Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 18:32, курсовая работа
Для решения поставленных задач в данной работе мы использовали такие методы научного познания общественных явлений и процессов, как исторический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, статистический и метод правового моделирования.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности мирового суда как самостоятельного государственного института в судебной системе дореволюционной России и Российской Федерации.
Предметом нашего исследования являются организационно-правовые формы деятельности института мировых судей, исторические особенности его формирования, законодательство о мировых судьях и правовой статус мировых судей.
Введение……………………………………………………………………………..
1.История становления мирового суда в России……………………….................
2. Мировой суд в Российской Федерации……………………...................................
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных правовых актов и литературы……………………………
Рассмотрев историю
Мировой суд Российской Федерации представляет собой первичное звено судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.
Идея его создания в современной России обосновывается, по крайней мере, тремя обстоятельствами:
1) возможностью
решения задачи приближения
2) созданием
предпосылок упрощения
3) сокращением в определенной степени весьма значительной нагрузки, приходящейся на федеральных судей.
Функционирование мировых судов, полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей на данный момент устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Основываясь на данных нормативно-правовых актах, мы можем выделить следующие отличительные признаки Мирового суда в Российской Федерации, как низшего звена системы судов общей юрисдикции:
- профессиональный состав корпуса мировых судей (обязательное наличие высшего юридического образования);
- единоличное
рассмотрение дел мировыми
- осуществление
мировыми судьями
-активное
использование мировыми
- обладание особой юрисдикцией.
Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и в том, что в соответствии с перечисленными выше законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых Верховным судом судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.
Законодательством Российской Федерации устанавливается правовое положение мировых судей РФ. Мировой судья – это низшее должностное лицо, уполномоченное единолично в пределах территории судебного участка осуществлять правосудие в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации25.
Деятельность
мировых судей осуществляется в пределах
судебного района на судебных участках.
Судебные участки и должности мировых
судей создаются и упраздняются законами
субъектов Российской Федерации. Судебные
участки создаются из расчета численности
населения на одном участке от 15 до 23 тысяч
человек. В административно-
К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей законодательством Российской Федерации предъявляются следующие требования:
- достижение возраста 25 лет;
- наличие
высшего юридического
-стаж
работы по юридической
-отсутствие
порочащих данное лицо
-лицо
должно сдать квалификационный
экзамен и получить
При этом мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи27.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет28.
Невозможно не упомянуть о том, что на данный момент остро стоит проблема установления порядка назначения на должность мировых судей.
Так, по этому поводу А. А. Шамардин в журнале «Российская юстиция», в частности, писал: «Сама правовая природа института мировых судей предполагает, что они должны получать мандат доверия непосредственно от населения. Кто, как не жители судебного участка, смогут лучше оценить личные и деловые качества кандидатов в мировые судьи? А повторное избрание судьи по истечении срока его полномочий было бы действительно показателем того, что он оправдал оказанное ему народом доверие, стал подлинным гарантом справедливости, защитником прав, свобод и законных интересов людей. В том числе и от произвола местных органов власти. Кроме того, это было бы гарантией независимости мировых судей от государственных органов субъектов Российской Федерации, в полной мере соответствовало принципу разделения властей29.
По мнению В.А. Кальницкого, напротив, законными и предпочтительными в современных условиях являются два варианта: назначение мирового судьи законодательными (представительными) органами субъекта Федерации либо главами администраций. При этом назначение должно осуществляться не по судебным участкам, а по административным районам 30. Вариант назначения на должность не прямыми выборами, а законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации является более предпочтительным, так как такой порядок соответствует и историческим традициям России, поскольку при введении в 1864 г. института мировых судей они избирались Уездными земскими собраниями и Городскими думами.
Но все же некоторые авторы, отказавшись от умозрительного или эмпирического решения вечной дилеммы «избирать или назначать» судей, интуитивно всё-таки высказываются за их выборы31.
До настоящего времени ни в одном из регионов России органы власти так и не сформировали корпус мировых судей путём прямых выборов, несмотря на то, что в Российской Федерации есть территории, где такое действие возможно.
После того, как мировой судья был назначен (избран), он приносит присягу в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» (статья 8)32.
Говоря о правах и обязанностях мировых судей, можно провести их градацию на должностные, присущие им в силу занимаемой должности, производные от задач и функций, а также общие. К общим правам мировых судей относятся такие как:
- ознакомление
с документами, определяющими его
права и обязанности по
- получение
в установленном порядке
- принятие
решений и участие в их
К общим обязанностям мировых судей относятся:
- обеспечение
поддержки конституционного
- добросовестное
исполнение должностных
- обеспечение соблюдения и защиты прав и интересов граждан и другие.
Должностные права и обязанности мировых судей закреплены Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и другими. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные права, обязанности, гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 статьи 6 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» организует материальное и социальное обеспечение судей, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильём, организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей и членов их семей в соответствии с федеральным законодательством33.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Мировые судьи имеют право на:
1. Заработную плату судьи34;
2.Ежегодный оплачиваемый отпуск35;
3. Выходное пособие;
4. Право
на назначение и выплату
5. Право на медицинское обслуживание;
6. Право
на санитарно-курортное
7.Страхование жизни и здоровья;
8. Выплата ежемесячного возмещения;
9. Страхование имущества;
10. Единовременное пособие в связи со смертью;
11. Бесплатный проезд;
12. Возмещение стоимости проезда к месту отдыха и обратно;
13. Расходы по переезду к другому месту службы;
14. Предоставление
жилой площади судьям
15. Компенсация расходов, связанных с наймом жилой площади;
16. Скидка в оплате жилой площади;
17. Право бронирования;
18. Служебное обмундирование.
Законодательством устанавливается порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Финансирование мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным конституционным законом нормативов и производится из федерального бюджета. Это установление ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» призвано обеспечивать единство судебной системы РФ (ст. 3)36. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Следует отметить, что работу мирового судьи обеспечивает аппарат мирового суда, структура и штатное расписание которого устанавливаются законом субъекта РФ. В зале судебных заседаний мировых судей устанавливаются символы государственной власти РФ, соответствующего субъекта РФ. Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта РФ.
Говоря о полномочиях мирового судьи, следует сказать, что основным среди них, является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Он рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных в них вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти37.
К этим полномочиям, в частности, относятся:
- осуществление правосудия;
- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;
- обеспечение
исполнения приговоров и
- дача
разъяснений по вопросам