Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 23:58, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в изучении основных направлений и методов инновационного развития страховой деятельности, связанных с повышением ее эффективности. Достижение поставленной цели осуществляется путем рассмотрения ряда логических взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
дать определение инновации и изучить основные этапы инновационного процесса;
рассмотреть инновационную политику, применяемую на предприятиях;
определить роль и место инноваций в повышении эффективности страховой деятельности;
выявить специфические особенности функционирования страхового рынка России;
рассмотреть способы контроля инновационной деятельности в страховой компании;
изучить возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Основные подходы к определению инноваций
1.2 Основные этапы инновационного процесса
1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ ИННОВАЦИОНОГ ПРОЦЕССА В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО "РУССКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
2.1 Общая характеристика коммерческой деятельности ОАО "Русской страховой компании"
2.2 Цели, задачи и этапы контроля в страховой компании
2.3 Возможные варианты внедрения контроллинга в страховой компании
2.4 Организация службы контроллинга инноваций в ОАО "Русская страховая компания"
ГЛАВА 3. ОСОБЕНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Инновации как фактор развития страховой деятельности. Стратегия инновационного развития
3.2 Маркетинг как инструмент внедрения инновационных разработок на страховом рынке
3.3 Тенденции современного страхового рынка в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 3 файла

233653.rtf

— 5.77 Мб (Скачать файл)

Процессно-утилитарный подход в отличие от объективно-утилитарного добавляет к определению термина "инновация" то, что инновация в данном случае представляется в качестве комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства. Этот подход позволяет рассматривать всю систему экономических отношений в сфере новшеств и нововведений, но в его рамках отношения потребления главенствуют и подчиняют себе все другие. Последнее оправдано только некоторых коммерциализируемых новшеств и нововведений и неприемлемо к фундаментальным, базисным новшествам, которые не коммерциализируются до тех пор, пока не превратятся в конкретные, прикладные, улучшающиеся новшества. К тому же данным подходом разрывается рассмотрение всего инновационного процесса, так как выпадают важнейшие его начальные стадии - фундаментальные исследования, которые создают многие новшества и нововведения на уровне идеи, и прикладные исследования, которые приспосабливают новшества и нововведения к конкретным производственным возможностям. Ведь только законченность прикладного исследования позволяет осуществлять коммерциализацию новшества.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложением средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Так, И.Т. Балабанов под инновацией понимает инвестицию в новацию. Более того, он переходит к объектно-финансовому подходу, когда представляет инновацию как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и тому подобное.

Анализ различных определений инновации зарубежными экономистами приводит к выводу, что специфическое содержание инновации в условиях рыночной экономики и предпринимательства в большей мере соответствует процессно-утилитарного подходу со всеми его недостатками с позиций рассмотрения всей системы экономических отношений, а не только отношений обмена и потребления новшеств в процессе коммерциализации инноваций.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

внедрение нового, то есть данной отрасти промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Для той ситуации, в которой осуществляются такого рода новые комбинации, и для понимания возникающих при этом проблем важны две вещи. Во-первых, может случиться, что новые комбинации осуществляют те же самые люди, в руках которых находится процесс производства или пути реализации товаров в рамках старых комбинаций, вытесняемых новыми в связи с их устареванием. На самом деле новые комбинации или воплощающие их фирмы, промышленные предприятия вначале не просто вытесняют старые, которые были бы просто не в состоянии сделать значительный шаг вперед, а сосуществуют наряду с ними.

В зависимости от акцента исследования можно рассматривать инновации как: процесс; систему; изменение; результат. В конечном счете, инновация как экономическая категория может иметь различные значения в разных контекстах, выбор которых зависит от конкретных целей изменения, анализа системы экономических отношений в сфере новшеств или нововведений.

 

 

1.2 Основные этапы инновационного процесса

 

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и наконец, сбыта, - процесс коммерциализации товара.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционной проекта.

В общем виде инновационные процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок. Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний и выявление существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (НИР). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных научно - исследовательских исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы - это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К опытно-конструкторским работам относят: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимая в разное время другими коллективами, отладка и доработка, как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-исследовательских центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. На стадии предсерийного производства выполняются опытные и экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя .

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства. Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, то есть периоды его подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции. (Приложение 1.)

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, то есть первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые применения и рынка, а, следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая в сферу оказания услуг. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

 

 

1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии

 

Управление инновациями - это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

Инновации условно можно разделить на два уровня: к первому относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство, инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство; ко второму принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире. Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго - обязательны для всех предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия не происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.

Недостаточное внимание к инновациям не только приводит к падению объемов продаж, что происходит сегодня, но и главное, является базисной основой глубокого глобального кризиса в будущем. Как показывает опыт инновационного и управленческого консультирования, на сегодня в России около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). При этом если на отдельных предприятиях данная проблема становится все более острой и актуальной, то на большинстве в силу экономического кризиса она уходит на второй план, и, следовательно, инновационная деятельность сокращается.

Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (микроэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствии с усовершенствованными технологическими системами.

В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях: сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции; нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники; резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная "утечка мозгов" за рубеж; отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организационных структур; чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций); ограниченность распространения инноваций (внедрение на одном-двух предприятиях); чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1 млн. руб.); отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий); практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10 лет, развал отраслевой академической и вузовской науки, отсутствие разумной промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоемкого сектора.

233653.rtf

— 5.77 Мб (Скачать файл)

Процессно-утилитарный подход в отличие от объективно-утилитарного добавляет к определению термина "инновация" то, что инновация в данном случае представляется в качестве комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства. Этот подход позволяет рассматривать всю систему экономических отношений в сфере новшеств и нововведений, но в его рамках отношения потребления главенствуют и подчиняют себе все другие. Последнее оправдано только некоторых коммерциализируемых новшеств и нововведений и неприемлемо к фундаментальным, базисным новшествам, которые не коммерциализируются до тех пор, пока не превратятся в конкретные, прикладные, улучшающиеся новшества. К тому же данным подходом разрывается рассмотрение всего инновационного процесса, так как выпадают важнейшие его начальные стадии - фундаментальные исследования, которые создают многие новшества и нововведения на уровне идеи, и прикладные исследования, которые приспосабливают новшества и нововведения к конкретным производственным возможностям. Ведь только законченность прикладного исследования позволяет осуществлять коммерциализацию новшества.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложением средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Так, И.Т. Балабанов под инновацией понимает инвестицию в новацию. Более того, он переходит к объектно-финансовому подходу, когда представляет инновацию как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и тому подобное.

Анализ различных определений инновации зарубежными экономистами приводит к выводу, что специфическое содержание инновации в условиях рыночной экономики и предпринимательства в большей мере соответствует процессно-утилитарного подходу со всеми его недостатками с позиций рассмотрения всей системы экономических отношений, а не только отношений обмена и потребления новшеств в процессе коммерциализации инноваций.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

изготовление нового, то есть еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;

внедрение нового, то есть данной отрасти промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Для той ситуации, в которой осуществляются такого рода новые комбинации, и для понимания возникающих при этом проблем важны две вещи. Во-первых, может случиться, что новые комбинации осуществляют те же самые люди, в руках которых находится процесс производства или пути реализации товаров в рамках старых комбинаций, вытесняемых новыми в связи с их устареванием. На самом деле новые комбинации или воплощающие их фирмы, промышленные предприятия вначале не просто вытесняют старые, которые были бы просто не в состоянии сделать значительный шаг вперед, а сосуществуют наряду с ними.

В зависимости от акцента исследования можно рассматривать инновации как: процесс; систему; изменение; результат. В конечном счете, инновация как экономическая категория может иметь различные значения в разных контекстах, выбор которых зависит от конкретных целей изменения, анализа системы экономических отношений в сфере новшеств или нововведений.

 

 

1.2 Основные этапы инновационного процесса

 

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и наконец, сбыта, - процесс коммерциализации товара.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации. Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения. В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционной проекта.

В общем виде инновационные процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых исследований и прикладных исследований и разработок. Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний и выявление существенных закономерностей. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса - прикладные научно-исследовательские работы (НИР). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведении прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных научно - исследовательских исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы - это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К опытно-конструкторским работам относят: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимая в разное время другими коллективами, отладка и доработка, как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-исследовательских центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. На стадии предсерийного производства выполняются опытные и экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый - это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй - доведение новой продукции до потребителя .

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства. Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчет кривую жизненного цикла изделия, то есть периоды его подъема и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции. (Приложение 1.)

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, то есть первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые применения и рынка, а, следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая в сферу оказания услуг. В конечном счете, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

 

 

1.3 Управление и стратегия инновационной политики на предприятии

 

Управление инновациями - это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства.

Инновации условно можно разделить на два уровня: к первому относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство, инноваторы, которые внедряют их, получают первичное превосходство; ко второму принадлежат изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно. Их внедряют уже предприятия-имитаторы, такие новинки не являются новыми в мире. Если инновации первого уровня могут и не внедряться на всех предприятиях, то второго - обязательны для всех предприятий, желающих выжить в условиях конкуренции. Этим и определяется актуальность проблемы управления инновациями практически для всех предприятий и организаций. Инновации внутри предприятия не происходят сами собой, для этого требуется система управления инновациями на предприятии.

Недостаточное внимание к инновациям не только приводит к падению объемов продаж, что происходит сегодня, но и главное, является базисной основой глубокого глобального кризиса в будущем. Как показывает опыт инновационного и управленческого консультирования, на сегодня в России около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями, в том числе с освоением и внедрением инноваций (новых изделий, технологий, оборудования и материалов). При этом если на отдельных предприятиях данная проблема становится все более острой и актуальной, то на большинстве в силу экономического кризиса она уходит на второй план, и, следовательно, инновационная деятельность сокращается.

Современное производство характеризуется инновациями и стремлением использовать более совершенную технологию, новые товары и услуги. Внедрение в производство новых технологий (микроэлектроники, биотехнологии, новых материалов) вызывает необходимость приведения содержания и организации производства, квалификации и образовательного уровня персонала в соответствии с усовершенствованными технологическими системами.

В настоящее время имеют место следующие проблемы управления инновациями на предприятиях: сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции; нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники; резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная "утечка мозгов" за рубеж; отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организационных структур; чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций); ограниченность распространения инноваций (внедрение на одном-двух предприятиях); чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1 млн. руб.); отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий); практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10 лет, развал отраслевой академической и вузовской науки, отсутствие разумной промышленной и научно-технической политики, что поставило во главу угла проблему фактической выживаемости наукоемкого сектора.

Allbest.ru Home.html

— 137 байт (Скачать файл)

Информация о работе Развитие инновационного потенциала на примере ОАО "Русской страховой компании"