласен работать в новых условиях труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить работнику другую работу, имеющуюся  у работодателя. При отсутствии указанной  работы или отказе работника продолжить трудовую деятельность в организации при изменившихся условиях трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ – отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

Информация о работе Юридическая служба