Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:32, реферат
Цель данного исследования: повышение безопасности дорожного движения в зимний период.
Объектом исследования является процесс дорожного движения и изменение его параметров (аварийность, интенсивность, скорость) под воздействием атмосферных явлений (снег, метель, изменение температуры воздуха и дорожной поверхности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДТП……………………………………………...4
1.1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДТП В ЗИМНИЙ ПЕРИОД…..4
1.2. СТАТИСТИКА ДТП В ЗИМНИЙ ПЕРИОД …………………………...7
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ………………………………………..10
2.1. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ ДОРОГ В ЗИМНИЙ
ПЕРИОД НА СТАТИСТИКУ ДТП…………………………………………….10
2.2. КАК ИЗБЕЖАТЬ ДТП В ЗИМНИЙ ПЕРИОД………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………….25
Наблюдаемая стабилизация и
последующий рост общих показателей
аварийности в течение
Оценка риска ДТП на дорогах общего пользования в зимний период Российской Федерации требует выполнения отдельного анализа, основанного на статистике аварийности и сведениях о среднегодовой суточной интенсивности движения, которые в настоящее время в системном виде имеются только для федеральных дорог в отраслевом банке дорожных данных АБДД «Дорога». Аналогичная информация, содержащаяся в отдельных региональных банках данных для территориальной сети дорог, не всегда регулярно обновляется, а такие региональные банки данных имеются далеко не во всех территориальных органах дорожного управления. Вместе с тем, учитывая, что в структуре федеральных дорог имеются дороги всех категорий, расположенные в различных регионах Российской Федерации, значения показателя риска ДТП для указанных дорог могут служить основой для общих выводов относительно средних значений показателя риска ДТП на дорогах общего пользования. Анализ показывает, что значения показателя риска ДТП на дорогах отдельных типов федеральной сети колеблются в пределах 0,20-0,58 ДТП на 1 млн. авт.-км и в среднем составляют 0,32, а для территориальной дорожной сети - 0,42 ДТП на 1 млн. авт.-км (табл. 1).
Таблица 1
Тип автомобильной дороги |
Риск ДТП, число ДТП на 1 млн. авт.-км | ||
вне населенных пунктов |
в населенных пунктах |
среднее значение | |
Автомобильные магистрали |
0,20 |
- |
0,20 |
Многополосные дороги с разделительной полосой |
0,24 |
0,40 |
0,29 |
Многополосные дороги без разделительной полосы |
0,48 |
0,81 |
0,58 |
Трехполосные дороги |
0,42 |
0,70 |
0,48 |
Двухполосные дороги |
0,26 |
0,44 |
0,30 |
Дороги территориальной дорожной сети |
0,24 |
0,80 |
0,42 |
Уровень развития дорожной
сети, который характеризуется
В этой связи целесообразно
рассмотреть состояние и
В целях дальнейшего развития дорожной сети России, в том числе для повышения уровня безопасности движения, в Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в качестве стратегической государственной задачи запланировано к 2010 г. увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием до 670 тыс. км, а федеральных дорог - до 50 тыс. км. Протяженность многополосных дорог предполагается довести с 4,3 до 8 тыс. км. Если рассматривать указанные конкретные показатели с учетом результатов вышеприведенных исследований влияния развития дорожной сети на безопасность движения, а также сложившуюся диспропорцию в темпах роста численности парка транспортных средств, автомобилизации населения и существенно отстающего от них прироста протяженности дорожной сети, то следует сделать вывод о том, что достижение указанных показателей увеличения протяженности дорог способно стабилизировать состояние аварийности на текущем уровне. Для достижения показателей аварийности среднего уровня безопасности движения, характерного для развитых европейских стран при условии сохранения в среднесрочной перспективе прироста численности парка транспортных средств, протяженность дорожной сети должна быть в 1,5-2 раза больше. С учетом тех бюджетных ограничений, которые имеются в настоящие время, на это потребуется от 15 до 25 лет, при этом решение проблемы устойчивого снижения аварийности должно быть компонентом общей долгосрочной национальной программы развития и совершенствования состояния дорожной сети, основанной на результатах прогноза изменения аварийности не только под влиянием изменения дорожных факторов, но и, например, последствий роста автомобилизации населения. Например, по результатам исследований установлено, что, начиная с уровня автомобилизации свыше 300 автомобилей на 1 тыс. жителей, в целом ряде стран наблюдалось устойчивое снижение количества погибших в ДТП, которое находит свое объяснение во все большем осознании обществом проблем дорожной аварийности. В связи с этим долгосрочные программы развития и совершенствования дорожной сети, учитывающие решение проблем дорожной аварийности, нуждаются в периодической корректировке, уточнении, прогнозе целевых показателей и перечня мероприятий на основе анализа выгод и затрат.
Наряду с масштабным развитием дорожной сети, способствующим повышению уровня безопасности движения, но одновременно требующим огромных капитальных затрат, данная программа должна предусматривать также систему мер по ликвидации опасных участков и повышению пропускной способности автомобильных дорог путем реконструкции таких участков, включая пересечения дорог (уменьшение их количества, устройство канализированных пересечений и строительство развязок в разных уровнях), устройству пересечений в разных уровнях на наиболее загруженных и опасных железнодорожных переездах, реализации мероприятий по повышению безопасности на участках дорог общего пользования, проходящих в пределах населенных пунктов. К числу важнейших мероприятий следует отнести также меры, направленные на снижение тяжести ДТП, - устройство барьерных ограждений, разделяющих встречные транспортные потоки, строительство надземных и подземных пешеходных переходов, освещение дорог, совершенствование организации движения и другие меры, которые в целом способствуют снижению аварийности.
Значимость реализации вышеназванных направлений развития дорожной сети с позиции их влияния на безопасность движения можно оценить, если воспользоваться результатами исследований снижения аварийности, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Меры по развитию дорожной сети |
Среднее снижение числа ДТП с пострадавшими по отношению к исходному уровню до реализации мер, % |
Строительство обходов населенных пунктов |
25 |
Строительство пересечений в разных уровнях с автомобильными дорогами |
40 |
Устройство канализированных пересечений |
30 |
Строительство пересечений в разных уровнях с железными дорогами |
80 |
Реконструкция автомобильной дороги с повышением ее категории |
70 |
В результате реализации вышеперечисленных
и других мер в среднесрочной
перспективе (10-летний период) на основе
расчетов можно ожидать увеличение
пропускной способности наиболее загруженных
и аварийных участков дорог в
1,5-3 раза, а в среднем по дорожной
сети - на 10-12% при одновременном
Таким образом, вышеприведенный
анализ показывает, что программы
развития дорожной сети в России требуют
решения ряда актуальных задач в
сфере обеспечения безопасности
движения, к которым следует отнести
совершенствование методов
Официально регистрируемая ГИБДД доля ДТП, в которых неблагоприятные дорожные условия способствовали их возникновению, являлась стабильной в течение целого ряда лет и, как правило, не превышала 12% от всех ДТП, а начиная с 2000 г., получила тенденцию к росту благодаря, главным образом, формальным мерам по расширению учета несоответствия параметров дорог нормам на проектирование.
Согласно официальной статистике, к числу основных дорожных факторов, способствующих возникновению ДТП, относятся: неудовлетворительные ровность и сцепные качества покрытия, отсутствие разметки проезжей части, ограниченная видимость и несоответствие параметров геометрических элементов дороги ее категории.
Также увеличилась частота
регистрации ДТП, произошедших из-за
недостаточного освещения дорог. Столь
высокая вариабельность по годам
вероятности возникновения ДТП
по отдельным факторам дорожных условий
(например, по причине несоответствия
параметров дорог их категории) не соответствует
фактическому положению вещей - технический
уровень дорожной сети за тот же
период времени не претерпел столь
существенных изменений. В последние
годы наблюдается некоторая
Значимость мероприятий
по улучшению транспортно-
Таблица 3
Меры по повышению транспортно- |
Среднее снижение числа ДТП с пострадавшими по отношению к исходному уровню до реализации мер, % |
Устройство шероховатых
поверхностных обработок |
20 |
Повышение ровности дорожных покрытий |
18 |
Устройство искусственного освещения в необходимых местах |
25 |
Обеспечение в полном объеме работ по зимнему содержанию дорог |
45 (в зимний период года) |
Комплексный ремонт покрытий проезжей части и обочин |
40 |
Достигнуть планируемого, весьма значительного, снижения дорожной составляющей в общем объеме аварийности в условиях ограниченных финансовых ресурсов можно за счет реализации следующих мер:
• адресного планирования мероприятий по повышению безопасности движения, главным образом, на опасных участках дорожной сети, где аварийность тесно связана с дефектами эксплуатационного состояния, т.е. там, где эффективность мероприятий с позиции соотношения затрат и выгод будет наибольшей;
• обязательного включения мероприятий по повышению безопасности движения в состав работ, предусмотренных ежегодными и среднесрочными программами ремонта дорог, что сократит общие расходы на мероприятия по снижению аварийности;
• приоритетного выполнения сравнительно недорогих мероприятий по повышению безопасности движения, связанных с содержанием дорог и регламентированием режимов движения транспортных средств;
• совершенствования нормативно-
• развития научных основ
прогнозирования возникновения
ДТП, связанных с дорожными
Информация о работе Особенности эксплуатации автомобиля при низких температурах