Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 18:32, курсовая работа
Для решения поставленных задач в данной работе мы использовали такие методы научного познания общественных явлений и процессов, как исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, статистический и метод правового моделирования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности мирового суда как самостоятельного государственного института в судебной системе дореволюционной России и Российской Федерации.
Предметом нашего исследования являются организационно-правовые формы деятельности института мировых судей, исторические особенности его формирования, законодательство о мировых судьях и правовой статус мировых судей.
Введение……………………………………………………………………………..
1.История становления мирового суда в России……………………….................
2. Мировой суд в Российской Федерации……………………...................................
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных правовых актов и литературы……………………………
2) возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.)11;
3)обладание известным образовательным и имущественным цензом. Первый состояло в том, что от избираемого лица требовалось высшее или среднее образование или выдерживание соответствующего испытания, или трехлетнее пребывание на службе в таких должностях, на которых они могли бы приобрести практические сведения в производстве судебных дел. Имущественный ценз был введен для сообщения мировым судьям должной независимости, тем более, что судьи подвергались переизбранию каждые три года.
Совокупность этих положительных условий давало право на занятие должности мирового судьи, которая дополнялась целым рядом отрицательных условий, а именно мировыми судьями не могли быть:
1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания;
2) «исключенные из службы по суду», из духовного ведомства, из «среды обществ» и дворянских собраний;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);
5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.)12.
Участковые мировые судьи считались состоящими на государственной службе в пятом классе, получали известное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имели.
Уволены с должности мирового судьи могли быть по следующим основаниям:
1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее трехлетие;
2) за сокращением числа участков;
3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения должности мирового судьи.
В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи были сравнены с членами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждалось съездами мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационным департаментом сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.)13.
Мировые судьи подразделялись на:
1) участковых судей, которые должны были избирать определенное место жительства, где и должны были иметь свою камеру, обязаны были спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливать между собой очередь для исполнения обязанностей, выбывающих в течение трехлетия судей (ст. 41-45 у.с.у.)14;
2) почетных мировых судей, которые всем этим не были связаны. Служебные обязанности почетных мировых судей начинались с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратились к ним с просьбой о разрешении дела, или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия очередь возлагала на них обязанность заменить выбывшего судью. Вознаграждения почетные мировые судьи не получали, в остальном же почетные и участковые мировые судьи не различались (ст. 46-50 у. с.у.)15. Следует согласиться с мнением А.А.Власова по поводу внесения в действующее законодательство о мировых судьях, почётных мировых судей, так как данный институт оправдал себя на практике;
3) почетных участковых судей – участковых судей, по собственному желанию не получавших жалования (ст. 45 у. с. у.)16.
Кроме того, существовали добавочные мировые судьи и помощники. Первые были учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение заменяло участковых судей, с которыми они были равны в правах. Помощники мировых судей имелись в Закавказье и в среднеазиатских владениях.
Сферу юрисдикции мировых судей составляли подсудные дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как объявление выговора, замечание и внушение, кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в тюрьму на срок до года, денежные взыскания на сумму не выше 300 рублей (ст. 33 Устава уголовного судопроизводства, далее у. у. с.)17.
Компетенция мировых судей определялась пределами мирового участка, совокупность которых образовывала мировой округ, при этом столицы и город Одесса образовывали особые от уезда округа. Власть почетных мировых судей распространялась на всю территорию округа.
По предмету ведомства компетенция мировых судей разделялась на: судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляли суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным. Из гражданских дел им были подведомственны: иски не выше 500 рублей, кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решались мировым судьей окончательно.
Из уголовных дел мировым судьям были подведомственны:
1) обязанности предварительного исследования и примирения;
2) юрисдикция по делам о проступках, означенных в уставе о наказаниях, налагаемых мировым судьей (ст. 33 у. у. с.) со следующими изъятиями:
а) компетенция мировых судей расширена на неназванные в мировом уставе нарушения казенных управлений, о повинностях, о торговле, фабричной, заводской и ремесленной промышленности (кроме дел о стачках рабочих), если они не подлежат ведомству администрации; нарушения правил о печати и все маловажные дела о нарушениях при условии, что наказание за них определено ссылкой на мировой устав, а сумма гражданского иска не превышает 300 рублей;
б) изымаются из ведомства мировых судей дела о проступках, если наказанием за них сопряжена высылка виновного с места жительства, запрещение производить торговлю или промысел, или же закрытие торгового или промышленного заведения; если обвиняемые сельские обыватели подлежат ведения собственных судов (ст. 34 у. у. с.)18.
Приговор мирового судьи признавался окончательным, когда им определялось: внушение, замечание или выговор, денежное взыскание не более 15 рублей, арест не свыше 3 дней и когда сумма присужденного вознаграждения за вред и убытки не превышала 30 рублей (ст. 124 у. у. с.)19. Кроме указанных наказаний мировой судья имел право налагать следующие: денежные взыскания до 300 рублей, арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму не свыше 1,5 лет.
В сфере административных и охранительных функций мировых судей следует отметить: выполнение нотариальных обязанностей в случае отсутствия нотариуса – заверение наследства, свидетельства о болезни (при отсутствии врача) призванным отбывать воинскую повинность, разнообразные обязанности по устройству мест заключения для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей, участие в освидетельствовании душевнобольных, участие в составлении очередного и периодических – списков присяжных заседателей, открытие избирательных сельских съездов и утверждение их председателей.
За мировым судьей сохранялась роль примирителя спорящих. Статья 120 Устава уголовного судопроизводства констатировала: «В делах, которые могут быть прекращены примирением сторон, мировой судья должен склонять их к миру и только в случае неуспеха в том приступать к постановлению приговора»20. В случае неуспеха он разрешал конфликт на основе «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
Пререкания о подсудности, возникающие между мировыми судьями, разрешались мировыми съездами. Споры между мировыми судьями и следователем разрешались окружным судом, последний также разрешал споры между мировыми и судебно-административными учреждениями. Споры между мировыми судьями и окружным судом разрешались судебной палатой (ст. 37-40 у. у. с.)21.
Функционировали мировые судьи единолично; даже протоколы заседаний они должны были вести сами, а не через секретаря. В качестве единоличного органа мировой суд являлся судом первой инстанции в пределах указанной компетенции.
Первые мировые суды открылись 17 мая 1866 года в Москве и Петербурге. Они пользовались популярностью у населения. Это было связано с их доступностью, отсутствием обременительных формальностей и быстротой разрешения дел. Кроме того, производство в мировых судах в течение первых десяти лет было полностью освобождено от сборов, установленных в общих судах. О быстроте рассмотрения дел свидетельствуют следующие данные. Так, в 1883 году мировыми судьями было разрешено 89,8 % всех поступивших дел, в 1884 – 97,8%, в 1885 – 99,8%, а в 1886 году были разрешены все дела, поступившие и оставшиеся от прошлых лет.
То же самое можно сказать о качестве и объективности принимаемых мировыми судьями решений. Например, из общего числа приговоров, постановленных мировыми судьями, было обжаловано во вторую инстанцию в 1886 году – 10,1%, в 1887 – 10%, из них отменено 25,4% и 26,6% соответственно. Это объясняется тем, что мировые судьи отличались не столько образованием, сколько знанием народных нравов, обычаев, условий местной жизни, помогавшим им справедливо осуществлять правосудие. Мировой суд, по существу, являлся одной из форм самоуправления народом22.
Хотелось бы подчеркнуть, что знаменитая судебная реформа 1864 г. создала в России судебные органы, организованные по образцу развитых европейских стран. При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции. В Англии институт мировых судей возник впервые в 1360 году. Мировые судьи, призванные охранять мир, назначались бессрочно королём по представлению лорд-канцлера, по общему правилу, из землевладельцев и представителей буржуазии. Они могли не иметь юридического образования и не получать особого денежного вознаграждения. Ярко выраженные феодальные черты английской мировой юстиции, в свою очередь подтверждал Ф.Энгельс: «Мировые судьи, как и присяжные заседатели, сами богаты, сами рекрутируются из буржуазии и поэтому они пристрастны к себе подобным, и являются кровными врагами бедных»23.
Во Франции институт мировых судей был создан в 1790 году. Назначаемые правительством, мировые судьи являлись низшим звеном судебной системы, в компетенцию которых входило как разрешение гражданских дел, так и рассмотрение дел о так называемых нарушениях (суд простой полиции). Формально независимые мировые судьи были подчинены прокуратуре, а через неё поставлены в зависимость от министра юстиции.
Исходя из рассматриваемой практики зарубежных стран, наше государство заимствовало следующие положения: следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия, из французского права была взята идея единой для мировых и общих судов кассационной инстанции.
Спустя 25 лет мировые суды были упразднены и сохранены Законом о земских начальниках и Правилами о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям от 12 июня 1889 года лишь в столицах и некоторых крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.
В уездах судебная власть от мировых судей была передана земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.
Устюжанинов В.А. отмечает, что инициаторы упразднения мировых судов мотивировали это превращением судов якобы в «самосуд, свободный от общего контроля». В действительности, мировые суды были упразднены из-за нехватки средств в уездных бюджетах. Поскольку мировые суды финансировались исключительно за счёт местных бюджетов, в мировых судах стали взиматься высокие пошлины и сборы.
На одном из докладов, по вопросу устройства мировой юстиции, император Александр III наложил следующую резолюцию: « Желаю, чтобы мировые судьи в уезде были упразднены для того, чтобы обеспечить нужное количество земских начальников в уезде и облегчить ему тяжесть платежей».
Восстановление в полном объеме института мировых судей, ликвидированного в 1889 году и фактическое проведение реформ местного суда, произвёл Указ Николая II "О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка", предписывающий обеспечить равенство перед судом лиц всех состояний устанавливающий должное единство в устройстве судебной части империи24. К весне 1906 г. был разработан проект реформы местного суда, являвшийся составной частью столыпинской реформы. Он предусматривал возрождение института мировых судей. Причем изменялся порядок их комплектования: если ранее (по Судебной реформе 1864 г.) судьи выбирались, то по проекту они могли назначаться Министерством юстиции.
Через 23 года (15 июня 1912 года) был вновь принят закон о преобразовании местного суда. Как считает М.В. Немытина, "самым ценным его положением следует считать восстановление в России мировой юстиции и уничтожение института земских участковых начальников".
Этот закон в некоторой степени даже расширил пределы полномочий мировых судей и усилил их зависимость от Министерства юстиции. Однако правительство не торопилось с его реализацией: до Первой мировой войны мировые судьи были введены лишь в 13, а к 1917 году - в 20 губерниях, тогда как Россия насчитывала в то время 97 губерний и областей.
4 мая 1917 г. было издано постановление Временного правительства, согласно которому закон от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. Закон расширил гражданскую (до 1000 рублей иска) и уголовную юрисдикцию мировых судей.
Но в конце концов Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года, принятым Советом Народных Комиссаров, был окончательно упразднён институт мировых судей, который заменили местные суды в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей.